на главную страницу

16 Сентября 2005 года

ПРОФЕССИОНАЛ

Пятница

Однажды после Вьетнама

Три десятилетия назад началась профессионализация вооруженных сил США

Капитан 2 ранга Михаил СЕВАСТЬЯНОВ.



Президент России – Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами РФ Владимир Путин одним из ключевых вопросов военного строительства определил решение проблемы совершенствования системы и принципов комплектования ВС РФ. 25 августа 2003 года Правительством России была утверждена Федеральная целевая программа перехода к комплектованию военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, ряда соединений и воинских частей, которая должна быть реализована к 2007 году. Наша страна отнюдь не является пионером в деле профессионализации армии. Так, в Соединенных Штатах Америки этот процесс начался в начале семидесятых годов прошлого столетия. Причем даже в этой стране с высокоразвитой экономикой переход к контрактной системе комплектования ВС проходил отнюдь не гладко и занял не один год…

     Изменение системы комплектования вооруженных сил США в 1973 году во многом определялось в то время объективными предпосылками – общественно-политического, исторического, социального, экономического и чисто военного характера. Толчком же явилась, как принято считать, война во Вьетнаме, когда смешанная система комплектования ВС перестала быть эффективной по целому ряду причин, среди которых, как считают исследователи темы, и непропорциональность представительства в армии различных социальных страт, и реакция отторжения со стороны заинтересованных слоев населения (а также так называемого общественного мнения) на, так скажем, насильственный призыв.
     Ситуация с призывом граждан США на военную службу во многом напоминала нынешнюю российскую картину. То есть воинская обязанность распространялась на представителей всех слоев американского общества. На деле же вооруженные силы США, как и у нас сегодня, были в основном рабоче-крестьянскими. Отсрочку или освобождение от призыва могли получить занятые на военном производстве, в сфере бизнеса, медицины, религиозной деятельности. Студенты, разумеется, тоже имели право не служить американской родине с оружием в руках… Таким образом, представители высших и средних слоев общества, как правило, были далеки не только от войны во Вьетнаме, но и от военной службы вообще. К тому же серьезные масштабы приобрела проблема уклонения американских граждан от исполнения воинской обязанности, так называемое пацифистское движение (в том числе среди военнослужащих).
     Внутри самих ВС США также существовали серьезные проблемы, например, разобщенность между офицерским и рядовым составом; военнослужащими – представителями разных социальных слоев населения; межэтнические (расовые) противоречия. В частности, эти причины служили катализатором практики отказа отдельных военнослужащих и целых подразделений от выполнения служебно-боевых обязанностей, широкого распространения разъедающей военный организм коррупции. Наркомания и алкоголизм среди солдат и сержантов приняли массовый характер… Словом, в ВС США наблюдались признаки разложения, криминализации и политизации воинских коллективов. Качественные показатели личного состава ВС неуклонно снижались.
     В конце концов военно-политическое руководство США приняло решение о переходе к комплектованию вооруженных сил исключительно контрактниками-добровольцами. План перехода на профессиональный принцип комплектования, разработанный комиссией специалистов под началом министра обороны США Г. Гейтса, предполагал постепенное сокращение числа призывников. Основа всей концепции – принцип материальной заинтересованности военнослужащих, обеспечение их социальной защищенности (в том числе по окончании военной службы по контракту), упорядочение служебного времени, предоставление им возможности смены места службы, повышение общеобразовательного уровня... Предусматривалось создание сети вербовочных пунктов, охватывающей всю территорию страны. Надо уточнить, что план начал воплощаться в практику постепенно, с 1971 года. Но и через десять лет его цели до конца не были достигнуты. Престижность военной службы в американском обществе в этот период все еще оценивалась, мягко говоря, невысоко. И многие специалисты вновь заговорили о настоятельной необходимости возвращения к практике призыва.
     Дело было не в недостатке желающих заключить контракт с вооруженными силами, а, как и у нас сегодня, в несоответствии желающих предъявляемым к ним требованиям. Так, вербовочный план предусматривал наличие в ВС США лишь трех процентов солдат-контрактников с начальным уровнем образования. Фактически таковых было около двадцати процентов от общего количества этой категории военнослужащих. Наблюдался отток квалифицированных специалистов «на гражданку». Особенно остро проблема нехватки профессионалов проявлялась в ВВС, ВМС (подводных силах), радиотехнических частях и подразделениях всех видов и родов вооруженных сил США.
     Автор исследования «Реформа 1973 года в армии США» С. Парфенов считает основной причиной наличия приведенных фактов то, что «в армию пошли прежде всего те, кто вследствие низкого образования и слабой материальной обеспеченности не имел равной с другими своими сверстниками перспективы в гражданской сфере: представители самых бедных слоев населения, негры, национальные меньшинства… Служба за плату формировала у рекрутов потребительское отношение к армии. К воинским обязанностям стали относиться как к работе в государственном учреждении или в частной фирме, где за любую сверхурочную работу можно требовать дополнительного вознаграждения. Регламентированный служебный день, проживание большой части рядового состава за пределами воинской части не замедлили сказаться на уровне сплоченности подразделений, дисциплины, возросли алкоголизм и наркомания среди личного состава». Свыше 70 процентов заключивших контракт в течение десятилетия оценивались по критериям профессиональной подготовки, общеобразовательному уровню, уровню воинской и боевой дисциплины ниже среднего уровня. Около половины солдат-контрактников, как и в «допрофессиональный» период, были представителями опять-таки национальных меньшинств. В армии по-прежнему наблюдались конфликты на этнической (расовой) почве. Боевая и специальная обученность все еще нуждались в коренном улучшении.
     По мнению некоторых американских социологов, в частности М. Бинкина, в семидесятые годы прошлого столетия профессиональную армию в США спасли… женщины. Это, видимо, в определенной мере соответствует истине, так как в тот период действительно возросло количество должностей, замещаемых военнослужащими-женщинами, и собственно доля данной категории квалифицированных специалистов в ВС США.
     Почти полтора десятка лет понадобилось Соединенным Штатам Америки для строительства полноценной профессиональной армии, обеспечивающей выполнение возложенных на нее задач в условиях относительно мирного времени. К концу восьмидесятых годов двадцатого века наконец повысился образовательный уровень личного состава (90 процентов – со средним образованием). Вырос и профессиональный уровень военнослужащих ВС США, общий уровень воинской дисциплины и правопорядка.
     Благодаря повышению материальной и социальной обеспеченности профессиональных военных, а также целенаправленному формированию общественного мнения в плане повышения оценки престижности военной службы значительно повысился рейтинг вооруженных сил в качестве социального института. ВС перестали испытывать острый недостаток «качественных» людских ресурсов. В этот период проводилась долговременная масштабная политико-идеологическая агитационно-пропагандистская (PR) кампания, включавшая героизацию образа солдата, прославление участников боевых действий (в Гренаде, Панаме, Ираке…). К устоявшейся практике внедрения уважительного отношения к американскому военному можно отнести и ставшие традиционными празднования президентами США «красных дней календаря» среди военнослужащих, выполняющих служебно-боевые задачи вдали от мест постоянной дислокации частей и соединений на национальной территории.
     По результатам социологических исследований, среди кандидатов в американские военные материальная заинтересованность является основным фактором привлекательности военной службы как профессии. Но из мотивации не исключаются и такие понятия, как «чувство патриотизма, осознание необходимости выполнить свой воинский долг перед страной, гордость за вооруженные силы». Так или иначе, до последнего вторжения американских войск на территорию Ирака существовала стабильная тенденция к увеличению числа желающих перезаключить контракт для продолжения военной службы, возвращения в строй уже уволенных в запас.
     Если вести речь о материальной заинтересованности, то сегодня на содержание солдат-контрактников ВС США выделяется на четверть больше средств, чем в начале восьмидесятых годов прошлого века (свыше половины всех оборонных расходов приходится на содержание личного состава). Повышение уровня профессиональной квалификации контрактников ощутимо стимулируется материально. Значительно расширился перечень льгот и компенсаций американским военнослужащим. Повысилась планка качества медицинского, жилищного, пенсионного и других видов социального обеспечения. Гарантирована, к примеру, возможность продолжения образования (получения гражданского высшего образования) не только по окончании срока контракта, но и во время прохождения военной службы. Разумеется, учитывая не очень благодарную человеческую природу, можно смело утверждать, что далеко не все американские контрактники удовлетворены размером денежного содержания и уровнем социальной обеспеченности. Но давно замечено: чтобы материальная оплата профессиональной воинской деятельности более или менее соответствовала ее общественной значимости, данный профессионал должен иметь денежное содержание, несколько превышающее размер заработной платы квалифицированного рабочего (в нашей стране это в большей степени касается офицерского корпуса). Американский солдат-контрактник в этом плане вполне сопоставим с высокооплачиваемым американским же промышленным рабочим.
     Хотя у нас, возможно, и устоялось представление о большей части американского общества как о не особо духовной и интеллектуально развитой части цивилизованного человеческого сообщества, строя профессиональную армию, в США не забыли о системе морально-психологического (и элементах духовного) обеспечения жизнедеятельности воинских коллективов. Так, С. Парфенов в уже упомянутом исследовании «Реформа 1973 года в армии США» утверждает: «Большую популярность в армии завоевал охватывающий многие воинские части эксперимент «КОХОРТ» (аббревиатура от трех слов: «сплоченность», «организация» и «обучение»). Он ведет к снижению перемещений личного состава из воинских подразделений и частей, предполагает строительство жилых городков при воинских частях и обеспечение работой членов семей военнослужащих. Действуют такие программы, как «Моральный дух, благосостояние и здоровье», «Моральное наследие и человеческое самосовершенствование», «Равные возможности», побуждающие военнослужащих к духовному и физическому самосовершенствованию, отказу от вредных привычек, наиболее полезному с точки зрения службы использованию свободного времени».
     Мониторинг вооруженных сил США, в частности американскими военными социологами (А. Гэбриел, Ч. Москос, Л. Сегал), показывает, что многие проблемы профессиональной армии не решены. Большую часть людей, приходящих на вербовочные пункты, и сегодня побуждает к этому не моральный долг перед американской родиной, а невозможность (неумение, нежелание) реализоваться «на гражданке», неуверенность в будущем (страх потери работы и другие негативные социальные факторы).
     Словом, если сравнивать сегодня мотивацию большинства американских и российских контрактников, то она будет примерно одинаковой. Аналитики утверждают, что однопроцентное снижение уровня безработицы в США сократит число желающих поступить на военную службу среди выпускников средних школ почти на десять процентов. По их прогнозам, сделанным на основании всестороннего анализа различных факторов, возможно ежегодное снижение количества молодого пополнения солдат-контрактников на один-два процента. В масштабах ВС США – это серьезное количественное снижение, что может привести и к падению качественных показателей соответствующего личного состава.
     Беспокоящим фактором, как комментируют специалисты, продолжает оставаться непропорциональное соотношение в армии представителей различных слоев населения и социальных страт. Сегодня более тридцати процентов личного состава ВС США составляют негры, латиноамериканцы и другие так называемые национальные меньшинства. В целом же в Соединенных Штатах Америки их более чем в два раза меньше. В воинских коллективах довольно часто они объединяются по этническому (расовому) признаку и пытаются, что называется, доминировать (самореализация, обусловленная темпераментом, уровнем воспитания, образования, умственного развития, традициями и другими факторами), что приводит к конфликтам и в конечном итоге – к снижению боеготовности, а по большому счету – к угрозе государственной безопасности.
     Как бы ни «раскручивали» в глазах американского обывателя престиж профессиональной армии разного рода PR-технологи и прочие специально обученные люди, вооруженные силы США, видимо, все-таки не станут от этого «непобедимыми и легендарными», а понятие воинского долга вряд ли когда-нибудь приобретет в этой стране сакральный (священный) характер.
     Как считают серьезные аналитики, к солдатам-контрактникам вообще относятся и будут относиться в мирное время как к людям, использующим военную службу в качестве источника дохода ввиду нереализации своих способностей в гражданской жизни. В военное же время военнослужащими мобилизационной армии становится значительная часть населения страны. Другая часть дееспособных граждан так или иначе привлекается к работе в тылу – для фронта, для победы. То есть здравомыслящие люди понимают, что обязанность по вооруженной защите страны можно переложить на солдата-профессионала только, как говорится, до поры до времени… (В России же вооруженная защита Родины за деньги вообще слабо соотносится с традиционными духовными ценностями.)
     К тому же даже для проведения относительно неширокомасштабных военных действий за рубежом ВС США пополняются резервистами, призываемыми в ходе соответствующих мобилизационных мероприятий. То есть необходимость подготовки резерва и недостаточность количественного состава ВС США для проведения масштабных наземных боевых действий исключают возможность существования только профессиональной армии даже в этой экономически развитой и политически амбициозной стране.
     Как считают американские специалисты, для контрактной армии характерны и иные изъяны. Профессиональный характер диктует закрытость, корпоративность, что может стать источником недоверия к вооруженным силам со стороны общества и, с другой стороны, облегчить военно-политическому руководству страны принятие решения на использование ВС как за рубежом, так и для решения внутренних проблем. Кстати сказать, в условиях профессиональной системы комплектования армии многие представители государственно-политической элиты вряд ли познакомятся лично с военной службой…
     Сегодня в Соединенных Штатах Америки, как и в Великобритании, Германии, Франции, идет дискуссия о необходимости возобновления (существования) призывной системы комплектования вооруженных сил. Разумеется, не для борьбы с международным терроризмом. С этим фактором, по мнению специалистов, вполне по силам разобраться спецслужбам и относительно немногочисленным воинским формированиям соответствующего назначения.
     Кстати сказать, например, в Китае по-прежнему далеко не компактные вооруженные силы. И руководство КНР они, видимо, вполне устраивают. В Израиле вообще всеобщая воинская обязанность, предусматривающая службу по призыву (вне половых различий) и дальнейшее регулярное прохождение гражданами военных сборов (дабы не утратить приобретенные военно-профессиональные навыки). Американский же опыт профессионализации вооруженных сил, безусловно, заслуживает внимания. Но – не бездумного копирования. Впрочем, такой задачи в плане отечественного военного строительства не стоит.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex