на главную страницу

28 Сентября 2005 года

Армия и общество

Среда

Рукотворное чудо

Заметки о Марфинском военном клиническом санатории

Петр АЛТУНИН, «Красная звезда».



     И сегодня еще встречаются армейские санатории, где все вроде бы на месте, но общая обстановка обыденности уходит в полувековую давность, а обслуживание в лучшем случае тянет на троечку с плюсом. И если заговоришь с их руководителями обо всем этом, то можно услышать: «А что еще мы в силах сделать? Учреждение военное, бюджетное, все расписано «от» и «до». Финансирование слабое, бесконечные проверки. Как тут развернешься?»
     Как раз подобных жалоб не услышишь в Марфинском военном клиническом санатории. Здесь скорее скажут:
     – Наш санаторий, помимо лечебно-оздоровительного назначения, красоты среднерусской природы, может увлечь отдыхающих путешествием в глубину истории России.
     И в самом деле, в парке, где в окружении дворца стоят навытяжку высоченные вековые липы, на спинках скамеек выгравирована старинной вязью цифра: 1585. В то время небольшое село Марфино принадлежало думскому дьяку Василию Щелканову, дипломату и государственному деятелю, потом известным российским деятелям Салтыковым, Паниным...
     Сегодня «Марфино» - один из лучших многопрофильных санаториев в Вооруженных Силах.
     В чем секрет успеха? Надо, наверное, вспомнить знаменитое изречение: кадры решают все. Именно одиннадцать лет назад обновилось руководство санатория. Начальником был назначен полковник медслужбы Эдуард Маев, доктор, профессор, человек, безусловно, незаурядных способностей. Москвич, юношей поработавший на шарикоподшипниковом заводе и отслуживший срочную службу, а потом окончивший Военно-медицинскую академию, он прошел все ступеньки медслужбы - от командира медицинского взвода до начальника большого гарнизонного госпиталя. Вскоре бок о бок с начальником встали его заместители: по лечебной работе - Борис Емельянов, по строительству - Виктор Степанюк, по науке – Петр Козырев, по тылу – Петр Попов.
     Разумеется, вначале они «думу думали», планировали, советовались с людьми. Одной из первейших проблем, без которой трудно было решать последующие, была опять же кадровая. На глазах «утекали» специалисты и прежде всего младшего и среднего звена – нянечки, медсестры. Не было жилья, никудышняя зарплата. Оголились кабинеты, отделения…
     Прорывной мерой явилось строительство служебного жилья. Доказали в вышестоящих инстанциях, что без этого в обособленном гарнизоне санаторий будет не подниматься, а скорее опускаться. В этом деле проявили свою праведную «пробивную» силу начальник Маев и строитель Степанюк. Их не случайно иногда, пусть и в шутку, называют «мэром Лужковым и его замом по строительству Ресиным»: выросшие один за другим в короткие сроки шесть белоснежных с бордовой окантовкой многоэтажек на голом месте и в ансамбле с усадьбой Марфино – это что-то значит. В них теперь живут по заключенному договору (если работаешь – живи на здоровье, увольняешься до пенсии – оставляй квартиру) рабочие, служащие, да и офицеры. Что ж, мера жесткая, но такая нынче жизнь. Правда, проблема с зарплатой гражданского персонала остается и по сей день, люди ждут не дождутся ее серьезного повышения, небольшие премии не в счет.
     Развернувшаяся стройка нацеливалась на новые и новые объекты. В санатории была плохая вода – построили станцию обезжелезивания. Узнали от местных жителей, что на территории санатория есть «залежи» минеральной воды. А почему бы не добраться до нее? Пробурили скважину на 280 метров, и теперь отдыхающие в своем бювете перед завтраком, обедом и ужином получают – по потребности – минеральную воду.
     С помощью Тыла Вооруженных Сил и ГВМУ шло насыщение лечебного корпуса современным медицинским оборудованием: аппаратами ультразвукового, биохимического и иммунологического исследования, функциональной диагностики, лазерной терапии.
     Всем этим богатством мастерски владеют профессионалы. Так, всегда многолюдно (одна треть отдыхающих) у заведующей урологическим кабинетом Любови Плющенко. Камни, почки, «мужская болезнь»… Врач высшей категории с опытом госпитальной работы, она чутко и внимательно относится к пациентам.
     Приверженностью к своей профессии отличается начальник отделения функциональной диагностики Сергей Черняк. Послуживший в свое время в Ракетных войсках, в центральном аппарате Минобороны, он бросил якорь в Марфино и заново, вооруженный современной медтехникой, создавал отделение.
     Командование санатория гордится такими специалистами, как ведущий терапевт Андрей Краснов, заведующая новоотстроенной лабораторией Наталья Грушина, начальники отделений Михаил Гордобаев, Георгий Чуркин и другие.
     В санаториях и домах отдыха немаловажное значение имеет питание. Ведь нередко можно слышать: «Все ничего, но кормят плохо». Этого не скажешь о Марфино. Здесь питание называют лечебным, и действительно: выбор блюд из четырех-пяти предложенных – по пятнадцати основным диетам. А вне зависимости от заказа круглый год к столу подаются свежие овощи. Их выращивают в своих зимних теплицах размером в полторы тысячи квадратных метров.
     Нельзя сказать, что здесь живут без проблем. Эдуард Маев, улыбаясь, говорит:
     - Чем больше делаешь, тем больше они вырастают. Парк очистили, облагородили, но теперь там не хватает скамеек. Пляж обустроили, теперь там и хорошая лодочная станция и даже буфет есть, но надо бы почистить реку, чтобы купание было массовым. Готовимся сделать ремонт во всех номерах…
     Но в целом… Один отдыхающий ветеран сказал так: «Приезжаю сюда восьмой раз. Набираюсь физической и духовной силы и отдыхаю душой».
     С ним можно согласиться.
     На снимках: главный корпус санатория; начальник санатория полковник м/с Эдуард Маев; массаж здесь получают больше половины отдыхающих.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex