на главную страницу

23 Сентября 2005 года

Планета людей

Пятница

«Неизвестный» флот

Наш внештатный корреспондент побывал на борту румынского фрегата УРО «Марашешти»

Капитан 2 ранга Александр ЧЕБОТАРЕВ. Порт Эрегли, Турция.
(Переводчик – старший лейтенант Никола ГЕОРГИЕВ, ВМС Болгарии).



ВМС Румынии для российских моряков в силу определенных обстоятельств с начала 1990-х годов прошлого века превратились в «неизвестный» флот. Хотя по расстояниям до тех же портов Констанца или Мангалия от Новороссийска не более полутора суток перехода. В нынешнем году командование Черноморской военно-морской группой оперативного взаимодействия «Блэксифор» принял старший офицер румынских ВМС капитан 1 ранга Александр МЫРШУ. И вполне понятно, отчего во время его интервью российскому военному журналисту речь шла не только о совместной работе кораблей эскадры «Общего моря», но и о перспективах развития военного флота нашего ближайшего соседа по Причерноморью, о возможностях сотрудничества и взаимных связях российских и румынских моряков.

     
Визитная карточка

     Капитан 1 ранга Александр Мыршу родился 17 июня 1962 года в Констанце. Окончил военно-морскую академию и румынскую высшую военную академию. В послужном списке – исполнение должностей дивизионного специалиста противолодочного вооружения, начальника штаба и заместителя командира дивизиона. С 2000 года он поэтапно прошел серьезную подготовку по стандартам Североатлантического альянса – на лингвистическом семинаре в американском Ньюпорте, международных ориентационных курсах штабных офицеров в голландском Делфте, в британском командном колледже. Нынешняя должность старшего офицера ВМС, которую он занимает с декабря 2004 года, соответствует должности начальника оперативного управления штаба ВМС Румынии.
     
- Нынешнее развертывание кораблей Причерноморья проходит уже в пятый раз. Скептики в разных странах предрекали отсутствие каких-либо перспектив долгосрочных совместных действий военно-морской группы едва ли не с самого начала. И тем не менее идея «Блэксифора» оказалась жизнеспособной. В чем объединяющая сила этой группировки?
     - Действительно, корабли военно-морских сил шести государств, расположенных на берегах Черного моря, собираются уже в пятый раз. Если до прошлого года мы однократно развертывались и участвовали в совместных тренировках и учениях в море в течение примерно месяца, то с 2004 года ситуация изменилась. Активации разделились на два этапа – летний и весенний. Сегодня под флагом ЧВМГ собрались пять кораблей, 713 офицеров, петти-офицеров (мичманов), матросов. В едином ордере нами пройдено 1.590 морских миль. Корабли группировки, которую еще называют эскадрой «Общего моря», совершили заходы в Констанцу, Варну, Эрегли.
     Есть все основания утверждать, что опыт создания и совместной работы в море единой группы боевых кораблей оказался далеко не пустой затеей и бессмысленной тратой денег. Рост мастерства и непрерывное развитие проводимых маневров по сложности выполняемых задач вполне очевидны. Другое дело, насколько повысилась наша готовность продвинуться вперед, усовершенствовать учения и добиваться более значимых целей. Здесь необходимо следовать принципу «step by step» – шаг за шагом.
     На мой взгляд, есть политическая основа для существования группы кораблей черноморских стран. Все страны Причерноморья желают жить в мире и процветании. Морская составляющая экономики слишком значима для Украины, Турции, Румынии, Болгарии, России, Грузии. Поэтому ее следует сделать максимально безопасной как от угроз террористических атак, так и от возможных ударов стихии и техногенных катастроф. Сделать же в данном направлении предстоит еще очень и очень многое, причем не только в масштабах «Блэксифор».
     - Два года назад в Севастополе тогдашний командующий эскадрой «Общего моря» болгарский адмирал Георги Георгиев на пресс-конференции заявил: «Под моей командой сейчас лучшие корабли Черного моря». Вы готовы присоединиться к его словам?
     - Вне всякого сомнения. Фрегат УРО «Марашешти» уже несколько лет является флагманом и наиболее боеспособным кораблем румынских военно-морских сил. 8 июня «Марашешти» выполнил совместные стрельбы с ракетным катером «Зборул» и береговым ракетным дивизионом. Причем они были признаны одними из самых успешных в современной истории наших ВМС.
     Турецкий фрегат УРО «Фатих» также признан одним из лучших в своем классе. Отдельно хотел бы сказать о российском «Ямале». И по морским качествам, и по содержанию он делает честь любому флоту. А командир капитан 1 ранга Игорь Гавриш по праву заслужил называться мастером-капитаном, настоящим морским волком.
     - Так складываются обстоятельства, что ВМС Румынии сегодня становятся для российских моряков «неизвестным» флотом. Некогда тесные контакты между нами во многом потеряны. Не могли бы вы подробней рассказать о перспективах военно-морского строительства в вашей стране, о роли в системе обороноспособности и внимании высшего руководства страны к проблемам военных моряков?
     - Я так полагаю, что общие закономерности развития примерно одинаковы для всех флотов мира. Все будет зависеть от тех целей, которые ставит перед ВМС политическое руководство. В соответствии с возможностями экономики Румынии состав ВМС будет обновляться. Уровень развития нашей национальной судостроительной промышленности вы сами можете оценить на примере «Марашешти», корветов «Адмирал Хорио Мачеллариу», «Контр-адмирал Себастьян» и других кораблей, построенных на румынских верфях.
     Кстати, если пройтись по «Марашешти» и внимательно прочитать надписи на оружии, технике и оборудовании, то нетрудно заметить, что они – на русском языке. В этом нет ничего удивительного, так как во время постройки корабля на верфи в Мангалии Румыния входила в состав Варшавского договора и иного вооружения, чем советское, не имела возможности ни производить по лицензии, ни закупить.
     Производство собственных систем вооружения могут позволить себе лишь технологически и экономически развитые страны. Тем не менее при всех наших трудностях румынская промышленность оказалась способной проводить модернизацию многих систем ракетной и авиационной техники, оружия и боеприпасов. Кроме того, в течение нескольких последних месяцев в составе наших ВМС появились корабли английской постройки, обозначенные во всех военно-морских справочниках как тип 22. Я считаю, что после вступления нашей страны в НАТО именно на основе подобных кораблей и будет осуществляться организационный, профессиональный и технический переход ВМС Румынии на стандарты Североатлантического альянса. Как заявил президент Румынии Траян Басеску при встрече первого корабля английской постройки – фрегата УРО «Ригеле Фердинанд», «теперь мы надежно будем защищены с моря». Относительно недавно к нам прибыл и фрегат УРО «Регина Мария». Сейчас на кораблях проводится необходимый курс подготовки. Так что налицо результаты развития румынских военно-морских сил.
     - Какими вы видите перспективы развития сотрудничества с российским Военно-морским флотом?
     - Сам я выступаю за самые тесные контакты с вашим флотом и желал бы как можно чаще видеть корабли под Андреевским флагом и в Констанце, и в Мангалии. Но из всех программ нашего сотрудничества действует, к сожалению, лишь одна – «Блэксифор».


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex