на главную страницу

13 Сентября 2005 года

Армия и общество

Вторник

Когда зацветут «налоговые оазисы»?

Василий СЕМЕНОВ.



Недавно указом Президента РФ создано Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами. О целях и задачах нового ведомства наш специальный корреспондент беседует с его руководителем - заслуженным юристом Российской Федерации, доктором юридических наук Юрием ЖДАНОВЫМ.

     - Юрий Николаевич, особые экономические зоны (ОЭЗ) с некоторых пор стали называть потенциальным мотором развития страны. Насколько благозвучная метафора оправдана?
     - Сегодня многих людей в стране и за рубежом интересует смысл стратегического проекта и результаты от его внедрения на перспективу. Думаю, нетривиальное любопытство. Ведь на ОЭЗ возлагаются серьезные надежды. Солидные аналитики, продолжая образный ряд, действительно рассматривают их как некий локомотив отечественной экономики.
     Не надо иметь семь пядей во лбу, чтобы понять: появление мощных базовых «точек роста» по определению должно всколыхнуть ситуацию не только в субъектах-донорах, но и в тех регионах, где годами не представляли жизни без внушительных вливаний из госбюджета. Мы в начале пути, и было бы наивно проводить параллели, например, с известной американской «Силиконовой долиной», которая процветает многие десятилетия и, если не ошибаюсь, осуществляет 20 проц. мирового производства средств вычислительной техники. Однако растущий суверенный кредитный рейтинг России, динамика инвестиционного уровня позволяют нам с оптимизмом смотреть в завтрашний день. По научным прогнозам, ОЭЗ будут не только привлекать в Россию капитал, но и тормозить «отток талантливых мозгов» за границу. Об эффекте подобных мер говорить много не приходится.
     - Тем самым наша страна, не желая пребывать на периферии цивилизации, подключается к лучшему мировому опыту…
     - Можно сказать и так. Нынче на планете особых, их еще называют свободными, экономических зон более тысячи. Большинство - успешные. Как свидетельствует западная статистика, в первой половине XXI века через них будет проходить свыше 1/3 мирового товарооборота.
     - Один из крупных восточных партнеров - Китай - давно делает ставку на сотни ОЭЗ, своеобразных «налоговых оазисов». У него есть чему поучиться?
     - Все лучшее мы берем на заметку. Правда, экономзоны КНР имеют специфику, разный статус. Есть даже межгосударственные, когда вкладывают инвестиции две страны: Китай и Сингапур. Кстати, Китай немало перенял у своего регионального компаньона. Создателем первой преуспевающей ОЭЗ на Юго-Востоке считают Ли Кван Ю. Когда с делегацией вице-губернаторов еще в ранге помощника премьер-министра я побывал в Сингапуре, то встречался с этим очень глубоким человеком. Было интересно слышать, как он делился в свое время с Дэн Сяопином собственными воззрениями. Мудрый Дэн оценил размах бурного роста экономики за счет налоговых и таможенных освобождений, постарался «взрастить» подобную систему на китайской почве.
     - Какова продолжительность жизни создаваемых в России ОЭЗ?
     - По закону - 20 лет. Хотя мир оперирует более масштабными категориями. В том же Китае - 50. Примечательно, что на мой вопрос, какая судьба ждет мощные «точки роста» через полвека, глава комитета по развитию и реформе КНР господин Ма Кай ответил: «Не знаю». И это, считаю, честная позиция. Выбор сделает будущее поколение: последует ли пролонгация режима ОЭЗ, будут ли изменения и что станет с собственностью, в которую вкладывают финансы крупные инвесторы. А инвестиции в КНР, как известно, идут огромные.
     - А что на Западе?
     - Мы посмотрели удачные ОЭЗ в Восточной Европе. В частности, в Польше. Знаем и позицию ЕС на проблему: сокращение и ликвидация свободных экономических зон. Но вот парадокс: тот же Брюссель в рамках госагентства по инвестициям намечает развитие подобных проектов в Бельгии. Или такой пример. Международная организация - ВТО - тоже протестует, а правительства многих стран под любым предлогом пытаются продлить жизнь экономзонам. И дело не в инерции мышления: идет массированная финансовая подпитка различных секторов экономики. И просто так, без аналогичных эквивалентов, вряд ли кто откажется от этого. Поэтому российский проект - не дань какой-то моде. В нем сконцентрированы солидные знания.
     - Юрий Николаевич, во времена СССР, да и в новой России, кажется, были примерные вариации на тему стимулирования экономики?
     - И да, и нет. Довольно неординарная для соцстраны идея действительно возникала в 1980-е годы. Но «свободные зоны» рассматривались как элемент государственной внешнеэкономической политики… К теме «льготных налоговых гаваней» возвращались и в 1990-е. Но в Союзе благую идею, простите, угробила «нестыковка» партийных догм. В РФ - отсутствие четкого федерального закона.
     Не будем лукавить, тогда возник сумбур. Многое отдали на откуп местным властям, которые стремились по максимуму выжать из льготного режима федерального уровня. Если экономзоны и дали некоторый импульс развитию, то исключительно в Калининградской области.
     Сейчас эта работа в России систематизирована. Многие установки переосмыслены. Удалось снять с повестки ряд каверзных застарелых вопросов. Наяву компромисс между желанием Министерства финансов пополнять казну за счет налогов, естественным стремлением таможни собирать максимально больше средств по своему профилю деятельности и нашими планами создавать льготные «налоговые гавани».
     - Часто говорят о двух типах ОЭЗ в России. В чем их принципиальное отличие?
     - Технико-внедренческие зоны ориентированы на поддержку приоритетных научных разработок, которые можно, как говорится, материализовать в конечном продукте. С перспективой быть востребованным на рынке в течение десяти и более лет. Напомню, что на 20 лет определен статус резидента ОЭЗ. Кстати, интересных разработок в стране сотни. Хотя резидентом может стать также иностранная компания, сумевшая предложить производство того или иного наукоемкого продукта в области биотехнологии, нанотехнологии и т.п.
     - Законодательно все проработано?
     - Безусловно. Подобные ОЭЗ могут размещаться на площади до 2 кв. км. Кроме того, каждый субъект Федерации может иметь две площадки. Или, как еще говорят, два «пятна». Они будут завязаны на крупные научно-исследовательские центры, на вузовский потенциал в области прикладной физики, химии…
     Промышленно-производственные зоны - более сложный вид по капиталоемкости и по масштабам. Речь о площадях в 20 кв. км, о вливании не менее 10 млн. евро. Причем миллион должен быть освоен уже в первый год инвестирования. Конечно, такое под силу крупным заводам, предприятиям-гигантам различного профиля: автомобилестроение, нефтехимия… Исключаются из перечня те, которые заняты добычей полезных ископаемых, связанные с сырьевым сектором. Развитие подобных зон зависит от солидных инвесторов и крупных финансовых поступлений.
     Расчеты показывают: экономически это очень выгодно для регионов, особенно дотационных. Возьмите социальные аспекты. Наличие ОЭЗ позволит поднять уровень трудовой занятости населения, решать проблемы демографической и миграционной политики. Да и сам факт создания многотысячных коллективов востребует свежие ресурсы на обучение и подготовку рабочих, инженерных, хозяйственных и управленческих кадров. И конечно же обернется насыщением рынка высококачественными товарами.
     - Юрий Николаевич, первую скрипку надлежит играть частному капиталу?
     - Государство не остается в стороне. Выделяет землю под ОЭЗ. Участвует в создании инфраструктуры за счет федерального и регионального бюджетов. Всячески повышает надежность проекта для инвесторов…
     - Насколько привлекательны в законе налоговые и таможенные льготы?
     - Мы в начале пути, и сказать, что с ходу создаем суперпривлекательные условия для бизнеса, было бы опрометчиво. В других странах уже существуют более длительные налоговые каникулы. Думаю, что у нас тоже есть послабления, которые заинтересуют инвесторов. А значит, станем создавать необходимые условия для экономического рывка.
     - Вы можете назвать конкретные цифры?
     - Разумеется. Льготы, предоставляемые государством потенциальным резидентам, изложены в законе. Они открыты, доступны. Так, в области таможни - это правило «свободного таможенного склада», таможенной зоны. В области налогообложения - освобождение на 5 лет от налога на недвижимость. Снижение ставки единого социального налога до 14 проц... В целом привлекательность по сравнению с общими правилами игры на рынке существенна - доходит до 30 проц.
     - Мы говорим о двух типах ОЭЗ, которые будут «подключены» к бюджету на будущий год. Но есть ли вероятность того, что законодательные решения расширят существующий диапазон? В «просвещенных кругах» поговаривают о будущих зонах - туристско-рекреационных…
     - Законопроект о таковых уже разработан нами и представлен в Государственную Думу. Надеемся, осенью будет принят и у нас появится, вы правильно назвали, туристско-рекреационные зоны. Что имеется в виду? Создание эффективной индустрии туризма в таких регионах, как Иркутская область. Прежде всего - озеро Байкал. Разумеется, Краснодарский край. В перечне окажутся другие известные «жемчужины», привлекающие наших и зарубежных туристов.
     Главная цель - раскрутить туротрасль в России. Поднять на уровень мировых стандартов. Мы плотно работаем с агентством по туризму. Участие государства здесь в обозначенных пределах: выделения бюджетных средств на инфраструктуру, коммуникации, решение вопросов по землеотводам. А вот возводить «звездные» отели, развивать индустрию следует за счет крупных частных капиталов.
     - Хочу уточнить: будущее вступление России в ВТО и образование особых экономических зон. Здесь нет противоречий?
     - Мягко выражаясь, пока не все гладко. Однако Россия сознательно пошла на обусловленные изъятия из общих подходов к ВТО. Как это, кстати, сделали та же Польша, государства, которые готовятся к вступлению в Евросоюз. Предстоят переговоры, и они должны привести к совпадению интересов.
     К тому же наш проект рассчитан на 20 лет. ОЭЗ будут работать в режиме, который заявлен, и не смогут радикально изменить вектор внушительного экономического механизма в стране. Мы будем двигаться в ВТО, а появление особых зон не остановит этот процесс.
     - Правда ли, что субъекты РФ уже засыпали предложениями, от которых трудно отказаться?
     - Не все так просто. Предстоит жесткая конкуренция. Сценарий таков. Уже в сентябре правительство, надеемся, утвердит регламент конкурсных процедур. Правила игры будут объявлены. И тогда станем принимать официальные заявки на открытие ОЭЗ. К слову, неофициально они действительно поступают и в Администрацию Президента, в правительство и к нам напрямую. Более 40 заявок только на технико-внедренческие зоны. Немало их есть и на промышленно-производственные. Но шанс победить в конкурсе имеют регионы, сумевшие привлечь серьезных консультантов, в том числе и зарубежных. У них на выходе проектно-сметная документация. Сформирован пул инвесторов. Есть и крупный стратегический инвестор. Учтен опыт прежних лет.
     - Можно с адресами?
     - Московская область продуктивно занимается подобными планами. В частности, Дубна - один из убедительных вариантов. Заманчивые предложения поступили из Калужской области. Есть из Сибири: Томска, Новосибирска… Шанс на успех технико-внедренческих зон зависит, конечно, и от научных коллективов РАН, крупных вузов, которые занимаются бизнес-инкубаторами, а уникальные разработки и открытия продвигают на рынок.
     Я убежден, что Россия обречена занять ведущие позиции в сфере биотехнологий. Есть масса конструктивных предложений в области мирного использования атома… Мы просто обязаны поддержать восходящий процесс там, где не хватает последнего шажка к значительным открытиям. А они-то и сулят возрастание авторитета нашей науки, появление продукции, которая будет нарасхват в стране и за ее пределами.
     - Юрий Николаевич, насколько будет учитываться местный колорит, к примеру, заштатного сибирского города N и Сочи? И что, на ваш взгляд, обеспечит объективность «конкурсной основы»?
     - Мы видим уже крен по промышленно-производственным зонам. Особенно среди дотационных районов Дальнего Востока. Но если будет отсутствовать программа с заданным экономическим эффектом, то такие соискатели вряд ли будут рассмотрены на первом конкурсном этапе… Особо важна здесь роль губернаторов, местного бизнеса, региональных властей. В противном случае инвесторов и танком не затянешь. Очень много зависит, образно выражаясь, от индекса «игры разума», от умения определить уникальный вариант вложения финансов. Тогда вопрос, кому отдать предпочтение: Сочи или, как вы сказали, заштатному городу N, не будет стоять остро.
     - В какие сроки можно ожидать возникновения ОЭЗ?
     - Скорее всего, это произойдет в промежутке октябрь - начало ноября. Для начала планируем открыть не более 10 зон.
     - Когда вы рассказывали о наукоградах, мне подумалось о реальных наработках мощного ВПК. Возможно ли его участие в новых формах ОЭЗ? Или пересечение экономических интересов и исключительно забот оборонного характера исключается?
     - Скажу так: чисто военное производство по понятным причинам не наша песня. Если же научно-исследовательские коллективы, работающие в области обороны, занимаются и гражданским сектором, продукцией, которая может быть использована в общедоступных целях, тогда двери открыты. Подобные коллективы, группы могут стать резидентами зон. При условии, подчеркну особо, что они не будут иметь отношения к вооружению, к его разработкам. Ко всему, что непосредственно связано с деятельностью Вооруженных Сил.
     - Указ президента о создании Федерального агентства подписан сравнительно недавно. Удалось ли вам определиться с командой хотя бы в первом приближении?
     - Вопрос кадровый - всегда задача с неизвестными. Многое надо взвесить, оценить, не промахнуться в выборе. Но основной состав уже сформирован. Центральный аппарат по решению правительства - 185 человек.
     - СМИ сообщают, что некоторые государства изъявляют готовность создать совместную экономическую зону. Насколько это реально в будущем и станете ли вы консультироваться с МИДом?
     - Все, что связано с крупными иностранными компаниями, будущими партнерами, мы будем согласовывать не только с МИДом, но прежде всего с Министерством экономического развития и торговли. Ведь оно является главным генератором внешнеторговой политики. Что касается создания межгосударственных ОЭЗ, то пока мы не готовы к диалогу. А вот участие крупных зарубежных компаний находится в правовом поле.
     - Выгодное дело, увы, нередко пытаются скомпрометировать. Есть ли контрмеры на этот счет? И насколько опыт следователя военной прокуратуры, которым вы лично располагаете, может быть востребован в форс-мажорных обстоятельствах?
     - Вряд ли кто сомневается, что Остапы Бендеры в стране еще не перевелись. Но если серьезно, мы ломаем голову и над возможными схемами-уловками, чтобы «перекрыть кислород» мошенникам, исключить возможности банального ухода от налогов. Скажу больше. Уже наладили прочные контакты с Федеральной налоговой службой. Возможно, в пределах территорий ОЭЗ будем действовать совместно, дабы не допустить девальвации проекта государственной важности.
     - Ваше ведомство располагается буквально под крышей, я без подтекста, МЭРТ РФ. Случайность или можно думать о плановом сочетании интеллектуальных сил во благо страны, ее способности удваивать ВВП?
     - Никаких сюрпризов. В соответствии с указом Президента РФ наше Федеральное агентство подчинено Министерству экономразвития и торговли. Эта концепция весьма продуктивна, позволяет меньше времени тратить на всевозможные согласования, проработку значимых проблем. Да и сроки выхода документов в правительство, поверьте, становятся гораздо динамичнее.
     На снимке: Особые экономические зоны станут локомотивом российской промышленности.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex