на главную страницу

1 Октября 2005 года

Комментарий недели

Суббота

Россия — ВТО. Кто кого

Матвей КОРОЛЕВ, президент Фонда поддержки народных инициатив.




     На этой неделе завершился визит министра экономического развития и торговли Германа Грефа в США. Основная цель поездки – очередное обсуждение параметров и сроков присоединения России к Всемирной торговой организации. В ходе пребывания главы российского экономического ведомства в Вашингтоне состоялись его встречи с председателем сенатского комитета по делам сельского хозяйства, питания и лесоводства Сэксби Чэмблиссом, его коллегой – руководителем комитета по иностранным делам Ричардом Лугаром, а также представителем США на торговых переговорах Робом Портманом. В весьма скудных официальных комментариях итоги прошедших бесед оцениваются с нескрываемым оптимизмом – сторонам вроде бы удалось продвинуться по таким позициям, как энергетические услуги, сельское хозяйство, автомобильная промышленность, а также деятельность на территории нашей страны иностранных финансовых учреждений. Кроме того, намечены перспективы урегулирования ситуации с авиапромом, разногласия по которому предполагается снять до конца текущего года.

     Несмотря на явную недостаточность информации, все указывает на то, что процесс вступления России в ВТО подходит к завершающей стадии. Очередной раунд переговоров с американцами запланирован на октябрь, а к декабрю намечено разрешить все оставшиеся взаимные противоречия. В целом России осталось заручиться поддержкой 13 стран - членов организации, в том числе Канады, Бразилии, Аргентины и Австралии.

     Что представляет собой Всемирная торговая организация и какие последствия для России будет иметь присоединение к ней? ВТО, являющаяся правопреемницей Генерального соглашения по тарифам и торговле, начала свою деятельность в 1995 году. Цель организации – максимальная либерализация мировой торговли, снятие существующих ограничений для трансграничного перемещения товаров и услуг. На сегодняшний день ее полноправными участниками являются 148 государств, в том числе ряд бывших республик СССР – Киргизия, Латвия, Эстония, Грузия, Литва, Молдавия и Армения. Правовыми актами ВТО регулируется 97 процентов всей международной торговли.

     Начало движения России в сторону Всемирной торговой организации относится к 1993 году, когда правительство реформаторов подало заявку на присоединение нашей страны к Генеральному соглашению по тарифам и торговле, преобразованному через два года в ВТО. Переговоры по данному вопросу начались в 1995 году и спустя пять лет приобрели полномасштабный характер. Их задача – определить параметры вступления России в ВТО, в том числе максимальный уровень ставок ввозных таможенных пошлин, которые могут вводиться в отношении импортных товаров, допустимые объемы внутренней государственной поддержки аграрного сектора и уровень экспортных субсидий на сельхозтовары и продовольствие, условия доступа на российский рынок иностранных услуг.

     Иными словами, после присоединения к ВТО России предстоит принять на себя серьезные обязательства, фактически лишающие ее возможности в дальнейшем осуществлять самостоятельную политику по защите отечественных производителей товаров и услуг. Наряду с фиксацией предельного уровня таможенных тарифов придется, в частности, упростить правила лицензирования при ввозе в нашу страну алкоголя и лекарств, смягчить санитарные и фитосанитарные меры в отношении импортируемого продовольствия и сельскохозяйственной продукции, снять ограничения по иностранным инвестициям, прежде всего в оборонную промышленность, ограничить роль государства в энергетическом секторе и довести внутренние цены на газ до мирового уровня.

     При этом реальную выгоду от членства в ВТО смогут извлечь в первую очередь российские экспортные отрасли. Остальные сферы национальной экономики скорее всего понесут неизбежные убытки. По имеющимся прогнозам, после вступления в ВТО основной удар примет на себя отечественное сельское хозяйство. Наша страна будет вынуждена сохранить нынешний уровень государственной поддержки сельскохозяйственного производства, который сегодня составляет порядка 1 процента расходной части бюджета – менее 1 млрд. долларов в год.

     Однако в большинстве стран - членов ВТО, являющихся конкурентами России в агропромышленной сфере, данный показатель в сотни раз больше. В частности, в странах Европейского союза ежегодные субсидии сельхозпроизводителям достигают 150 млрд. евро. США, в свою очередь, тратят на эти цели 180 млрд. долларов в год, при этом гарантируя своим фермерам твердые закупочные цены на уровне мировых. Очевидно, что при таких условиях практически все отечественные сельскохозяйственные товары окажутся неконкурентоспособными. На грань исчезновения будет поставлено наше тепличное хозяйство, ожидается значительное сокращение производства мяса птицы, говядины и свинины, а также молока и молочных продуктов. Разорятся тысячи сельхозпроизводителей, обрекая на дальнейшее вымирание российскую деревню.

     Не многим лучше будут складываться дела и в отечественной промышленности. Под удар попадет прежде всего машиностроительная отрасль. Снятие или существенное уменьшение после присоединения к ВТО действующего 20-процентного импортного тарифа на ввозимые в Россию авиалайнеры усугубит кризисную ситуацию в гражданском самолетостроении. За последние десять лет выпуск российских самолетов уже сократился со 150 - 180 до 4-5 в год, и в дальнейшем отрасль не сможет сохраниться без серьезной государственной поддержки. Однако такие меры, как кредитование производства новых образцов авиационной техники, ограничиваются требованиями ВТО. Аналогичная судьба может постичь российское автомобилестроение. Серьезные проблемы возникнут в пищевой, мебельной, фармацевтической, химической и ряде других сфер национальной экономики.

     Существенно пострадает сфера услуг. В настоящее время российский капитал занимает фактически монопольное положение в оптовой торговле, контролируя 99,7 процента данного звена, однако в рознице наблюдается активное усиление позиций иностранных инвесторов, развивающих сети своих супермаркетов, к примеру «Рамстор» и «Метро». После присоединения нашей страны к ВТО данная тенденция выйдет на новый уровень, в особенности в крупных городах. Кроме того, начнется наступление зарубежных структур на отечественный страховой и финансовый бизнес, перспективы которого в данном случае также не очень обнадеживают. Ведь масштабы и реальные возможности наших банков и страховых компаний весьма далеки от мирового уровня – капитализация одной только американской «Ситигруп» сопоставима с капитализацией всего российского банковского сектора.

     Но главное, после выполнения ключевого требования, предъявляемого России в связи с вступлением в ВТО, – довести внутренние цены на энергоносители до уровня мировых – наша страна наряду с многократным ростом цен столкнется с исчезновением этого основного естественного преимущества, формирующего сегодня конкурентоспособность отечественной продукции. Как следствие – окончательное закрепление сырьевой направленности российской экономики, постепенная деградация обрабатывающих отраслей, отсутствие перспектив для развития новых высокотехнологичных производств. И это притом что сегодня в развитых странах на долю инновационного, научно-технического сектора приходится до 90 процентов роста ВВП, тогда как в России этот показатель не превышает и 10 процентов.

     Вступление нашей страны в ВТО будет также иметь весьма серьезные социальные последствия. Прежде всего – значительный рост безработицы. По различным оценкам, в промышленности число безработных увеличится на 8 млн. человек, в сельском хозяйстве – на 3 млн. Отдельные прогнозы содержат перспективу общего роста безработицы на 16 млн. наших сограждан.

     Наряду с этим следует ожидать снижения уровня и качества жизни простых людей. Рост цен спровоцирует дальнейшее расслоение общества, увеличение доли населения, находящегося за чертой бедности. Ожидаемое сворачивание отечественных импортозамещающих производств создаст условия для ценового диктата зарубежных компаний на нашем внутреннем рынке. Не ограничиваемый ранее действовавшими жесткими санитарными и технологическими требованиями приток иностранного низкосортного продовольствия негативно скажется на здоровье россиян, на средней продолжительности жизни в стране.

     Все это ставит под сомнение обоснованность и целесообразность курса на ускоренное вступление в ВТО, проводимого в настоящее время. В особенности настораживает атмосфера таинственности, в которой проходит переговорный процесс. Ответственные чиновники ограничиваются намеками и глобальными позитивными прогнозами, не приводя конкретных сведений и расчетов. Однако именно от твердости позиции российской стороны во многом зависят параметры присоединения к данной организации, а следовательно, характер и размеры последствий такого шага для нашей экономики и общества в целом.

     Сегодня отношения Россия - ВТО напоминают позиционное противостояние. Либо мы отстоим свое право на самостоятельное управление развитием страны, либо они получат возможность навязывать условия, для нас не всегда выгодные.

     Победа должна быть за нами.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex