на главную страницу

13 Сентября 2005 года

Планета людей

Вторник

Достояние человечества

Алексей ЛЯЩЕНКО.



14 сентября в Нью-Йорке начнет работу юбилейная, 60-я Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций (ООН). На ее открытие ждут порядка 170 глав государств и правительств со всего мира, Россию будет представлять Президент Владимир Путин. Политики собираются не только для того, чтобы отметить 60-летие крупнейшего международного форума (в конце июня в Сан-Франциско торжественно отмечали юбилей подписания Устава ООН). Им предстоит утвердить реформу организации, которая, как считается, должна стать самой радикальной за годы ее существования. Удастся ли, несмотря на очевидные огромные различия в национальных интересах, типах государственного устройства и идеологиях стран - членов Организации, добиться консенсуса в этом вопросе?

     
Новая реальность – новая организация

     В 1945 году представители 50 стран собрались в Сан-Франциско на конференции Объединенных Наций по созданию международной организации, чтобы разработать Устав ООН. В основу работы делегаты положили предложения, выработанные представителями Китая, Советского Союза, Великобритании и США в августе - октябре 1944 года. Устав был подписан 26 июня 1945 года представителями 50 стран. Польша, не представленная на конференции, подписала его позднее и стала 51-м государством-основателем.
     Официально ООН существует с 24 октября 1945 года - к этому дню ее Устав был ратифицирован Китаем, Францией, Советским Союзом, Великобританией, США и большинством других подписавших документ государств. И до сих пор ООН как организация продолжает существовать в том виде, в котором была создана, закрепив ситуацию, сложившуюся в мире сразу после окончания Второй мировой войны.
     Наиболее сильные, а следовательно, влиятельные победители получили постоянное членство в Совете Безопасности ООН (по Уставу на него возложена ответственность за поддержание международного мира и безопасности, и его решения, принимаемые на основе принципа единогласия, обязательны для всех членов ООН). Тогда это были Советский Союз, США, Великобритания, Франция и Китай. Любопытно, что именно члены этой «пятерки» стали и первыми обладателями ядерного оружия.
     Отметим, что два фактора - постоянное членство в ооновском Совбезе и обладание ядерным оружием - и сегодня остаются формальными признаками «великих держав».
     «Всемирный саммит ООН в Нью-Йорке станет самой представительной встречей национальных лидеров за всю историю человечества, - заявляют в ООН. – Эта встреча открывает уникальные возможности». На ней будут не только обсуждаться вечно актуальные для человечества и его представителя - ООН – проблемы: борьба с бедностью, болезнями, прекращение войн, вооруженных конфликтов и соблюдение прав человека. В предстоящую неделю в Нью-Йорке, как ожидается, должны быть приняты ключевые решения по радикальной реформе крупнейшей в мире международной организации, членом которой сегодня является 191 суверенное государство, то есть практически все страны мира.
     С тем, что такие реформы необходимы, никто из членов ООН не спорит. Последней «каплей» стали действия США и их союзников в Ираке, которые в очередной раз показали всему миру слабости ООН.
     Сначала эта международная организация оказалась не в состоянии помешать войне США против Ирака. Теперь Объединенные Нации не могут разобраться с возвратом Ирака к мирной жизни, равно как и урегулировать десятки других – менее серьезных по размаху, но не менее трагичных – с тысячами жертв войн и вооруженных конфликтов, длящихся десятилетиями и возникающих буквально на глазах. И все это на фоне постоянных обвинений. От ставших уже «обычными» - в неэффективном использовании средств, коррупции, чрезмерности бюрократии и даже сексуальном насилии до более опасных – в неспособности ООН выполнить свою главную функцию: поддержание мира.
     Да и мир меняется. На смену межблоковому противостоянию приходит борьба с новыми угрозами и вызовами: усилились угрозы международного терроризма, распространения оружия массового поражения, его компонентов и средств доставки, растет наркотрафик и уровень преступности…
     Поэтому, считают эксперты, вопрос формулируется предельно остро: либо ООН сумеет преобразоваться и найти новую роль в мировой политике, либо она уйдет в историю. Станет структурой, которая не способна ни на что повлиять, которую не будут ни уважать, ни, что намного существеннее, финансировать.
     
Варианты «А» и «Б»

     Одним из ключевых направлений реформы ООН остается реформа ее Совета Безопасности. Сегодня в нем 15 членов. Из них - пять постоянных (Великобритания, Китай, Россия, США и Франция) и десять - избираемых на два года Генеральной Ассамблеей ООН. Распределение этих мест в Совбезе происходит по региональному принципу: пять - для стран Азии и Африки, два - для Латинской Америки и Карибского бассейна, одно - для Восточной Европы, два - для Западной Европы и других стран. На 59-й сессии ГА ООН непостоянными членами на 2005 - 2006 годы избраны Аргентина, Греция, Дания, Танзания и Япония. Избранниками 58-й сессии до конца нынешнего года остаются Алжир, Бенин, Бразилия, Румыния и Филиппины.
     При этом пять постоянных членов Совета Безопасности ООН наделены крайне важной прерогативой - правом вето. Если хотя бы один из них проголосует против проекта какой-либо резолюции, документ не проходит. На практике право вето позволяет одному члену блокировать любое решение Совета Безопасности ООН, даже если его поддерживают все остальные 14 членов - постоянных и непостоянных (последних избирают из числа членов ООН на два года, и они не имеют права вето).
     Нынешняя пятерка постоянных членов СБ ООН явно не отражает новой расстановки политических сил на мировой арене. Три из некогда побежденных стран - Германия, Япония и Италия входят в «большую восьмерку» - неформальный клуб наиболее развитых промышленных государств мира. И по крайней мере два из них - Германия и Япония - претендуют на то, чтобы стать новыми постоянными членами Совета Безопасности ООН.
     Но такой же статус хотят получить и некоторые развивающиеся страны. В момент создания ООН Азия и Африка были преимущественно британскими или французскими колониями. Теперь это независимые, суверенные государства. В их числе Индия с миллиардным населением и бурно растущей экономикой. Дели уже не первый год ведет настойчивый разговор о своем праве стать постоянным членом Совета Безопасности ООН.
     В Африке тоже недовольны дискриминацией. Черный континент, население которого приближается к миллиарду, как и Южная Америка, вообще не представлен в Совете Безопасности ООН постоянными членами. А ведь на этих континентах имеются крупные государства, которые играют все более заметную роль в мировой политике и экономике. В Африке это в первую очередь стомиллионная «нефтяная держава» Нигерия, в Южной Америке - огромная Бразилия. В постоянные члены Совета Безопасности метят также Аргентина, Мексика, Пакистан, крупнейшая мусульманская страна в мире Индонезия. А ведь есть еще и Евросоюз, который также требует себе место постпреда в СБ…
     Генеральный серетарь ООН Кофи Аннан предложил два варианта реформы СБ. Модель «А» предусматривает увеличение числа постоянных членов Совбеза с нынешних пяти до одиннадцати. Модель «Б» предполагает расширение СБ на восемь новых непостоянных участников с двойным сроком полномочий - четыре года вместо двух, как теперь.
     
Битва за реформу

     Реформированию Совета Безопасности ООН противятся некоторые его постоянные члены. В первую очередь США, которые «завернули» представленный еще в мае проект реформы СБ ООН, составленный Германией, Японией, Индией и Бразилией. У Вашингтона есть свой план реформирования ООН. Сообщалось, что этот проект реформ предусматривает включение в Совет Безопасности восьми «полупостоянных» членов (по два от Латинской Америки, Азии, Африки и Европы), которых будут избирать на 4 года, и одного «непостоянного», избираемого на 2 года. Это перекликается с вариантом «Б» Кофи Аннана, но считается, что ООН следует свести к клубу только тех государств, которые соблюдают некие «демократические критерии». Эксперты отмечают, что в таком случае Объединенные Нации станут попросту клубом друзей США, но никак не универсальной организацией, которой она и призвана быть. Собственно этого, видимо, и следовало ожидать – при президенте Джордже Буше-младшем отношения ООН и США заметно осложнились. Конфликт ООН и США перешел в новую фазу после начала иракского кризиса в конце 2002 года. В феврале 2003 года в конгресс США поступил законопроект, согласно которому США будут приостанавливать финансирование любой комиссии ООН, в которой председательствует страна, включенная госдепартаментом в список террористических государств. Кроме того, законопроект предусматривает отмену расходов на участие любой делегации США в работе этих комиссий до тех пор, пока для руководства в ней не будет выбрана более подходящая страна.
     Противоречий в вопросе реформы ООН и ее СБ, конечно, очень много. Известно, что США поддерживают заявку Японии на место в Совбезе. Но против этого выступает Китай, опасающийся усиления соперника по региону. А против постоянного членства в СБ ООН, например Индии выступает Пакистан, который активно «продавливает» себе поддержку в тех же США. Россия, по заявлениям представителей МИД, готова поддержать в обновленном Совбезе членство Индии, Германии, Японии и Бразилии, а также двух стран от Африканского континента, которых делегируют сами африканские страны. Москва считает достойным кандидатом Египет - влиятельную страну и Африки, и арабского мира.
     Наконец знаковым стало назначение постоянным представителем США в ООН бывшего замгоссекретаря по вопросам разоружения и нераспространения Джона Болтона – признанного «ястреба» администрации Джорджа Буша-младшего. Одним из видимых результатов его деятельности на новом посту стали 750 поправок, которые Вашингтон внес в готовящиеся к Всемирному саммиту документы всего за месяц до самого саммита (черновики этих документов, как известно, готовились порядка года).
     В этих поправках США требуют, чтобы Генассамблея сосредоточилась на наведении порядка внутри ооновской бюрократии. Они предлагают сделать больший упор на борьбу с терроризмом и на нераспространение оружия массового поражения. Изменения, на которых настаивает Вашингтон, касаются замены нынешней Комиссии ООН по правам человека более компактным и наделенным большими полномочиями советом по правам человека с запретом на занятие в нем мест странам, которые сами уличены в нарушении таких прав. США возражают против одобрения Генассамблеей таких международных институтов и договоренностей, как Международный уголовный суд, Киотский протокол по глобальному потеплению, Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний и обязательство развитых государств ежегодно выделять 0,7 процента своего ВВП на нужды беднейших стран Азии и Африки. То есть, отмечают наблюдатели, своими поправками Вашингтон предлагает мировому сообществу принять американский взгляд на задачи ООН в мире.
     
Основа основ

     В Москве также согласны, что международные отношения не стоят на месте и ООН как живой сложный организм требует обновления. Но реформы, по мнению министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова, не должны подмывать сложившийся на основе Устава ООН механизм коллективной безопасности. «Реформы - не самоцель. Они призваны повысить эффективность организации, а это возможно только на путях обеспечения максимально широкого согласия по всему комплексу процесса реформ».
     Однако чтобы изменить хоть строчку в уставе, необходимо преодолеть столь высокую планку, а это, как считают наблюдатели, почти невозможно. Необходима поддержка двух третей участников Генассамблеи, в том числе всех постоянных членов Совета Безопасности, причем изменения должны быть ратифицированы парламентом каждой из стран. А различия в национальных интересах, типах государственного устройства и идеологиях таковы, что консенсус, наверное, почти невероятен.
     Тем не менее Москва намерена к нему стремиться. «ООН остается бесценным достоянием всего человечества, которым мы не вправе жертвовать», - считает Сергей Лавров. Это особенно актуально сегодня, когда мировое сообщество решает задачу разработки глобальной стратегии противодействия новым угрозам и вызовам.
     На этом фоне 14 сентября в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке Россия первой подпишет Международную конвенцию по борьбе с актами ядерного терроризма. В апреле этого года Генеральная Ассамблея ООН единогласно приняла этот предложенный Москвой важный международный документ. В конвенции идет речь о коллективных мерах государств по предотвращению доступа к ядерному оружию и материалам террористов: документ обеспечивает антитеррористическую защиту как мирного, так и военного атома, нацелен на пресечение терактов с использованием самодельных ядерных устройств, предусматривает неотвратимость ответственности лиц, виновных в совершении актов ядерного терроризма на основе принципа «либо выдай, либо суди».
     Для того чтобы конвенция получила статус международного закона, ее должны подписать по меньшей мере 22 страны. Готовность поддержать ее выразили уже 63 страны, представители которых поставят свои подписи под конвенцией в ходе международного саммита, который состоится в Нью-Йорке на следующей неделе. Однако в Москве понимают, что подписание того или иного документа - это лишь начало пути. Главное - это его вступление в силу и выполнение государствами на практике.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex