на главную страницу

16 Сентября 2005 года

Тема номера

Пятница

БОЕВАЯ ПОДГОТОВКА: ШАГ В БУДУЩЕЕ

Беседу вел Сергей СЕВЕРИНОВ.
Фото автора.



В наши дни одним из важнейших направлений совершенствования системы боевой подготовки является развитие средств обучения и подготовки войск. Об истории становления, сегодняшнем состоянии учебно-тренировочных средств, а также о перспективах их развития рассказывает первый заместитель министра обороны РФ генерал-полковник Александр БЕЛОУСОВ.

     - Александр Васильевич, какой период в истории можно считать отправной точкой развития тренажерных средств обучения?

     - Учебные средства для тренировок личного состава нашли свое применение в армиях многих государств еще в 1930-е годы. Их использование обеспечивало доступность, наглядность, а также позволяло сократить время на подготовку наиболее технически оснащенных войск: танкистов, артиллеристов и летчиков. Большая часть таких средств обучения разрабатывалась в войсках. В результате они имели невысокие возможности и позволяли прививать только начальные навыки в действиях на технике. Этим и определялась их вспомогательная роль в обучении.
     Накануне Второй мировой войны и особенно в ходе ее, стали создаваться учебно-тренировочные самолеты и машины, которые и заложили основу формирования самого понятия «учебно-тренировочные средства».
     Особую значимость для подготовки военных специалистов тренажерные средства приобрели в 1960 - 1970-е годы. Они позволяли не только сокращать время на подготовку специалистов, но и экономить ресурс вооружения и
     военной техники, боеприпасы и ГСМ. В этот период рост технической оснащенности Вооруженных Сил достиг такого уровня, что потребовалось наладить массовый выпуск учебно-тренировочных средств промышленностью. При этом использовались самые передовые технологии. Именно в этот период окончательно сформировалось и само понятие УТС.

     - Вы полагаете, что в Советской Армии развитию УТС и внедрению их в войска уделялось должное внимание?

     - В благоприятных условиях финансирования в советские годы были организованы массовая разработка и производство практически всего типажа учебно-тренировочных и технических средств обучения. Об их надежности можно судить по тому, что некоторые модернизированные образцы до настоящего времени эффективно используют в обучении. В этот период было начато развертывание тренажерной базы, в учебных частях созданы тренажерные взводы, а в полках - тренажерные отделения.
     Важная роль в этой работе принадлежала Главному управлению боевой подготовки Сухопутных войск. Изменение в 1990-е годы этой роли привело к обезличиванию ответственности за вопросы развития учебно-тренировочных средств и технических средств обучения (УТ и ТСО). Дальнейший процесс развития не сопровождался должной научной проработкой и организационно-методическими мерами.
     Система эксплуатации ТСО оказалась малоэффективной, а обвальное сокращение финансирования и отсутствие единого координирующего органа не позволили своевременно организовать восстановительные, регламентные и модернизационные работы, что привело к ряду негативных последствий. Многие тренажеры, особенно выпуска конца 1980-х - начала 1990-х, оказались слишком дорогостоящими, сложными в использовании и не ремонтопригодными в условиях войсковой эксплуатации. К их удорожанию приводило то, что в качестве комплектующих применялись узлы и агрегаты реального вооружения и военной техники. От разработки таких тренажеров для танков пришлось отказаться еще в конце 1990-х годов, так как по стоимости они значительно превышали создаваемые компьютерные тренажеры нового поколения.

     - Что, на ваш взгляд, является наиболее важным фактором, характеризующим роль и значение учебно-тренировочных средств в обучении?

     - Насыщенность войск высокоточными средствами уже в 1980-х достигла такого уровня, при котором каждая рота, каждая боевая машина или современный танк имели в своем составе высокоточные комплексы и боеприпасы. А при высокой стоимости высокоточных боеприпасов стало невозможным обучать и поддерживать необходимые навыки многих специалистов без соответствующих тренажерных средств, обеспечивающих доступность, наглядность, безопасность и экономичность в обучении. К примеру, для подготовки одного оператора ПТРК или наводчика-оператора танка в окружном учебном центре необходимо произвести несколько сотен электронных пусков высокоточными или управляемыми боеприпасами, а для поддержания необходимых навыков в войсках - ежемесячно проводить несколько десятков таких учебных стрельб. Экономически это выгодно.
     Тем самым не только учебно-тренировочные самолеты и машины, но и тренажерные средства приобрели важнейшее значение для качественной подготовки специалистов. Современный опыт боевой подготовки также наглядно подтверждает: там, где нет тренажерных средств, и подготовка специалистов на порядок ниже.
     Необходимо отметить и то, что уже в 1980-х годах УТС стали применять не только для подготовки специалистов, но и для подготовки офицеров и органов управления (классы по управлению боем), а также экипажей, например АПЛ и самолетов.
     Дальнейший отечественный и зарубежный опыт боевой подготовки показал: насколько обеспечены войска необходимыми средствами обучения и подготовки войск, настолько же весом их вклад в обучение войск эффективному применению вооружения и военной техники в бою. В свою очередь, уровень полученных знаний и навыков при обращении с вооружением и военной техникой характеризует и степень готовности военнослужащих реализовать боевые характеристики этого ВВТ в бою. Этим еще раз подчеркивается значимость УТС.

     - Как вы оцениваете нынешний уровень развития УТ и ТСО и учебной материально-технической базы (УМТБ)?

     - Говоря о состоянии сегодняшней УМТБ, необходимо отметить, что основу существующей тренажерной базы составляют образцы 1970 - 1980-х годов. А вот новинки в войсках имеются лишь в единичных экземплярах, хотя только для Сухопутных войск и ВДВ за последние три года было разработано более 25 образцов. Это больше, чем за все 1990-е годы. Исключение составляют лишь тренажеры вождения, укомплектованность которыми общевойсковых учебных центров и военных училищ достаточно высока.
     Требует обновления и значительная часть учебного и полигонного оборудования, тренажерных и имитационных средств, находящихся на полигонах и в учебных центрах. Современные образцы имеются только в опытном исполнении.
     Особенно заметно отставание в оснащении войск современными учебными копьютерно-информационными средствами. Поступление таких средств планируется уже в ближайшие годы.
     Таким образом, ограниченные возможности УМТБ, связанные со старением тренажерной и отсутствием учебной копьютерно-информационной базы, существенно сужают возможности войск по освоению современного ВВТ, новых форм и способов ведения боевых действий. В этих условиях развитие и внедрение современных средств обучения являются приоритетной задачей для повышения боеготовности и боеспособности войск.

     - Насколько широко применяются УТ и ТСО в армиях других государств?

     - Современные тренажерные и учебные компьютерно-информационные средства нашли самое широкое применение не только в США, Германии, Франции, Англии, Японии и Китае, но и в ряде стран СНГ, в частности в Белоруссии и Узбекистане. Так, для одиночной подготовки или в составе экипажа, взвода, роты используются компьютерные и тактические тренажеры, различные симуляторы, автоматизированные обучающие комплексы; для обучения офицеров и органов управления - центры моделирования и системы имитации огневого поражения. Разработка электронных учебных пособий и обучающих курсов, автоматизированных (компьютерных) обучающих систем и других элементов системы электронного обучения не только расширила возможности УМТБ, но и обеспечила военнослужащим армий США и других стран НАТО доступность к новым учебным материалам и получению необходимых знаний.
     Чтобы не быть голословным, приведу пример. Сегодня в целях внедрения электронного обучения реализуется ряд проектов. В частности, в НАТО осуществляется проект AKM (управление знаниями в армии) для предоставления доступа к различного рода обучающим материалам, обмену профессиональной информацией и опытом. А в вооруженных силах США - Earmy U (электронная армия США) – для повышения образованности военнослужащих, в том числе через ознакомление с новыми технологиями.
     Созданная сегодня тренажерная и учебная компьютерная база в армиях США и других стран НАТО для подготовки специалистов позволяет отрабатывать до 90 процентов упражнений, нормативов и задач на тренажерах. Широкое применение получили компьютерные тренажеры и симуляторы огневой подготовки, вождения танков и боевых машин, огневой подготовки из стрелкового оружия и других средств ближнего боя. Так, механики-водители танков и боевых машин водят на тренажерах сверх нормы по 140-150 км. Малозатратные средства обучения используются и для подготовки летчиков, резервистов.
     Достаточно высокую оснащенность УТ и ТСО имеют и воинские части. Для повышения интенсивности практикуется применение мобильных тренажеров. Притом часть из них арендуется, а не выкупается у фирм-разработчиков.
Особое место в системе боевой подготовки занимают учебные центры (УЦ). Например, в армии США создана целая сеть таких УЦ, техническая оснащенность которых позволяет за 2-4 недели осуществить отработку задач одиночной подготовки, слаживания подразделений и органов управления. Для обеспечения единого руководства всем комплексом работ по развитию УМТБ, совершенствованию боевой подготовки и строительству сухопутных войск еще в 1970-х было создано новое командование «TREDOC».     О роли и значимости работ в области развития средств и технологий обучения в армиях иностранных государств красноречиво свидетельствует и уровень финансирования, выделяемого на УТ и ТСО. Так, на НИОКР выделяется 3-5 процента, на серийные закупки - порядка 10 процентов от общего финансирования, выделяемого на ВВТ.

     - Какова эффективность отечественных средств подготовки и обучения? Способны ли они заменить в полной мере занятия на технике и в поле?

     - Об эффективности отечественных УТ и ТСО свидетельствует типовой комплект для полка, равный стоимости одного лишь танка. Он позволяет за один день занятий отработать задачи по вождению, огневой и тактической подготовке 10-12 взводам. Если проводить обучение на реальной технике с расходом боеприпасов и ГСМ, то затраты составят порядка 1,5 - 2 млн. рублей. А на УТ и ТСО - полторы-две тысячи. Впечатляет?!
     Однако даже самые эффективные УТ и ТСО не могут заменить в полной мере занятия на ВВТ и в поле. В этой связи в разрабатываемых концептуальных положениях и документах основной задачей в развитии средств обучения определено системное внедрение в практику обучения войск всего необходимого перечня УТ и ТСО для обеспечения повышения возможностей УМТБ и развития системы боевой подготовки на основе оптимального сочетания малозатратных форм боевой (тренажерной) подготовки и подготовки на ВВТ и в поле с расходом ресурса ВВТ, боеприпасов и ГСМ.

     - Несмотря на высокую насыщенность зарубежных армий самыми современными малозатратными средствами обучения, работа по их совершенствованию не прекращается. Какие конкретные шаги предпринимаются для того, чтобы и наши Вооруженные Силы имели в будущем эффективную и высокотехнологичную тренажерную и учебную компьютерно-информационную базу?

     - Работа проводится большая. Сосредоточение усилий на наиболее приоритетных направлениях позволило обеспечить решение ряда важных задач. Наиболее значимыми из них являются: выработка приоритетных направлений и рациональных путей формирования в развитии УТ и ТСО Сухопутных войск, ВДВ, ВМФ и РВСН; уточнение оптимального перечня и состава модернизируемых и разрабатываемых авиационных тренажеров.
     Если говорить о путях развития УТ и ТСО, то сегодня наибольшее внимание приковано к новинкам, имеющим высокие технико-методические возможности. При этом предусмотрена и модернизация значительной части авиационных тренажеров, части тренажеров огневой подготовки и вождения бронетехники. Для этого предлагается использовать агрегаты и узлы списываемого ВВТ, что обеспечит значительную экономию средств.
     Уже в наши дни в общевойсковых вузах, ОУЦ завершается модернизация тренажерной базы для вождения боевых машин. Высокий уровень оснащенности такими тренажерами имеет МВО, начаты их поставки и в части постоянной готовности других военных округов и родов войск. Наличие лишь трех таких образцов позволяет обеспечить только в часы самоподготовки дополнительный навод 50-60 км для всех механиков-водителей и их дублеров.
     Удалось ускорить разработку УТ и ТСО нового типа. Если в конце 1990-х значительное количество образцов разрабатывалось пять и более лет, то сегодня отечественные предприятия освоили разработку сложных динамических тренажеров экипажей танков и боевых машин за 2-2,5 года.
     В настоящее время изучаются возможности завершения разработки более сложных тактических тренажерных комплексов, в составе которых будут и экипажные тренажеры, и симуляторы, и элементы моделирующих средств боевой обстановки. В целом имеющийся задел позволяет нам планировать создание самой современной тренажерной базы для частей постоянной готовности уже к 2009 году.
     Значительно более высокие технико-методические возможности имеют и современные авиационные тренажеры. На данном этапе они позволяют не только отрабатывать сложные пилотажные задачи, но и наносить удары всеми имеющимися огневыми средствами.
     Компьютерная визуализация при совершении «пробного полета» на них позволяет действительно испытывать ощущение полета. А после 60-70 взлетов и посадок даже малоопытный специалист может совершить реальный отрыв от земли. Если учесть, что стоимость одного часа полета современного авиационного комплекса колеблется в пределах от 150 до 250 тыс. рублей, то можно представить, какова экономия средств и эффективность использования таких авиационных тренажеров для подготовки летчиков. Разработаны тренажеры и для вертолетчиков.
     Полагаю, что уже со следующего года нам удастся обеспечить их закупку для учебных центров, вузов и авиационных частей.
     Необходимо отметить и успешное решение ряда задач в интересах развития УТ и ТСО для ВМФ. Отличает их прежде всего системный, комплексный подход. Для подготовки офицеров ВМФ в этом году начато развертывание тактико-специального тренажерного комплекса, который позволяет отрабатывать различные комплексные тактические задачи с отработкой взаимодействия разнородных сил. Если сохраним уровень финансирования и темпы работ, то уже в ближайшее время сможем отработать и типовые комплекты УТ и ТСО для переоснащения центров подготовки флотов. Начато создание тренажерной базы и для подразделений, частей морской пехоты и береговых войск.
     Со следующего года начнут поступать в войска компьютерные классы и типовые комплекты компьютерно-информационных средств (КИС) с набором учебных электронных программ. Их применение позволяет сократить время на приобретение знаний, обеспечивая рост профессионального уровня военнослужащих. С учетом планируемого сокращения сроков службы по призыву, завершения перехода ряда частей на контрактный способ комплектования актуальной является задача развертывания учебной компьютерно-информационной базы к концу 2008 года.
     Отличительной особенностью проводимых работ является их практическая направленность. Уже сегодня Главным командованием Сухопутных войск и Главным управлением боевой подготовки и службы войск ВС РФ планируется развертывание экспериментального межвидового центра боевой подготовки. В процессе создания центра предполагается отработать унифицированные типовые комплекты компьютерно-информационных, тренажерных, моделирующих и полевых средств, а также новых технологий обучения с их применением.
     Таким образом, наиболее важной задачей для нас является реализация имеющегося военно- и научно-технического задела в области УТ и ТСО, доведение до войск всего того, что было сделано за последние годы.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex