на главную страницу

17 Сентября 2005 года

События. Комментарии

Суббота

От коллективных интересов к совместной работе

Подготовили Виталий СТРУГОВЕЦ, Роман СТРЕШНЕВ.



Одной из самых эффективных интеграционных структур, созданных на постсоветском пространстве, по праву может считаться Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Общность интересов входящих в нее шести государств (Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана) особенно ярко проявилась в последние годы. Однако на этом пути существуют и некоторые проблемы.
18 сентября исполняется два года с момента создания ОДКБ, сформировавшейся на основе Договора о коллективной безопасности. В преддверии годовщины наша газета попросила высказаться по этому поводу заместителя председателя Комитета Госдумы по безопасности генерала армии Анатолия КУЛИКОВА.

     

     Создание ОДКБ – один из примеров консолидированной и абсолютно адекватной политики стран-членов, это региональный союз, который позволит им сообща противодействовать современным угрозам, а также решать свои локальные задачи. Сама суть организации, заложенные в ней принципы и формы сотрудничества, а также заявленные позиции предопределяют реальную возможность для нее стать составной частью системы общей и всеобъемлющей безопасности для Европы и Азии.
     Напомню, что главной задачей ОДКБ является координация и углубление военно-политического взаимодействия, становление многосторонних структур и механизмов сотрудничества, призванных обеспечивать на коллективной основе национальную безопасность, оказывать необходимую помощь, включая военную, государству-члену, ставшему жертвой агрессии. В этой связи уместно вспомнить, что сам термин «коллективная безопасность» в начале 1990-х годов прошлого столетия являлся одним из наиболее модных словосочетаний и с современным понятием «безопасность» имеет мало общего. Характерно, что, по мнению экспертов, Договор о коллективной безопасности, до сих пор лежащий в основе функционирования военно-политической составляющей ОДКБ, в действительности не предусматривает абсолютно никаких специфических мер коллективной безопасности, в нем ничего не говорится о действиях на случай агрессии одного государства - участника СНГ против другого. Фактически это договор о коллективной обороне. При этом и положения о коллективной обороне в нем прописаны недостаточно полно. По сути из этого документа можно особо выделить лишь одну статью, в которой говорится, что «размещение и функционирование объектов системы коллективной безопасности на территории государств-участников регулируются специальными соглашениями». Эксперты полагают, что именно это положение облегчило заключение двусторонних соглашений России с участниками ДКБ и позволило отрегулировать статус российских военных объектов на территории бывших союзных республик.
     В уставе же ОДКБ есть пункт о том, что «нападение на одну из стран, входящих в организацию, означает нападение на всех», что принципиальным образом отличает созданную организацию от предыдущего договора. Более того, были созданы Коллективные силы быстрого развертывания (КСБР) в Центрально-Азиатском регионе, которые стали первой реально действующей совместной структурой в рамках ОДКБ. Однако, как отмечают специалисты, кроме российских подразделений, ни одна из входящих в КСБР частей вооруженных сил других стран - членов ОДКБ пока полностью не соответствует необходимому уровню боеготовности. В этой связи коллективные силы сегодня являются больше средством психологического, нежели военного сдерживания. Главными причинами такого положения, на мой взгляд, является то, что некоторые государства организации сотрудничают с ней с оглядкой на Запад, а также недостаточный уровень финансирования с их сторон существования КСБР.
     Правда, в последнее время ситуация начинает меняться в лучшую сторону. Интеграционные процессы в рамках ОДКБ стали набирать обороты, растет понимание, что эффективного противодействия таким угрозам, как терроризм, экстремизм, наркотрафик, незаконная миграция, техногенные катастрофы, можно достичь только совместными усилиями.
     В этом контексте следует особо подчеркнуть, что существование ОДКБ в максимальной степени отвечает интересам России. А раз так, то наша задача состоит в том, чтобы постоянно подпитывать деятельность организации, причем не политическими реверансами, а материализуемыми практическими предложениями. И на этом пути уже заметны определенные сдвиги.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex