на главную страницу

22 Сентября 2005 года

Планета людей

Четверг

Бензин или жизнь

Цены остановлены. Надолго?

Алексей ЩЕГЛОВ.



     К сожалению, до нынешнего понедельника министерства экономического блока правительства старались не замечать происходящее на внутреннем рынке нефтепродуктов, руководствуясь, видимо, абстрактными либеральными представлениями о нецелесообразности вмешательства государства в действие механизмов ценообразования в условиях рыночной экономики. Хотя депутаты всех уровней, независимые экономисты и журналисты давно бьют в набат. Ведь резкий рост цен на топливо зафиксирован в 54 субъектах Российской Федерации. Только из Госдумы в адрес правительства ушли три обращения. Думцы, в частности, предлагали в связи с ростом цен на моторное топливо и топочный мазут выделить регионам из федерального бюджета четыре миллиарда рублей. И только в минувший понедельник в Минпромэнерго состоялось совещание с участием основных поставщиков топлива на внутреннем рынке.
     Федеральная антимонопольная служба подготовила проект постановления по закупкам нефтепродуктов для государственных нужд на бирже. Проект постановления уже направлен на согласование в Минэкономразвития. Правительственные чиновники выражают надежду, что закупки на бирже нефтепродуктов для госнужд начнутся уже с 1 января 2006 года. Сама потребность государства в нефтепродуктах оценивается в 10 млн. тонн.
     Предстоящее правительственное решение, надо отметить, назрело давно. Рост цен на бензин и другие нефтепродукты все острее ощущают на себе не только индивидуальные автолюбители и сельхозпроизводители, но и государственные структуры, включая армию. Наша газета не раз писала с тревогой на эту тему. Несмотря на ежегодный рост объемов финансирования, выделяемого на закупки ГСМ, уровень обеспеченности войск составляет не более 50 процентов от потребности. Причина – стремительный рост цен на нефтепродукты при пассивном поведении соответствующих правительственных структур. Напомним, в прошлом году цены на нефтепродукты возросли, по подсчетам представителей армейского тыла, на 47 процентов! Потребовалось дополнительное выделение Вооруженным Силам 2,1 млрд. рублей, чтобы не сорвать планы боевой подготовки и не парализовать хозяйственную деятельность в войсках. Не лучше ситуация и в нынешнем году. Только за 8 месяцев рост цен составил 33 процента. Поэтому в этом году армия получит не 2,5 млн. тонн топлива, как планировалось, а на 0,26 млн. тонн меньше.
     К этому времени лишь ведущая нефтяная компания ЛУКОЙЛ, осознавая все последствия удорожания ГСМ для экономики и обороны страны, приняла решение «зафиксировать» до конца 2005 года розничные цены на бензин и дизельное топливо на собственных АЗС во всех регионах России. Об этом заявил президент ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов, по словам которого «этот шаг позволит в краткосрочном периоде сдержать рост цен на топливо, а также продолжить начатый конструктивный диалог между Правительством Российской Федерации и нефтяными компаниями для того, чтобы стабилизировать внутренние цены на нефтепродукты».
     Отметим, что ЛУКОЙЛ с декабря 2004 года по май 2005 года в одностороннем порядке уже снижал на 5 процентов и замораживал розничные цены на бензин и дизельное топливо на собственных АЗС в России. Но его инициатива не была поддержана тогда другими участниками рынка. Более того, компания столкнулась с сопротивлением со стороны конкурентов и, что удивительнее, с непониманием со стороны некоторых государственных органов.
     Другие крупные нефтяные компании, в том числе государственные, продолжали увеличивать прибыли за счет безудержного роста цен на нефтепродукты на российском рынке. Потребовался экстренный вызов их представителей в Минпромэнерго, где тем, видимо, «популярно» объяснили, к чему приведет их ценовая политика на внутреннем рынке. Господа быстро прозрели (надолго ли?), и итогом совещания стало «добровольное решение» руководителей крупнейших нефтяных компаний России заморозить цены на бензин с 19 сентября до 1 января 2006 года.
     На следующий день, во вторник, министр промышленности и энергетики Виктор Христенко доложил главе государства об итогах совещания и выразил надежду, что к решению крупнейших российских нефтяных компаний о стабилизации, замораживании цен на нефтепродукты до конца года присоединятся и другие участники рынка. Хочется верить, что так и случится.
     Между тем скачок цен на ГСМ - лишь проявление более глубинных негативных процессов в нефтяном секторе российской экономики. Его узловые проблемы продолжают оставаться нерешенными, что ставит под вопрос саму возможность длительное время сдерживать цены на нефтепродукты. Виктор Христенко признал в разговоре с главой государства, что решение о временном замораживании цен «не снимет всех проблем нефтяной отрасли, которые требуют системного решения». Если говорить на-чистоту, то надо признать, что в повышении цен виноваты не только и не столько крупные нефтяные компании, сколько неповоротливость некоторых федеральных министерств, как раз и обязанных принимать системные решения. Нефтяники который год ставят, например, вопрос о совершенствовании системы налогообложения отрасли, но «макроэкономисты» во власти словно не слышат их.
     В распространенном в понедельник сообщении пресс-службы ЛУКОЙЛа отмечается, что к основным причинам роста внутренних цен на нефтепродукты относятся, в частности, зависимость внутренних цен на нефть от мировых и пропорциональное усиление налоговой нагрузки, рост потребления внутри России на фоне ограниченного предложения. Для исправления ситуации на топливном рынке страны ЛУКОЙЛ предлагает отказаться от «привязки» налога на добычу полезных ископаемых к мировой цене на нефть, стимулировать потребление в РФ дизельного топлива и поощрять крупные инвестиции для модернизации нефтеперерабатывающей отрасли страны…
     О целесообразности использования для модернизации нефтеперерабатывающих заводов страны и реализации других проектов обновления промышленной инфраструктуры часть хранимых за рубежом золотовалютных запасов РФ говорят многие ведущие экономисты России. Они аргументированно доказывают, что капиталовложения государства в индустриальную базу экономики, как и в обновление медицинского оборудования тысяч российских больниц, развитие транспортной инфраструктуры, никоим образом не отразятся негативно на уровне инфляции. И все безуспешно. Остается надеяться, что депутаты парламентского большинства из «Единой России» найдут в себе гражданское мужество на предстоящих обсуждениях проекта бюджета-2006 отстоять позицию здравого смысла. В противном случае экономика страны обречена на медленное реальное угасание при внешне благополучных виртуальных макроэкономических показателях.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex