на главную страницу

1 Октября 2005 года

Актуальное интервью

Суббота

Начальник Службы экономики и финансов Министерства обороны РФ Любовь КУДЕЛИНА:
«Пенсии увеличатся 1 яваря 2006 года»



В редакцию обращается много читателей по вопросам пенсионного обеспечения граждан, проходивших военную службу, и членов их семей. С просьбой ответить на некоторые из них мы обратились к начальнику Службы экономики и финансов Министерства обороны Российской Федерации Любови Кондратьевне Куделиной. Публикуем ответы на вопросы «Красной звезды».


     – Почему после 1 октября 2003 г. военные пенсии не индексировались?

     – Пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, и членов их семей осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».
     Пунктом «б» статьи 49 указанного закона предусмотрено, что пенсии уволенным военнослужащим подлежат пересмотру (индексации) при увеличении денежного довольствия военнослужащих, состоящих на службе, а именно при увеличении окладов по должности или воинскому званию, которые учитываются для исчисления пенсии согласно статье 43 настоящего закона. При этом дополнительные выплаты, кроме процентной надбавки за выслугу лет, при исчислении пенсии не учитываются.
     В настоящее время, к сожалению, приходится констатировать, что, несмотря на продолжающиеся инфляционные процессы, оклады по воинской должности и воинскому званию не увеличивались с 1 октября 2003 г. В связи с этим не производились и массовые пересчеты пенсий военным пенсионерам.
     В настоящее время Правительством Российской Федерации принято решение об увеличении с 1 января 2006 г. окладов денежного содержания военнослужащих на 15 процентов, соответственно с этой даты будут пересмотрены пенсии и военным пенсионерам.
     В дальнейшем Правительством Российской Федерации планируется осуществить индексацию окладов денежного содержания:
     с 1 января 2007 г. - на 10 процентов;
     с 1 ноября 2007 г. - на 15 процентов;
     с 1 января 2008 г. - на 15 процентов.

     Необходимые для этого средства предусмотрены в федеральном бюджете на соответствующие годы, включая одновременную индексацию военных пенсий.

     – Почему для исчисления пенсии применяется размер денежной компенсации взамен продовольственного пайка из расчета 20 рублей в сутки?

     – Основания пересмотра пенсий установлены статьей 49 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1, согласно подпункту «б» которой пенсии пересматриваются при увеличении денежного довольствия военнослужащих, состоящих на службе, исходя из уровня увеличения учитываемого при исчислении пенсий денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих одновременно с его увеличением.
     Поскольку военнослужащим, состоящим на военной службе, выплачивается денежная компенсация взамен положенного продовольственного пайка в размере 20 рублей в сутки, применять при перерасчете пенсий военным пенсионерам иной размер Минобороны России неправомочно, так как это противоречит действующему законодательству и принципу равенства прав, закрепленному в статье 19 Конституции Российской Федерации.
     Размер денежной компенсации взамен продовольственного пайка из расчета 20 рублей в сутки был установлен впервые Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2000 год». Данный размер денежной компенсации с 2000 года по настоящее время не изменялся. Он ежегодно до 1 января 2005 г. устанавливался Федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год, а после указанной даты в соответствии с требованиями статьи 14 Федерального закона «О статусе военнослужащих» установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. № 906, согласно которому денежная компенсация взамен продовольственного пайка на 2005 год сохранена в размере 20 рублей в сутки.
     Законность выплаты военнослужащим денежной компенсации взамен продовольственного пайка в размере, установленном федеральным бюджетом на соответствующий год, подтверждена определением Кассационной коллегии Верховного суда Российской Федерации от 4 июня 2002 г. № КАС 02-282, а законность исчисления пенсий из этой денежной компенсации - определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Российской Федерации от 19 октября 2004 г.
     В Определении от 14 декабря 2004 г. № 429-О (абзац 4 пункта 3) Конституционный суд Российской Федерации установил отсутствие законодательной регламентации порядка формирования стоимости продовольственного пайка. При этом никакой иной денежной компенсации взамен продовольственного пайка не устанавливал.

     – Иногда приходится слышать об имеющих место судебных решениях, обязывающих Министерство обороны пересчитывать пенсии за период с 1 января 1995 г. по 28 февраля 1998 г. в связи с установлением военнослужащим, состоящим на службе, 25 - процентного увеличения к должностным окладам. В чем здесь дело?

     – В соответствии с пунктом «б» статьи 49 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», как уже было сказано, пенсии подлежат пересмотру при увеличении денежного довольствия военнослужащих, состоящих на службе, а именно при увеличении окладов по должности или воинскому званию, которые учитываются для исчисления пенсии согласно статье 43 настоящего Закона. При этом дополнительные выплаты, кроме процентной надбавки за выслугу лет, при исчислении пенсии не учитываются.
     Постановлением Правительства Российской Федерации от
     7 декабря 1994 г. № 1349 министру обороны было предоставлено право устанавливать дополнительные меры социальной защиты личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации в целях приведения уровня материального обеспечения личного состава в соответствие с уровнем материального обеспечения военнослужащих и сотрудников других министерств и ведомств Российской Федерации, в которых предусмотрена военная служба. Данным постановлением сроки и способы выплаты увеличения к окладам по воинским должностям на
     25 процентов не установлены, что давало министру обороны Российской Федерации право самостоятельно определять порядок реализации данной меры социальной защиты.
     В соответствии с пунктом 7 статьи 13 действующего на тот момент Закона Российской Федерации «О статусе военнослужащих» министр обороны имел право устанавливать только дополнительные выплаты, в связи с чем с 1 января 1995 г. военнослужащим, состоящим на службе, была установлена 25-процентная надбавка за службу, которая не могла включаться в денежное довольствие для исчисления пенсий.
     Право устанавливать новые должностные оклады в соответствии со статьей 12 указанного закона предоставлено только Правительству Российской Федерации.
     Поскольку с 1 января 1995 г. новые должностные оклады не устанавливались, то правовых оснований для перерасчета пенсий пенсионерам Минобороны России за период с 1 января 1995 г. по 1 марта 1998 г. не имеется.
     Что касается судебных решений по данному вопросу, то в разных субъектах Российской Федерации суды, несмотря на установленные законодательством единые нормы материального права, выносят решения как в пользу Минобороны России, так и в пользу заявителей. Решения судов, которые противоречат действующему законодательству, обжалуются Министерством обороны в судах кассационной и надзорной инстанций установленным порядком.

     – В связи с принятием Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ многих пенсионеров Минобороны России, получающих пенсию по случаю потери кормильца, интересует вопрос компенсации расходов по оплате жилых помещений, коммунальных и других видов услуг.

     – В соответствии с пунктом 4 статьи 24 Федерального закона «О статусе военнослужащих» (в ред. Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ) члены семей военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы, и члены семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, имеют право на компенсационные выплаты по оплате жилых помещений, коммунальных и других видов услуг.
     Порядок и размеры компенсационных выплат, предусмотренных настоящим пунктом, определяются Правительством Российской Федерации.
     Правительством Российской Федерации 2 августа 2005 г. принято постановление № 475 «О предоставлении членам семей погибших (умерших) военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти компенсационных выплат в связи с расходами по оплате жилых помещений, коммунальных и других видов услуг», которым утверждены Правила предоставления членам семей погибших (умерших) военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти компенсационных выплат в связи с расходами по оплате жилых помещений, коммунальных и других видов услуг.
     Указанными правилами размер компенсационных выплат определяется из расчета 60 процентов расходов по оплате жилых помещений, коммунальных и других видов услуг (ранее компенсировалось 50 процентов фактических расходов), составляющих долю членов семьи погибшего (умершего) военнослужащего в составе общих расходов, приходящихся на всех граждан, зарегистрированных в жилом помещении. Компенсационные выплаты должны выплачиваться органами социальной защиты населения по месту жительства граждан на основании справок на льготы, выдаваемых военными комиссариатами.
     Настоящее постановление вступило в силу с 1 января 2005 г.

     – Многих пенсионеров Минобороны России интересует, чем руководствуется Министерство обороны при установлении с 1 июля 2002 г. тарифных разрядов военнослужащим, уволенным до указанной даты.

     – В соответствии с Федеральным законом от 7 мая 2002 г.
     № 49-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросам денежного довольствия военнослужащих и предоставления им отдельных льгот» с 1 июля 2002 г. оклады по воинским должностям военнослужащих установлены не ниже размеров должностных окладов федеральных государственных служащих. Конкретные размеры окладов по типовым воинским должностям поручено определять Правительству Российской Федерации.
     Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2002 г. № 462 были установлены размеры окладов по типовым воинским должностям военнослужащих, проходящих службу по контракту, а также поручено министру обороны Российской Федерации установить оклады по другим (нетиповым) воинским должностям, руководствуясь едиными принципами соответствия должностей и соотношения окладов, предусмотренными для типовых воинских должностей.
     Во исполнение этого поручения министр обороны Российской Федерации в 2003 году подписал приказ о введении в действие штатно-тарифного перечня воинских должностей, подлежащих замещению офицерами, в котором установлены оклады по воинским должностям, в том числе по нетиповым.

     – Но существует определенное количество пенсионеров, пенсии которым в настоящее время военные комиссариаты пересчитывают в сторону уменьшения со ссылкой на вышеуказанный перечень. В чем причина?

     – Поскольку пунктом «б» статьи 49 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» предусмотрено, что пенсии, назначенные в соответствии с указанным законом лицам из числа военнослужащих и членов их семей, пересматриваются при увеличении денежного довольствия военнослужащих, состоящих на службе, исходя из уровня увеличения учитываемого при исчислении пенсий денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих одновременно с его увеличением, то с
     1 июля 2002 г. все ранее назначенные пенсии подлежали пересмотру.
     Вместе с тем новые единые подходы к установлению окладов по воинским должностям, подлежащим комплектованию военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, которые не пересматривались с 1993 года, а только индексировались, вызвали необходимость проведения тарификации этих воинских должностей, на что требовалось значительное время.
     С целью недопущения ущемления интересов военных пенсионеров, сокращения сроков пересмотра и своевременной выплаты пенсий в увеличенном с
     1 июля 2002 г. размере было принято решение об исчислении пенсий с указанной даты исходя из окладов по воинским должностям, существовавшим до 1 июля 2002 г., увеличенным в 2 раза, с последующим установлением окладов по каждой конкретной воинской должности.
     В результате проводимой тарификации размеры окладов военных пенсионеров военными комиссариатами субъектов Российской Федерации приводятся в соответствие с штатно-тарифным перечнем воинских должностей высших, старших и младших офицеров Вооруженных Сил Российской Федерации.

     – Какие меры социальной поддержки установлены для ветеранов военной службы?

     – В настоящее время меры социальной поддержки ветеранов военной службы определяются федеральным законодательством, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
     Федеральным законом «О статусе военнослужащих» для военнослужащих, уволенных с военной службы, установлены соответствующие льготы и преимущества в получении медицинской помощи, санаторно-курортного лечения, бесплатного проезда железнодорожным и другими видами транспорта на стационарное лечение или в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения. Им предоставляются дополнительные права на трудоустройство, а также другие преимущества.
     До 2005 года ветеранам военной службы льготы устанавливались статьей 23 Федерального закона «О ветеранах». При этом, поскольку в соответствии со статусом ветерана военной службы (статья 5 Федерального закона «О ветеранах») это звание может быть присвоено военнослужащему в сравнительно молодом возрасте - при продолжительности военной службы 20 лет, законом предусматривалось, что ветераны военной службы приобретают право на льготы, установленные для ветеранов труда, по достижении возраста, дающего право на пенсию по старости (мужчины – 60 лет).
     С учетом изменений, которые внесены в Федеральный закон «О ветеранах» (статья 22 этого закона в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 г.
     № 122-ФЗ), меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 г., определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
     К сожалению, в статье 22 Федерального закона «О ветеранах» нет четкого определения категорий ветеранов, которым меры социальной поддержки должны устанавливать субъекты Российской Федерации. Кроме того, в этой статье указаны лишь те граждане, которые были приравнены к ветеранам труда по состоянию на 31 декабря 2004 г. Естественно, возникает вопрос о праве на соответствующие меры социальной поддержки тех ветеранов военной службы, которые достигли или достигнут возраста, дающего право на пенсию по старости, после 31 декабря 2004 г.
     В связи с этим полагаем, что было бы целесообразно рассмотреть вопрос об уточнении содержания статьи 22 Федерального закона «О ветеранах», с тем чтобы определить категории граждан, приравненных к ветеранам труда по состоянию на 31 декабря 2004 г., и порядок реализации мер социальной поддержки ветеранов военной службы при достижении ими возраста, дающего право на пенсию по старости.

     – При каких обстоятельствах может быть отказано пострадавшему военнослужащему (в случае его гибели (смерти) - членам его семьи) в выплате страховой суммы по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья?

     – Согласно законодательству Российской Федерации, регулирующему данный вид страхования (Федеральный закон от
     28 марта 1998 г. № 52-ФЗ), страховая организация, через которую осуществляется страхование военнослужащих, освобождается от выплаты страховой суммы по обязательному государственному страхованию, если страховой случай наступил вследствие совершения застрахованным лицом деяния, признанного в установленном судом порядке общественно опасным, либо находится в установленной судом прямой причинной связи с алкогольным, наркотическим или токсическим опьянением застрахованного лица, а также является результатом доказанного судом умышленного причинения застрахованным лицом вреда своему здоровью или самоубийства застрахованного лица. При этом отказ от выплаты в силу закона недопустим в случае смерти военнослужащего, если его смерть наступила вследствие самоубийства и к тому времени он находился на военной службе не менее шести месяцев.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex