на главную страницу

24 Сентября 2005 года

Комментарий недели

Суббота

Бензин как зеркало экономической политики

Матвей КОРОЛЕВ, президент Фонда поддержки народных инициатив.



В начале этой недели правительство предприняло попытку обуздать одну из наиболее опасных для страны тенденций последнего времени – резкий и ничем не оправданный рост внутренних цен на бензин и дизельное топливо. В ходе встречи министра промышленности и энергетики Виктора Христенко с представителями крупнейших нефтяных компаний была достигнута договоренность конца текущего года тарифы на горючее не повышать. Причем, как с удовлетворением отмечалось в официальных комментариях, отечественные нефтяные «генералы» пошли на подобное самоограничение добровольно, без каких-либо предварительных условий.


     Напомним, за прошедший год стоимость различных видов нефтепродуктов поднялась в России на 50-70 процентов. С начала 2005 года розничные цены на бензин выросли в среднем по стране на 18,5 процента. Только за последние три месяца в ряде регионов они взлетели сразу на 13 процентов. Под угрозой оказались уборочная кампания, подготовка жилищно-коммунального хозяйства к отопительному сезону, топливное обеспечение Вооруженных Сил, нормальная работа транспорта, в основном авиаперевозчиков. Миллионы наших граждан уже ощутили эти перемены на собственных карманах, многие из них попросту лишились возможности пользоваться личными автомобилями.

     Но теперь, казалось бы, можно вздохнуть с облегчением. Глава Минпромэнерго во вторник доложил президенту о достигнутых успехах и дальнейших планах кабинета министров по наведению порядка в нефтяной отрасли. Постараемся, однако, разобраться в сути происходящего. Прежде всего не совсем ясно, какие именно цены на нефтепродукты – оптовые или розничные – согласились заморозить топливные гиганты. В достигнутом ими соглашении с правительством об этом прямо не говорится. Допустим, что решено заморозить и оптовую, и розничную стоимость бензина и дизельного топлива. Тогда независимые сбытовые структуры, приобретающие ГСМ у вертикально интегрированных нефтяных компаний, будут находиться в относительно равных условиях по сравнению с их автозаправочными станциями.

     Однако если лидеры российской нефтяной индустрии будут сдерживать только розничные цены на подконтрольных им АЗС, повышая при этом цены оптовые, независимые торговцы бензином, не имеющие иных источников его приобретения, будут вынуждены закрывать свой бизнес – в таких условиях конкуренции они не выдержат. Уже с начала текущего года оптовые цены на бензин выросли на 45-50 процентов против роста розничных цен на 18,5 процента. Возможные санкции за дальнейшее взвинчивание оптовых цен – 5.000 МРОТ – вряд ли удержат флагманов нашего ТЭКа от соблазна окончательно переделить в свою пользу розничный рынок нефтепродуктов. Понятно, что вслед за этим следует ожидать очередного увеличения стоимости бензина, на этот раз розничной.

     Следует также отметить, что, согласившись временно придержать тарифную гонку, крупные нефтяные компании, в общем, ничего не потеряли. После скачкообразного роста цен на ГСМ они фактически «зафиксировали прибыль», перейдя к очередной стадии игры на топливном рынке. Чем она закончится? Очевидно, новым ростом стоимости бензина и дизельного топлива. По экспертным оценкам, после 1 января 2006 года лидеры «нефтянки» обязательно постараются наверстать упущенное, что вызовет спонтанное увеличение стоимости нефтепродуктов на 25-30 процентов.

     Понимая, что на благие намерения флагманов ТЭКа полностью рассчитывать невозможно, правительство возлагает надежды на другие способы торможения роста топливных тарифов. В частности, предлагается новый порядок расчета налога на добычу полезных ископаемых. Когда этот налог, ссылаясь на требования ВТО, вводили три года назад, его привязали к уровню мировых цен на нефть. Тогда, по-видимому, не смогли или не захотели предвидеть, что нефтяные компании компенсируют возросшее фискальное бремя увеличением стоимости продукции, а конечный потребитель от этого только проиграет. Теперь НДПИ от мировых цен на нефть хотят «отвязать». Как полагают чиновники, это должно привести к его снижению и соответственно прекращению роста тарифов на нефтепродукты. Но какая коммерческая структура при уменьшении издержек станет добровольно снижать цену продукции, если на то нет прямого предписания? Не случайно, по мнению авторов данной инициативы, эффект от ее внедрения должен проявиться не раньше 2007 года, а предложенный ими механизм расчета НДПИ пока не прошел даже необходимых межведомственных согласований.

     Кроме того, правительство с 1 октября повышает экспортные пошлины на нефть со 143 до 179 долларов США за тонну, надеясь таким образом переориентировать часть уходящего за рубеж потока на переработку внутри страны. На первый взгляд логика в этом решении есть. Сегодня половина всей добытой в стране нефти сразу направляется на экспорт, другая половина поступает на НПЗ, при этом более 50 процентов полученных таким образом нефтепродуктов также имеют экспортное предназначение. То есть на российский рынок в переработанном виде попадает только четверть от общего объема нашей нефтедобычи. Однако не следует забывать, что мировые цены на нефть также растут, и это в значительной мере компенсирует снижение привлекательности экспорта.

     В чем же причина столь стремительного роста внутренних цен на бензин и дизельное топливо? Экономически обоснованных предпосылок наращивания ведущими нефтяными компаниями цен на ГСМ в действительности не существует. За последний год они практически не увеличили себестоимости нефтедобычи и нефтепереработки. Фактически прежний уровень сохранил и внутренний спрос на бензин и дизельное топливо.

     Остается одно – откровенное стремление крупнейших российских нефтяных компаний под предлогом высоких мировых цен на нефть получить дополнительные прибыли за счет высокой монополизации отрасли, а также использования доминирующего положения на рынке оптовой реализации нефтепродуктов во многих регионах. При таких конкурентных преимуществах обеспечить необходимый уровень цен на ГСМ – дело техники. Неудивительно, что наблюдавшийся за последний год рост цен на бензин и дизельное топливо затронул в основном те 73 региона, которые так или иначе входят в сферу влияния флагманов отечественной «нефтянки». На увеличение стоимости нефтепродуктов также влияет неуклонное снижение доли малых нефтедобывающих компаний в общем объеме добычи нефти: с 13 процентов в 1999 году до 4,4 процента за 7 месяцев 2005 года. Причина такого процесса – в существующей сегодня «плоской» шкале налогообложения, которая зависит от мировых цен на нефть и не учитывает целый ряд факторов, влияющих на нефтедобычу и экспортные возможности. В результате независимые нефтяные компании оказываются в неравном положении с вертикально интегрированными структурами и вытесняются с рынка.

     Среди официальных разъяснений причин бензинового кризиса преобладает вместе с тем другая концепция, активно отстаиваемая Минэкономразвития, – повышение общемировых цен на нефть и нефтепродукты. Действительно, за минувшие полгода в Германии, Франции, Великобритании и Испании бензин подорожал на 25 – 27 процентов, в США – на 40 процентов. Однако большинство этих стран не относится к категории добывающих и экспортирующих нефть. В тех же государствах, где, подобно России, имеется развитая нефтяная отрасль, ситуация диаметрально противоположна. К примеру, в Венесуэле стоимость литра бензина за этот период практически не изменилась. В Объединенных Арабских Эмиратах этот показатель до последнего времени оставался на прежнем уровне и только в начале сентября повысился, в пересчете на российскую валюту, на 2,5 рубля, достигнув средней цены литра бензина в 11,4 рубля. Кувейт в свою очередь за последние пять лет позволил себе увеличить среднюю стоимость литра бензина всего лишь с 4,35 рубля до 4,65 рубля. Отметим также, что в Саудовской Аравии и Катаре средний показатель цены литра бензина не превышает 8 рублей.

     Зададимся вопросом: почему в этих государствах с доходом на душу населения, на порядок превышающим российский уровень, цены на топливо в 2-3 раза ниже? Почему колебания мировой конъюнктуры их практически не затрагивают? Причина – в разумной экономической политике этих стран, ориентированной на подъем национального хозяйства и уровня благосостояния населения, а не на соблюдение абстрактных либеральных экономических теорий.

     Вернемся к странам, импортирующим нефть и нефтепродукты и испытывающим сегодня проблемы с ростом цен на топливо. В них правительственные органы не боятся использовать активные методы воздействия на ситуацию. В частности, во Франции установлены ежемесячные компенсационные выплаты автовладельцам, пострадавшим от роста цен на ГСМ. Французский премьер-министр пригрозил нефтяным компаниям, которые не прекратят повышать цены на бензин, введением особого налога на дополнительные доходы. Результат: стоимость литра бензина во Франции сразу же упала на 3,5-4 процента. О своем намерении внедрить французский опыт заявила Бельгия. Испания и Нидерланды приняли решение оказать финансовую помощь на закупку ГСМ для сельского хозяйства.

     И только в России кабинет министров с необъяснимым упорством отказывается прибегать к прямому административному вмешательству в происходящие процессы, предпочитая уговаривать нефтяных «генералов». Например, одной из эффективных мер могло бы стать введение механизма государственного регулирования внутренних цен на ГСМ в кризисных ситуациях. Следует также установить обязательные объемы поставок нефтяными компаниями бензина и дизельного топлива на внутренний рынок в зависимости от объемов их нефтедобычи, что, помимо стабилизации цен на ГСМ, стимулировало бы развитие отечественной нефтепереработки. Необходимо срочно выделить дополнительные бюджетные средства на обеспечение топливных потребностей сельского хозяйства и ЖКХ, решить вопрос с ограничением верхнего предела розничной надбавки при реализации ГСМ. Пора, наконец, перевести в практическую плоскость задачу перераспределения сверхприбылей нефтяного сектора, направить эти ресурсы на нужды развития страны, на повышение благосостояния ее народа. Именно такой подход обеспечивает в итоге сохранение низких цен на бензин в других нефтедобывающих странах.

     К сожалению, приведенные варианты действий российским правительством сегодня не рассматриваются. У нас по-прежнему господствует убеждение, что рынок сам расставит все на свои места, что рычаги государственного воздействия изначально неэффективны. Экономический блок нашего кабинета очень любит ссылаться при этом на опыт развитых зарубежных стран. Но в данном случае он свидетельствует об обратном.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex