на главную страницу

28 Сентября 2005 года

Юбилей

Среда

Особое оружие России

Ирина ПАВЛЮТКИНА, «Красная звезда».



Сегодня, 28 сентября, народному художнику СССР, академику Российской академии художеств, мастеру политической сатиры, плакатисту, иллюстратору, журналисту-краснозвездовцу Борису Ефимовичу ЕФИМОВУ исполняется 105 лет. В будущем году намечается еще один юбилей: 90 лет со времени опубликования первого произведения художника – шаржа на тогдашнего председателя Государственной Думы Родзянко. Рисунок занял полстраницы популярного в то время роскошного литературно-художественного еженедельника «Солнце России», сопровождался юмористическим текстом и подписью, ставшей впоследствии всемирно известной: «Бор. Ефимов». Накануне дня рождения в гостях у выдающегося художника-карикатуриста побывала корреспондент «Красной звезды».

     
Когда старость в радость

     …Борис Ефимович с порога сам встретил меня бодрым вопросом-утверждением:
     - Знаю ваш первый вопрос! Он будет о том, как мне удалось дожить до столь почтенного возраста! Отвечаю сразу: не знаю!
     Довольный произведенным эффектом, Борис Ефимович прошествовал к столу и нашел в одной из многочисленных папок с бумагами листок со стихотворением.
     – Вот сам написал «Размышление в связи с возможным столетием».
     И живо, не пользуясь очками, прочитал: «Не мыслил я на свете столько лет прожить. Своим сам озадачен долголетьем…» Увлекшись чтением, Борис Ефимович словно бы призывал в свидетели звучавших слов пожелтевшие альбомы - некие мини-архивы его знаменитых карикатур, шаржей, своеобразной исторической летописи в рисунках; многочисленные книги, большинство из которых, как и хозяин, успели пожить аж в трех веках - появившись на свет в конце девятнадцатого столетия, благополучно встретили уже двадцать первое. Не менее ста лет на вид и старенькой пишущей машинке, помощью которой до сих пор пользуется Борис Ефимович. На рабочем столе художника – непросохшие, чисто вымытые кисточки, баночки с гуашью, остро заточенные карандаши, тот творческий беспорядок, который свидетельствует о кипучей деятельности хозяина.
     Наш разговор о том, как без ощущения старости жить в солидные лета, легко перетек сначала в анекдот, артистически рассказанный художником, а потом мне посчастливилось присутствовать на двухчасовой «экскурсии» по истории Отечества, чьи страницы отмечены и талантом Бориса Ефимовича…
     
Киевский «коктейль» художника

     Детство и юность нынешнего юбиляра пришлись на Киев и связаны с культовым для его жителей местом – Подолом. Точнее – тремя домами, которые, говорят, сохранились и поныне. Один на углу Спасской и Межигорской, другой на углу Межигорской и Хоревой. Третий дом, № 32, на Большой Васильковской – это уже начало его «взрослой» жизни. На этой улице Борис влюбился и женился. Невеста жила в соседнем доме, но поначалу они встречались в глубокой тайне от родителей. Женились в хаосе 1920 года: в тот день власть в Киеве менялась чуть ли не 17 раз! Тогда все смешалось в истории страны, и Киев не был исключением: германская оккупация, опереточно-бандитская конкуренция гетмановского и петлюровского режимов, многочисленные перевороты, которые остроумные киевляне называли «недоворотами». Закончилось все «торжеством советской власти». Но счастливый молодожен уже твердо определил свой жизненный путь: его призвание – рисование, а точнее – карикатура.
     Способности к живописи у Бориса обнаружились лет в пять, но пейзажи да кошек с лошадками юный рисовальщик не изображал. Больше фигуры и персонажи, рожденные собственной фантазией, содержанием прочитанных книг и рассказами старшего брата Михаила (впоследствии известного публициста и фельетониста Михаила Кольцова, павшего жертвой репрессий после возвращения с испанской войны). Уже тогда он умел подмечать смешное в повадках и характерах своих героев. Но поступил юный талант в реальное училище, где готовили сугубо «технарей». Правда, рисование там преподавали как предмет, но Борис имел по нему вялую «троечку». Он был близорук и не любил рисовать чучела птиц, которые регулярно выставлял у доски в роли моделей сварливый старичок-преподаватель по прозвищу Гришка. Борису больше нравилось изображать на бумаге Куликовскую битву, Варфоломеевскую ночь, о которых он с упоением читал в толстых исторических книгах, прячась под столом с низко опущенной скатертью. Хотя по натуре был отнюдь не созерцатель, а человек с активной жизненной позицией, внимательно следил за политическими и военными новостями, любил просматривать еще дореволюционный сатирический еженедельник «Новый Сатирикон» с ядовитыми и смешными карикатурами, беспощадно, с точным портретным сходством рисующими тогдашних российских политических деятелей.
     Так в бурлящем котле России начала ХХ века у Ефимова стало складываться свое представление о ее новых «героях». 1916 год – время появления в печати первого политического шаржа художника.
     
«Зритель», «Красная Армия», «Рабочая газета», далее – везде

     Следующие свои работы он увидел в печати только через два года. В киевском журнале «Зритель» появились шаржи Ефимова на Блока, известную тогда актрису Юреневу и т.д. Тогда же была напечатана и серия цветных рисунков «Завоеватели», своеобразная сатирическая летопись менявшихся в Киеве властей – немецкой, белогвардейской, петлюровской…
     Брат Михаил работал в газете «Красная Ар
     мия», где нужны были иллюстрации. Туда Борис и отнес карикатуру на генерала Деникина, прижатого к Черному морю красноармейскими штыками. За ней последовали другая, третья… Так произошло вступление Ефимова в строй художников советской политической сатиры.
     В 1922 году он переезжает в Москву. Работа в столице для Бориса началась в «Известиях». Но он печатается и в «Крокодиле», «Правде», «Огоньке» и многих других изданиях. Между прочим, Борис Ефимович не боялся рисовать и публиковать карикатуры на самого Ленина и на… Сталина. Правда, единственный и невинный шарж на Иосифа Виссарионовича так и побоялись напечатать. Хотя впоследствии Ефимов был отмечен «Великим вождем» и даже рисовал карикатуры на указанные им политические сюжеты.
     В 1924 году вышел в свет первый альбом сатирических рисунков художника с предисловием Льва Троцкого. Кроме того, что Троцкий любил жанр карикатуры, он еще и понимал его роль в обществе. А Ефимов уже тогда слыл своеобразным политическим оружием Страны Советов. Даладье и Чемберлена, Гитлера и Муссолини, Черчилля и Трумэна советские люди знали такими, какими их рисовали признанные мастера карикатуры – Ефимов и Кукрыниксы. Благодаря им едкая сатира стала особенным жанром советского изобразительного искусства. «Лицо врага» – так назывался альбом Ефимова, вышедший в 1931 году. Борис Ефимович замечательно умел создавать типажи, подмечать своеобразие лиц и фигур. За это его любили и ненавидели. Например, за карикатуры и шаржи на Гитлера в годы Великой Отечественной войны гестапо занесло художника в особый список – «найти и повесить». Но это тема отдельной главы.
     
«Красная звезда» художника Ефимова

     Свое постоянное сотрудничество со «Звездочкой» Борис Ефимович начал в 1929 году с участия в европейском перелете самолета «Крылья Советов» в качестве спецкора газеты. Германия, Франция, Италия, Англия, Польша… Материала для политической сатиры было достаточно: зарождение фашизма в Италии, рост нацистских настроений в Германии, Испания, двуличная дипломатия западноевропейских держав. Альбомы карикатур Ефимова выходят один за другим. Едко и жестко художник показывал истинную сущность фашизма. В Германии это вызывало такую ярость, что из политических соображений Борис Ефимович был вынужден заменять на рисунках «чаплинский» клочок усиков под носом у новоявленного фюрера жирной свастикой, что формально устраняло обвинения немецких дипломатов в портретном сходстве. Узнаваемы были и толстобрюхий, состоящий из одних орденов Геринг, колченогий карлик Геббельс в виде хромой мартышки, похожий на крысу садист Гиммлер, мистический шарлатан Розенберг. Карикатура может, конечно, разоблачить, осмеять, взбесить врага, но вот остановить в его замыслах не в силах.
     В Великую Отечественную Ефимов становится фронтовым корреспондентом. В качестве корреспондента «Красной звезды» часто выезжает на фронт. «Убойная» сила карикатур художника в полной мере проявилась как раз в те тяжелые для страны годы. Кроме «Красной звезды», его работы бьют врага в знаменитых «окнах ТАССа», фронтовых, армейских, дивизионных газетах, на листовках, которые разбрасывались за линией фронта и призывали вражеских солдат сдаваться в плен.
     Как эта творческая помощь была важна для наших бойцов, видно по их письмам Ефимову с передовой. До сих пор Борис Ефимович бережно хранит эти листочки. Написанные наспех или по-школьному старательно, на обороте каких-то бланков или на роскошной трофейной бумаге с тиснеными вензелями, они согревают его сердце, дают силы и, кто знает, быть может, и способствуют уникальному долгожительству, с непреходящими и по сей день остротой ума и душевной мудростью. Вот только одно маленькое письмо из фронтового прошлого.
     «Ваше оружие, оружие советского художника – большая сила в борьбе против немецко-фашистских захватчиков. Если б знали вы, с каким нетерпением ожидаем мы, армейцы, каждый свежий номер газеты «Красная звезда»… П/п 24595, В.Я. Корниенко.
     В 1945 году Борис Ефимов в числе других знаменитых советских корреспондентов принял участие в Нюрнбергском процессе. Здесь он увидел многих прототипов своих карикатур, почти в полном составе всю верхушку третьего рейха.
     Фронтовые впечатления художника и его наблюдения на «процессе века» легли в основу альбома «Уроки истории», вышедшего в 1946 году.
     Как участник Великой Отечественной войны, Борис Ефимович награжден медалями «За оборону Москвы» и «За победу над Германией».
     
«Если журналист смог сказать правду…»

     Про таких, как Ефимов, собратья по творчеству обычно завистливо говорят: «Везет же некоторым! Жизнь удалась!» Орденоносец, Герой Соцтруда, трижды лауреат Государственной премии СССР, член Академии художеств СССР, затем Российской академии художеств. С 1965 года Борис Ефимович почти тридцать лет возглавлял в качестве главного редактора творческо-производственное объединение «Агитплакат» при Союзе художников СССР, оставаясь при этом одним из самых активных его авторов. В составе делегаций объехал чуть ли не всю планету, во многих странах проходили его персональные выставки, в свет вышли десятки альбомов, книг, исследований по истории и теории искусства карикатуры.
     Но простое везение – дело случая, «слепой» лотерейный билет. Удача халявщиков балует редко. За долгие годы Борис Ефимович создал тысячи политических карикатур, агитационных плакатов, юмористических рисунков, иллюстраций, шаржей, станковых серий сатирических рисунков для различных художественных выставок. Через карикатуру он отразил целые эпохи: войны и революции, НЭП и военный коммунизм, страшные 1930-е и грозные 1940-е, «холодную войну», «оттепель», «застой», «перестройку». Нынешним временам еще не подобрано емкое определение, да и жанр сатиры несколько ушел в тень. Но карикатура – явление вечное, рожденное еще во времена фараонов, и свои позиции она сдавать не собирается. В прошлом году, когда признанному классику карикатуры было, заметим, 104 года, в Москве прошла выставка мастеров карикатуры «От и до…». Это был творческий отчет созданной в 2002 году в Российской академии художеств секции карикатуры, которую по сей день возглавляет академик Борис Ефимович Ефимов.
     В кабинете художника встретились и соединились века, у всех их примет – свое строго отведенное место: в шкафу, в папке, в столе. Какие-то книги – во втором «эшелоне» в глубине шкафа, какие-то – всегда под рукой. И на самом виду, на стене, не для того, чтобы потешить гордыню, а чтобы всегда помнить – жизнь продолжается, – несколько памятных грамот-поздравлений. Одна из них – от Президента России в связи с прошлым днем рождения. Пора готовить место и под сегодняшнее…
     Рядом с грамотами – масса трогательных знаков уважения к заслугам человека, который вошел по крайней мере в историю ХХ века и историю Отечества как свидетель и талантливый летописец. Мне запомнилась одна.
     Памятный знак специальной премии Артема Боровика «Честь. Мужество. Мастерство», совсем недавно врученной Борису Ефимовичу «за неоценимый вклад в Великую Победу советского народа над гитлеровским фашизмом в 1945 году». А рядом с этим посвящением такая определяющая строчка: «Если журналист смог сказать правду, его жизнь не прошла зря».
     ...На редколлегии «Красной звезды» было единогласно принято решение о вручении Борису Ефимовичу удостоверения специального корреспондента газеты за номером 105 – на память о сегодняшнем юбилее и в знак продолжения сотрудничества.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex