на главную страницу

27 Сентября 2005 года

Армия и общество

Вторник

Член Комитета Госдумы по обороне Николай Безбородов:
Права военнослужащих могут быть ограничены только интересами обороны и безопасности страны

Беседу вел Виктор МИХАЙЛОВ.



     - Николай Максимович, на днях вы внесли в Госдуму законопроект, предусматривающий изменения первой статьи Федерального закона «О статусе военнослужащих». Очередная «монетизация»?
     - Понимаю скептицизм вашего вопроса. Действительно, за последние три-четыре года Закон «О статусе военнослужащих», который при его принятии рассматривался как весьма значимая победа не только «армейского лобби» в парламенте, не только военнослужащих, военных пенсионеров и членов их семей, но и большей части нашего общества, был выхолощен. Достаточно вспомнить лишение военнослужащих льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг... Да, некоторая часть льгот компенсирована деньгами. Но деньги – это не статус. Именно на сохранение статуса и направлены подготовленные поправки.
     - О чем конкретно идет речь?
     - Есть настоятельная необходимость дополнить часть вторую первой статьи Закона «О статусе военнослужащих» формулировкой: «установление ограничений, не обусловленных особым характером обязанностей, возложенных на военнослужащих, не допускается». Подчеркну, не обусловленных особым характером военной службы.
     Мы прекрасно понимаем, что в Вооруженных Силах невозможно обойтись без определенных ограничений. Например, существует запрет на деятельность политических партий на территории воинских частей и учреждений. Армия должна быть вне партийной и политической борьбы. Но мы против ограничений, не обусловленных особым характером военной службы. При этом речь идет не только о действующих военнослужащих, но и о военных пенсионерах.
     - Что конкретно вы имеете в виду?
     - Пожалуйста. Участник войны, не являющийся военным пенсионером, получает две пенсии – трудовую и пенсию ветерана, а военный пенсионер – только одну. Военнослужащий-профессор или доцент кафедры военного вуза не получает в отличие от своего гражданского коллеги надбавки за занимаемую должность профессора или доцента. Нетрудоспособный родитель – военный пенсионер - за гибель своего ребенка-военнослужащего не получает второй пенсии – по утере кормильца, а родитель из числа гражданских лиц в такой же ситуации - получает. Бывший военный летчик, уже находящийся на пенсии, может получать меры социальной поддержки как ветеран труда, только с 60 лет, а его гражданский коллега пользуется подобным правом с 50 лет. Балерина – вообще с 35 лет. Перечень подобных примеров можно продолжать…
     - Почему же сложилась такая ситуация?
     - Мы неоднократно задавали этот вопрос членам правительства… И знаете, что ответил один из них? «У бывших военнослужащих и так большая пенсия».
     Да, сегодня военные пенсионеры получают несколько больше гражданских. Но разве это не есть компенсация за тяготы и лишения службы? Тяготы и лишения, связанные в том числе со здоровьем и жизнью. Разве сотни погибших, тысячи раненых военнослужащих только за последние годы – о чем теперь отрыто информирует общественность Минобороны – не подтверждение «особого» характера военной службы?
     Я вспоминаю, как еще в прошлом созыве гражданские чиновники препятствовали приравниванию окладов военнослужащих к окладам федеральных госслужащих. Даже несмотря на то что законодательство четко фиксировало, что военная служба – это особый вид государственной службы.
     Что же касается фактического сравнения военных и гражданских пенсий… Давайте вспомним, сколько раз в год повышаются гражданские пенсии? Не меньше трех раз. А военные? Последний раз – в 2002 году. Правительство обещало рассмотреть вопрос о повышении окладов военнослужащих – только в этом случае «вырастут» и военные пенсии – к 1 сентября с.г. «по мере наполняемости бюджета по итогам первого полугодия». Исходя из цен на нефть наполняемость бюджета на весьма высоком уровне. Однако…
     Ближайшая «прибавка» ждет военнослужащих и военных пенсионеров, как заявили в правительстве, только с 1 января 2006 г. на 15 процентов. Фактически это чуть больше официального уровня инфляции. Т.е. говорить о «прибавке» не приходится. Это по сути инфляционная индексация.
     - Что лежит в основе вашей поправки в действующее законодательство?
     - Конституция России. Поверьте, это не громкие слова.
     Статьи 6,19 и 55 Конституции РФ определяют, что каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ. Все граждане РФ равны перед законом, а любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной принадлежности запрещаются. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
     Именно это положение (права гражданина могут быть ограничены только вопросами обеспечения обороны и безопасности страны) и предлагается внести в Закон «О статусе военнослужащих». А теперь попробуйте распространить данную норму на примеры, которые я привел выше…
     Но даже ограничения должны компенсироваться. Это тоже закладывается в поправку к закону.
     - Как отнеслись к вашей законодательной инициативе коллеги?
     - Комитет по обороне поддержал законопроект и рекомендовал Государственной Думе принять его в первом чтении. В заключении комитета отмечается, что законопроект «разработан в целях законодательного определения причинной обусловленности социальных гарантий и компенсаций, устанавливаемых военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей». Мы ожидаем, что рассмотрение документа состоится на пленарном заседании в ходе нынешней осенней сессии Госдумы: в октябре — ноябре.
     Отмечу, что это не первая попытка думского Комитета по обороне отстоять статусное положение действующих и бывших военнослужащих.
     В конце минувшей весны по инициативе нашего комитета, например, был направлен парламентский запрос премьер-министру Фрадкову «О мерах Правительства Российской Федерации по перерасчету пенсий военных пенсионеров в связи с увеличением стоимости соответствующего продовольственного пайка».
     Напомню, речь шла о том, что с 1 января 2000 г. стоимость продпайка выросла в 3 раза. А компенсация, выплачиваемая военнослужащим и военным пенсионерам, остается прежней – 20 рублей. Нас не удовлетворил ответ, пришедший из правительства, где отмечалось, что подобная практика будет продолжена. К сожалению, так и получается. В проекте бюджета, над которым сейчас работают в Госдуме, зафиксировано, что, несмотря на рост стоимости продовольственного пайка почти до 64 рублей, компенсация остается прежней. Нетрудно посчитать, что военнослужащие, военные пенсионеры теряют более 1.200 рублей в месяц. Согласитесь, что сумма – особенно для пенсионеров – значительная. Не случайно суды буквально завалены исками как действующих, так и бывших военнослужащих. Например, только в одном из районных судов Тулы на конец мая находилось более 1.300 подобных исков. Можно ли назвать нормальной ситуацию, когда военнослужащие судятся со своим командиром и с государством, которое они защищают? Такое положение дел надо принципиально менять.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex