на главную страницу

29 Сентября 2005 года

Энциклопедия пенсионера

Четверг

Пенсионная система будет совершенствоваться

Председатель Правления Пенсионного фонда
Российской Федерации Геннадий БАТАНОВ




     - Геннадий Николаевич, 1 августа Президент России подписал Указ № 887 «О мерах по улучшению материального положения инвалидов вследствие военной травмы». Наши читатели интересуются: каков порядок выплаты дополнительного ежемесячного материального обеспечения?

     - В соответствии с Указом Президента России с 1 сентября дополнительное ежемесячное материальное обеспечение устанавливается в размере 1.000 рублей гражданам Российской Федерации, признанным в установленном порядке инвалидами вследствие военной травмы. Исключение составляют граждане, которым дополнительное ежемесячное материальное обеспечение выплачивается в соответствии с Указом от 30 марта 2005 года № 363 «О мерах по улучшению материального положения некоторых категорий граждан Российской Федерации в связи с 60-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 -1945 годов».
     Во исполнение указа от 1 августа Правительством Российской Федерации 24 августа принято постановление № 536 «О порядке выплаты дополнительного ежемесячного материального обеспечения инвалидам вследствие военной травмы». В этой связи это обеспечение с 1 сентября установлено в беззаявительном порядке на основании сведений, имеющихся в распоряжении территориальных органов Пенсионного фонда России. По состоянию на 3 сентября общая численность таких получателей достигла 56.403 человек. При этом необходимо отметить, что некоторые граждане, ранее имевшие право на дополнительное ежемесячное материальное обеспечение в соответствии с Указом от 30 марта № 363, приобрели с 1 сентября право на получение указанного обеспечения в более высоком размере – 1.000 руб. на основании Указа № 887. Численность таких лиц составила 149 человек.
     
- В последние месяцы в центр внимания общественности попал также вопрос о внесении изменений в Закон о статусе Героев Советского Союза, Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы. В чем суть основных нововведений?

     - В целях совершенствования системы социальных гарантий Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации и полным кавалерам ордена Славы принят Федеральный закон от 23 июля этого года № 122-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы». Как известно, более десяти лет назад Законом от 15 января 1993 года № 4301-1 «О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы» указанной категории граждан предоставлен широкий круг натуральных льгот, в том числе по медицинскому и санаторно-курортному обслуживанию, протезно-ортопедическому и лекарственному обеспечению, оплате жилищно-коммунальных услуг и проезда.
     Новый закон, принятый в июле этого года, предусматривает установление гражданам, удостоенным звания Героя Советского Союза, Героя Российской Федерации и полного кавалера ордена Славы, ежемесячной денежной выплаты в размере 25.000 рублей с ее последующей индексацией. При этом Героям предоставлено право выбора между получением натуральных льгот и ежемесячной денежной выплатой. В случае смерти Героя за членами его семьи сохраняется право на ежемесячную денежную выплату или натуральные льготы. Законом предусмотрено также приведение базового закона в соответствие с Федеральным законом «О связи» в части уточнения механизма освобождения Героев и членов их семей от оплаты расходов за пользование домашним телефоном.
     
- Еще один вопрос, который волнует наших читателей из числа гражданского персонала Вооруженных Сил, - это проблема пенсионных выплат тем гражданским специалистам, которые работают в военных организациях за пределами Российской Федерации, например в Грузии. «Красная звезда» поднимала эту проблему, но, как говорится в известной басне, воз и ныне там. В чем дело? И от кого зависит восстановление пенсионных прав нескольких тысяч российских граждан?

     - В соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» на территории Российской Федерации для учета пенсионных прав на каждое застрахованное лицо открывается индивидуальный лицевой счет с постоянным страховым номером. Страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения обо всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждение по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы на обязательное пенсионное страхование.
     В целях защиты пенсионных прав граждан Российской Федерации из числа работников вольнонаемного состава войсковых частей, расположенных за пределами Российской Федерации, Пенсионным фондом Российской Федерации неоднократно ставился вопрос перед Министерством обороны Российской Федерации, Министерством Российской Федерации по налогам и сборам об обязательном пенсионном страховании указанной категории граждан. Вместе с тем до настоящего времени порядок уплаты и учета в налоговых органах единого социального налога, в том числе страховых взносов на обязательное пенсионное страхование организациями системы Минобороны России, расположенными за пределами Российской Федерации, не определен. Без решения этих основных вопросов не может быть, к сожалению, организован учет пенсионных прав этих работников в системе индивидуального (персонифицированного) учета.
     
- Правда ли, что в Казахстане на космодроме Байконур вопрос о пенсионных выплатах гражданскому персоналу Космических войск России удалось решить? Как это Пенсионному фонду удалось?

     - Пенсионное обеспечение жителей Байконура осуществляется в соответствии с Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о гарантиях пенсионных прав жителей города Байконур Республики Казахстан. В целях реализации данного соглашения и обеспечения пенсионных прав граждан, в том числе гражданского персонала воинских частей, дислоцированных на территории г. Байконур, 25 декабря прошлого года было заключено Соглашение между Пенсионным фондом Российской Федерации и администрацией города Байконур о создании в городе Байконур отделения ПФР.
     Постановлением правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 2 февраля этого года создано отделение ПФР по городу Байконур. В связи с этим была проведена большая работа, связанная с приемом созданным отделением от администрации Байконура функции по назначению и выплате пенсий, иных выплат, предусмотренных действующим законодательством и отнесенных к компетенции Пенсионного фонда Российской Федерации. Теперь вопросы пенсионного обеспечения (обязательного пенсионного страхования) решаются для жителей Байконура в полном соответствии с действующим российским законодательством без какого-либо ущемления их пенсионных прав.

     
- Не секрет, что в России идет процесс старения населения, что, в общем-то, свойственно всем развитым странам. Многих наших читателей беспокоит, а выдержит ли Пенсионный фонд дополнительные финансовые нагрузки в условиях, когда число граждан, имеющих право на пенсию, имеет тенденцию к росту?

     - Главное эволюционное изменение возрастного состава населения России, как и многих других стран, – его старение. Пожилые люди старше 60 лет – самая быстрорастущая группа населения России. В настоящее время доля лиц в возрасте старше трудоспособного в общей численности населения Российской Федерации составляет 20,4 процента, к 2025 году она возрастет до 26,7 процента. Это происходит на фоне снижения доли лиц в трудоспособном возрасте с 63 процентов в 2005 году до 56,4 процента в 2025 году. Таким образом, возрастает демографическая нагрузка на население, занятое в экономике. Так, если в 2005 году на 1.000 занятых в экономике, уплачивающих взносы в Пенсионный фонд, приходится 696 пенсионеров, получающих трудовую пенсию, то к 2025 году число пенсионеров на 1.000 занятых возрастет до 857 человек, а в 2050 году на одного занятого в экономике и уплачивающего взносы в ПФР будет приходиться один пенсионер.
     Такое положение дел не может не отразиться на финансовой устойчивости фонда, поскольку при сохранении существующей тарифной политики обязательства фонда по выплате пенсий будут превышать фактические поступления от страховых взносов. Практика зарубежных стран, столкнувшихся с подобной проблемой, показывает, что ее решение возможно в рамках распределительной составляющей пенсионной системы. В настоящее время Минздравсоцразвития России совместно с Пенсионным фондом разрабатывает комплекс мероприятий по совершенствованию пенсионной системы с целью повышения уровня пенсий и поддержания финансовой устойчивости ПФР в условиях старения населения России.
     
- Как вы оцениваете ситуацию с работой на финансовом рынке средств, входящих в накопительную часть трудовой пенсии? Каков порядок инвестирования средств пенсионных накоплений наших граждан?

     - В соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2002 г. № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» процесс инвестирования средств пенсионных накоплений состоит из двух этапов. На первом этапе Пенсионным фондом Российской Федерации осуществляется временное размещение средств страховых взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии, поступающих в Пенсионный фонд Российской Федерации, до момента их передачи негосударственным пенсионным фондам и в доверительное управление управляющим компаниям, в том числе государственной управляющей компании, в соответствии с волеизъявлением застрахованных лиц. На втором этапе управляющие компании, в том числе государственная управляющая компания и негосударственные пенсионные фонды осуществляют инвестирование средств пенсионных накоплений, переданных им Пенсионным фондом Российской Федерации. По состоянию на 12 августа этого года к управлению средствами пенсионных накоплений допущены 55 управляющих компаний, отобранных по результатам конкурса, и 91 негосударственный пенсионный фонд, осуществляющий обязательное пенсионное страхование.
     В 2004 году страховые взносы, поступившие в Пенсионный фонд Российской Федерации на финансирование накопительной части трудовой пенсии в 2002—2003 годах, и чистый финансовый результат, полученный Пенсионным фондом Российской Федерации от их временного размещения, были переданы 47 негосударственным пенсионным фондам и в доверительное управление всем управляющим компаниям, в том числе государственной управляющей компании в соответствии с волеизъявлением застрахованных лиц. В 2005 году управляющие компании, в доверительном управлении которых находятся средства пенсионных накоплений, представили в Пенсионный фонд Российской Федерации отчеты по итогам работы за 2004 год. Данные, представленные в отчетах большинства управляющих компаний, удовлетворительные.
     Среди возникающих в данной работе проблем особое место занимает проблема размещения средств пенсионных накоплений. Активы, в которые могут размещаться средства пенсионных накоплений, регламентированы Федеральным законом от 24 июля 2002 года № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации». Так, при временном размещении средств страховых взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии, поступающих в течение финансового года в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также при инвестировании средств пенсионных накоплений, переданных в доверительное управление государственной управляющей компании, в качестве разрешенных активов определены государственные ценные бумаги. Перечень разрешенных активов, в которые могут размещаться средства пенсионных накоплений, переданные в доверительное управление управляющим компаниям, отобранным по конкурсу, несколько шире.
     Следует отметить, что согласно основным направлениям долговой политики Российской Федерации на 2006 - 2008 годы темпы роста объема средств пенсионных накоплений в средне- и долгосрочной перспективе будут превосходить темпы роста различных сегментов рынка ценных бумаг, в том числе государственных ценных бумаг. В частности, в 2014 году объем средств пенсионных накоплений, размещаемых в государственные ценные бумаги, может превысить сумму соответствующих заимствований Российской Федерации, а сложности с размещением этих средств возникнут уже в 2009 году.
     Учитывая, что, с одной стороны, значительно снижается потребность бюджета в заемных средствах, с другой – возрастает объем средств пенсионных накоплений, которые должны размещаться в основном в государственные ценные бумаги, необходимо разработать новые среднесрочные и долгосрочные финансовые инструменты, в которые могли бы размещаться средства пенсионных накоплений. При этом указанные финансовые инструменты должны обеспечивать надежную сохранность средств пенсионных накоплений и уровень доходности, как минимум сопоставимый с уровнем инфляции, а использование новых среднесрочных и долгосрочных финансовых инструментов должно быть направлено на решение важнейших народнохозяйственных задач. Решение вопроса о расширении перечня активов для размещения средств пенсионных накоплений позволит оставить без изменений законодательно закрепленные принципы и механизмы пенсионной реформы и не допустить при этом негативных последствий для дальнейшего развития пенсионной системы.
     
- В письмах читателей можно встретить размышления на тему о несовершенстве системы пенсионного обеспечения офицерского состава. Не считаете ли вы, что подходит время выработки более эффективного и четкого механизма пенсионного обеспечения кадровых военнослужащих? Возможно ли здесь использование некоторых гражданских технологий, того же механизма работы накопительной части трудовой пенсии?

     - Действительно, на фоне нового пенсионного законодательства стали наиболее заметны определенные огрехи уже устаревшей в какой-то степени системы пенсионного обеспечения кадровых военнослужащих. И это относится не только к накопительной части военных пенсий, которой просто не существует. Есть и другие не менее важные проблемы. Так, военнослужащие и сотрудники правоохранительных органов, которые при увольнении со службы не приобрели права на военную пенсию из-за отсутствия требуемой выслуги лет (нередко не хватает одного-двух лет), при назначении им в последующем трудовой пенсии по старости по существующему законодательству не будут иметь никакой прибавки к пенсии за время их военной службы. Это объясняется тем, что никаких обязательных платежей на пенсионное обеспечение за данный период не производилось, то есть пенсионный капитал, из которого рассчитывается пенсия по старости, за период военной службы не пополнялся.
     Также назрела необходимость устранения имеющихся ограничений в пенсионных правах военных пенсионеров по сравнению с гражданскими в том, что касается возможности увеличения их пенсий за счет обязательных страховых взносов, уплачиваемых при продолжении ими трудовой деятельности после назначения военной пенсии. Насколько мне известно, эти и другие проблемы нашли отражение в концепции совершенствования пенсионного обеспечения лиц, проходивших военную или приравненную к ней службу, которая подготовлена рабочей группой во главе с помощником председателя Правительства Российской Федерации Владимиром Анатольевичем Шамановым.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex