на главную страницу

10 Сентября 2005 года

Комментарий недели

Суббота

Будем здоровы, россияне?

Матвей КОРОЛЕВ, президент Фонда поддержки народных инициатив.



На этой неделе тема ситуации в отечественном здравоохранении дважды получала широкий общественный резонанс. 5 сентября Президент РФ Владимир Путин в своем выступлении на встрече с членами правительства, руководством палат парламента и членами президиума Госсовета провозгласил повышение качества жизни как «ключевой вопрос государственной политики». Затем, 7 сентября, к депутатам Госдумы обратился министр здравоохранения и социального развития Михаил Зурабов.
В чем смысл президентских начинаний по защите здоровья нации?


     ОСОБОЕ ВНИМАНИЕ предполагается сосредоточить на развитии первичного медицинского звена, без которого не могут нормально существовать небольшие города, поселки и деревни. Усилится работа по профилактике заболеваний и регулярной диспансеризации населения. Серьезный импульс получит развитие материальной базы медучреждений: в ближайшие два года новым диагностическим оборудованием будут оснащены 10 тысяч муниципальных поликлиник, треть из них – сельские. Современное оборудование получат многие районные больницы и фельдшерские пункты. Словом, технологическая модернизация затронет почти все первичное звено здравоохранения, где на сегодняшний день уровень изношенности оборудования составляет 65 процентов.
     С начала 2006 года повысится уровень денежного содержания ряда категорий медперсонала. Так, зарплата участковых терапевтов, педиатров и врачей общей практики в среднем вырастет на 10 тысяч рублей, медсестер – на 5 тысяч.
     Особо надо отметить планы развития существующих центров высоких медицинских технологий и строительства новых в российских регионах, включая Сибирь и Дальний Восток. Число наших сограждан, получающих высокотехнологичную медицинскую помощь, к 2008 году должно увеличиться в четыре раза.
     Конкретные, эффективные и очень нужные сегодня инициативы. Что привлекает в них в первую очередь – это ориентированность на низовой уровень медучреждений, на решение проблем простых граждан, которые их посещают.
     Повторяя слова президента, Михаил Зурабов также говорил об укреплении первичного звена оказания медпомощи, перспективности амбулаторной медицины, профилактике и высоких медицинских технологиях. Уже от себя добавлял фразы о необходимости продолжения и углубления проводящейся в стране реформы здравоохранения, о предстоящих увеличениях бюджетных расходов на медицину. В целом тон выступления министра здравоохранения был вполне оптимистичным.
     СТОИТ ЛИ, однако, разделять этот оптимизм? Ни для кого не секрет, что за последние десять лет ситуация с медицинским обслуживанием по стране не улучшилась. Более того, в последние годы эта тенденция приобрела несколько новый оборот.
     К примеру, в рамках монетизации была фактически сломана система льготного доступа нуждающихся к лекарственным средствам. Взамен получили непродуманный и неэффективный механизм, когда врачи боятся выписывать «льготные» рецепты – проверяющий из Минсоцразвития может заставить их возместить стоимость лекарства. Нужных лекарств в аптеках нет: пять частных фирм, выбранных Минсоцразвития, физически не могут поставить их 20 тысячам аптек по стране, при этом «переварив» в 2005 году 50,8 млрд. руб. Проще отказаться от бесплатного рецепта и брать деньгами – 350 рублей в месяц, а если не хватит – доплачивать до рыночной стоимости. Можно также лечь в больницу, там лекарства бесплатные - кстати, после монетизации стационары стали активно заполняться. В конечном итоге и тот и другой способ неизбежно спровоцирует рост цен на лекарственные средства, а он сведет на нет реальную стоимость тех ежемесячных 350 рублей, которые получают наши пенсионеры, инвалиды и ветераны.
     Или другой пример – бурное развитие коммерческих услуг в государственных медицинских учреждениях. Бесплатно там, пожалуй, что осмотрят и дадут предварительный диагноз. За более тщательные исследования и качественное лечение приходится платить. По словам того же Зурабова, уже сейчас население доплачивает за медпомощь примерно 85 млрд. рублей, в то время как поступления в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования составляют 190 млрд. рублей. То есть люди оплачивают одну треть тех услуг, которые должны предоставляться на безвозмездной основе.
     В советские годы здравоохранение, при всех его проблемах и неповоротливости, позволяло гражданам страны получать качественную и бесплатную медицинскую помощь. Что мешало нам уже после СССР создать достойную систему медобеспечения? Что можем мы позаимствовать из опыта прошлой эпохи?
     Советская система здравоохранения основывалась на тесной связке между прикладной медициной и наукой. Роль столпа отечественной медицины принадлежала Академии медицинских наук СССР. В ее ведении находилось большинство научно-исследовательских институтов, центров и лабораторий. Результаты их деятельности анализировались, обобщались, на их основе принимались акты Минздрава СССР, они распространялись в виде опыта по системе медучреждений всей страны. Это позволяло отбирать интересные разработки, продолжать исследования, оказывать методическую помощь другим медучреждениям, находить перспективных ученых-медиков, проводить эффективную кадровую политику. Существовала интегрированная, централизованная система здравоохранения, где интегрированы были научные разработки, исследовательские институты и практика, а механизм управления научными и лечебными учреждениями - централизован. Это позволяло достигать хороших результатов при относительно невысоких бюджетных затратах.
     Централизованно-интегрированная система советского здравоохранения, складывавшаяся на протяжении десятилетий, была демонтирована в начале 1990-х годов - она явно не вписывалась в новые реалии. Кроме того, началось резкое сокращение государственных расходов на здравоохранение… В последующие годы предпринималось немало попыток реформировать медицинскую сферу, но успехом они не увенчались.
     Недавно, с учетом идей либерального финансово-экономического блока правительства, была начата кампания по окончательному переводу здравоохранения на рыночные рельсы. Задумывалось много «интересного», вплоть до ликвидации гордости нашей медицины – педиатрии. Только опасность широкого народного недовольства и запредельные финансовые затраты вынудили правительство немного отступить. Выступая в Госдуме, Михаил Зурабов фактически признал, что реформа отодвинется на два-три года, а пока Минсоцзащиты будет использовать имеющиеся механизмы, а также дополнительные денежные ресурсы, финансируя за их счет медучреждения.
     НО ЧТО ПОТОМ? Перевод здравоохранения на рыночные рельсы станет фактически упразднением системы бесплатного медицинского обслуживания, а это в условиях постоянно ухудшающейся демографической ситуации просто недопустимо. С 1993 года Россия ежегодно теряет порядка 800 тысяч жителей, а уже за первое полугодие этого года – 460 тысяч. От болезней умирают до 78 процентов россиян.
     Думается, сегодня нам необходимо как можно ответственнее подойти к проблеме создания обновленной системы, которая, не отрицая коммерческие элементы, обеспечила бы преемственность принципа всеобщей бесплатной медицинской помощи. Как сказал президент, «нужны решительные и продуманные шаги по системной модернизации отрасли».
     Сегодня предлагается целый ряд различных вариантов такой модернизации, но в любом случае ей не обойтись без формирования мощного сегмента бесплатной медицины, единого централизованного комплекса, состоящего из научных структур Российской АМН, государственных медицинских учреждений - вплоть до регионального и муниципального уровней.
     Важно восстановить интегрированность системы здравоохранения - в этом будет гарантия эффективности использования выделяемых бюджетных средств. Государственная поддержка здравоохранения должна направляться исключительно в медучреждения бесплатного сектора, где и должен развиваться потенциал научно-технологического прорыва отечественной медицины. Только тогда станут возможными скоординированные программы исследований, широкое апробирование их результатов, быстрый процесс внедрения. Повысится качество и объемы предлагаемых населению медицинских услуг.
     Преимущества такого подхода очевидны. Дело за малым – убедить правительство.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex