на главную страницу

27 Сентября 2005 года

ПРОФЕССИОНАЛ

Вторник

От курсанта до Маршала

Выпуск подготовили Виталий ДЕНИСОВ, Александр ТИХОНОВ, Анатолий АНТИПОВ, Андрей ГАРАВСКИЙ, Юрий АВДЕЕВ, Игорь ДМИТРОЧЕНКО



Март 2003 года. В Чечне высаживается необычный десант: поддержать солдат и офицеров Ханкалинского гарнизона своими песнями прилетели Иосиф Кобзон и Александр Маршал. Момент тревожный и переломный: в «горячей точке» - народный референдум, время выбора. Всем хочется, чтобы на эту землю наконец-то пришел мир. Пока же покой только снится. «Звездные» артисты сюда не приезжают – здесь тебя никогда не покидает чувство опасности. Да и добираться до относительно спокойной Ханкалы, скажем так, некомфортно. Выбор невелик: либо по раздолбанным дорогам в сопровождении БТРов, либо в крадущейся чуть ли не над самой землей «вертушке»… Когда предложили такие опасные гастроли любимым в армии артистам, в войсках не исключали – и эти найдут благовидные предлоги для отказа. Но Иосиф Давидович - человек привычный, в его армейском творческом «ранце» череда концертов в Афганистане, а за спиной Маршала - детство в военных городках, два года учебы в Ставропольском высшем военном училище войск ПВО по специальности «штурман боевого управления», выступления перед российскими миротворцами в Югославии.

     На тех концертах в Ханкале мне довелось побывать в роли благодарного слушателя, и сотни раз, присутствуя на добротных, «штучных» творческих шоу исполнителей, я только здесь почувствовала, что значит петь «с душой» и при этом высокопрофессионально. И зрители так же благодарно «отдали» артистам свои сердца… Стало понятно, почему в Ханкале просили, чтобы приехали именно Кобзон и Маршал.
     
Александр Миньков.Будущий Маршал

     «Детство пахнет ростовскими суховеями и гуталином солдатских ботинок на плацу...» Это из интернет-воспоминаний Александра. А еще детство - это «пыльная тайна закрытого ото всех школьного актового зала, в котором, если стащить ключ, можно целыми днями наигрывать на гитаре (тихо-тихо, конечно, пока идут уроки)». Эта музыка навсегда переплелась с жестким ритмом тех солдатских ботинок, которые маршировали по военному городку близ уездного Сальска, где служил отец будущего Маршала, тогда еще Саши Минькова. Истоки псевдонима певца на самом деле стихийны, хотя имеется несколько версий высокого «маршальского» звания. Может быть, это детское дворовое имя могло стать пророческим, и дослужился бы Александр до маршала авиации, если бы…
     
Резкий разворот летчика- перехватчика

     Отец Александра, военный летчик, мечтал, что сын тоже выберет себе военную судьбу. И Александр честно два года учился на летчика-перехватчика, пока не понял: военная карьера не для него. Детское увлечение игрой на гитаре переросло в твердое желание серьезно и профессионально заниматься музыкой.
     Хотя, что значит – детское? Он в 13 лет уже окончил музыкальную школу, хотя, как утверждает сейчас, «настоящего музыканта из меня сделал труд, а не гениальность». Его творческая карьера началась еще в шестом классе с игры на танцплощадке. В десятом у Александра уже был свой ансамбль – ВИА «Степняки», эдакий «Битлз» районного масштаба. Саша был там самым младшим – 15 лет. Но «народная любовь доставалась по «взрослой» ставке».
     С армией Александр Миньков расставался непросто. Тяжелые разговоры с отцом, с командованием училища. Потом он еще год служил солдатом. «Гражданка» началась с работы матросом-спасателем в Крыму, механиком на аттракционах в парке, рабочим… Все это, как говорится, «на фоне постоянного творческого поиска». Писал песни, играл в различных группах.
     …Все главные дороги в России идут в Москву. Это такая мощная, но весьма ненадежная стартовая площадка для талантов. Сказочный и жестокий манок.
     В столице одна ресторанная команда искала бас-гитариста. И Александр рискнул. Он ничего не терял в случае отказа, но встал на путь Маршала, поймав удачу за хвост. Или просто правильно шагнул на дорогу судьбы. В то время его и заметил Стас Намин. Предложил поиграть в «Цветах». Потом был «Аракс» и – далее. До того как Миньков пришел в легендарную ныне рок-группу «Парк Горького», у нее уже была известность в широких музыкальных кругах. Тогда это была чуть ли не единственная русская группа, получившая мировое признание.
     Миньков начал работать в ней музыкантом, а ушел в 1999 году уже известным солистом. Пришло время новых идей, захотелось заняться сольной карьерой. В слове «солист» на самом деле много соли, колких кристалликов от высохшего пота, который надо пролить, чтобы стать Маршалом. Вот что говорит об этом сам Александр. «…Когда из «Парка Горького» ушел Носков, наш солист, и я в спешном порядке стал озвучивать все его сольные партии, я понял, что такое петь на сцене. В кровь, в боль, в порванные связки, срываясь на хрип, отчаянно желая «сыграть» на собственном горле так же, как играешь на гитаре, чтобы тебя услышали и поняли даже в самом последнем ряду».
     В декабре 1998 года вышел дебютный компакт-диск певца «Может быть». Песни на нем были написаны разными людьми, в разное время, не были связаны единой музыкальной концепцией. На диске-поиске звучали рок, эстрада, шансон. Нет рецептов, по которым можно легко печь шлягеры, петь песни, которые полюбятся многими. Поиск путей к народной любви сложен и тернист.
     1999 год можно считать началом персональной творческой карьеры. Тогда в Краснодаре прошел первый «сольник» Александра Маршала. Это был успех: 15-тысячный стадион был полон! Уже в октябре 2001 года состоялись первые сольные концерты певца в Москве на главной сцене страны в Кремлевском дворце.
     
Александр Маршал. «Кто ты?»

     Жизнь артиста – это не только путь к творческим вершинам. Это бесконечные гастрольные дороги. Десятки городов, сотни концертных площадок. Они тоже бывают разными: пафосными, «клубными», большими и маленькими. Зрителей может быть тысячи, а может – и несколько десятков. Как в госпиталях, в воинских частях, куда Александр Маршал приезжает уже как «свой» артист. Он никогда не заигрывает с публикой, просто ведет диалог через свои песни.
     Иногда говорят: мол, такой-то артист поднимает свой рейтинг военно-фронтовой тематикой. Это – не про него. Он начал писать свои пронзительные песни до этой ставшей ныне модной тенденции. Эти песни складывались и продолжают рождаться из фронтового прошлого его деда, из военной судьбы отца, из поездок певца в «горячие точки». Маршал задает своим творчеством вопросы и ищет на них ответы вместе со слушателями. Вот как он сам комментирует песню «Кто ты?» «Я каждый раз задаю себе вопрос: кто мы, возводящие памятники до небес и рубившие головы, у кого лучшие в мире космические корабли, а на улице беспризорные дети?! Я задаю себе этот вопрос каждый день, но у меня нет на него ответа. Кто мы, ослепшие от слез? Кто мы, чей мир всегда не прост? Кто мы, сгоревшие любя? Кто ты, забывший сам себя?»
     Сам певец себя не забывает. Хоть он и не стал летчиком, но небо и он едины по сей день. Аэродром - вообще одно из его любимых мест. Открытое пространство, запах паленого керосина – это то, что он органически вплетает в свои песни и музыку. Клип на песню «Небо» он снимал, самостоятельно управляя учебно-тренировочным L-29. В домашней коллекции певца хранится более тридцати моделей самолетов, вертолетов в масштабе 1:48, которые он собрал своими руками.
     …На песни Маршала клипы снимать на самом деле легко. В текстах его песен нет пространной «заумности», порой такой нарочитой, что приходится догадываться, о чем спел артист. Его песни – это истории о том, что происходит в жизни. С одной стороны, темы любви, встреч и разлук, ухода в небытие бесконечны. Но не каждому дано найти новый колорит оттенок этих вечных красок жизни. Надо суметь поймать сегодняшнее их звучание, увидеть современный оттенок цветовой гаммы. Так у Маршала появилась песня о героической 6-й псковской роте, о чеченском мальчишке, о водителях-дальнобойщиках. «В начале жизни у нас полный бак бензина, но не успеешь обернуться, а жизнь-то уже кончается». Так философски объясняет Александр смысл песни «Наши души». На самом деле можно оставить душу пустой, а можно наполнить ее энергией созидания, которая окрылит и самого, и окружающих.
     Основная черта Маршала, отличающая его от большинства эстрадных артистов – искренность. Слушателей не обманешь. Они могут восхищаться талантом артиста, но не принимать его как личность. Александр держит свою человеческую «планку» не только ростом под два метра, но и данным природой и воспитанием истинно мужским характером. Поэтому его альбомы и не залеживаются в музыкальных киосках. Особенно – с «военной» тематикой. Этим песням верят.
     У певца много наград, пусть и не боевых, но – почетных. За «военный» альбом «Горец» Маршалу вручили медаль благоверного великого князя Александра Невского и грамоту «За большой вклад в военно-шефскую работу». Недавно Академия безопасности и правопорядка приняла Александра в свои ряды, ему вручили орден Александра Невского. Еще одна памятная награда – из Приштины. Тогда, во время его выступлений перед миротворцами в Югославии, ему передали в знак уважения от американцев медаль НАТО «За боевое содружество». Дорожит он и недавней юбилейной медалью, выпущенной к 75-летию ВДВ. Для Маршала она – знак признания его творчества доблестными десантниками.
     Дома в России у Маршала растет сын. Поэтому Александр мечтает, чтобы в нашей стране все пошло на лад. Как человек, имеющий непосредственное отношение к защитникам Отечества, он верит, что есть кому защитить и наши рубежи, и славу России. Важно, чтобы страну поднимали профессионалы. В том числе и в армии.
     
Александр Маршал о Родине и о себе

     «Чтобы государство гордилось своими Вооруженными Силами, надо, чтобы люди в погонах его уважали и чтобы уважение это было взаимным. Если у человека на службе у государства будет свой дом, достаток, признание военных заслуг и достойная старость – тогда мы можем быть спокойными за будущее России. Надо для этого перейти на принцип контрактной службы – давайте двигаться в этом направлении. Но только чтобы государство не было отделено от народа. А будет жива страна – будут и песни».
     Ирина ПАВЛЮТКИНА, «Красная звезда».


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex