Перейти на главную страницу

1 Октября 2005 года

Азимут

Суббота




«Хочу быть военным»

    Участники нашей сегодняшней анкеты – будущие офицеры, которые проходят обучение в суворовских военных училищах. Мы попросили рассказать их о том, почему они решили связать жизнь с армией. Сочинения могут показаться немного наивными, но зато написаны очень искренне.

    Дмитрий ЧЕКАРЕВ, Санкт-Петербургское СВУ:

    – Мой дедушка прошел дорогами Великой Отечественной войны от Ленинграда до Берлина, награжден орденом Красного Знамени, несколькими медалями, в том числе и «За отвагу».
    Я стараюсь хорошо учиться, потому что убежден: Родине нужны грамотные военные специалисты. Это я осознал еще в военном лагере, где наконец-то сбылась мечта «понюхать пороху», пострелять из боевого оружия, посмотреть на мир сквозь стекла противогаза.
    Сегодня твердо могу сказать: связал свою жизнь со службой в Вооруженных Силах России, чтобы и родители, и наш дом, и наша Родина были в безопасности. Еще и потому я укрепился в выборе жизненного пути, что в родном суворовском училище воспитатели – офицеры настоящие, боевые!

    Иван ИМГРУНТ, Санкт-Петербургское СВУ:
    – С раннего детства меня привлекали былины о героических поступках богатырей. Хотелось быть похожими на них. Став старше, с интересом смотрел художественные фильмы и читал книги о Великой Отечественной войне, все больше и больше узнавал о беспримерном мужестве нашего народа, жестоких боях, которые вела армия за освобождение родной земли.
    Медалью за освобождение Варшавы награжден мой дед, Петр Федорович Голда, который воевал в 68-й стрелковой дивизии. В жестоких боях за Варшаву дед был ранен. Много интересного рассказывал он мне о войне.
    В наши дни защита Отечества так же почетна, как в те далекие военные годы. Я решил, что моя судьба будет связана с военной профессией, ведь военные люди всегда были и будут уважаемыми в обществе. Офицеры всегда считались элитой общества.
    Я всегда завидовал людям в военной форме и теперь горжусь тем, что продолжаю славные традиции кубанских казаков и бойцов Краснодарской пластунской дивизии. Буду защищать свою Родину, чего бы мне это ни стоило.

    Михаил НИКИФОРОВ, Казанское СВУ:
    — По-моему, обязательно нужно читать произведения русских писателей о Великой Отечественной войне. Любой человек, прикоснувшийся к бесценным документам той священной войны, будет потрясен. Для него станут святыми судьбы советских солдат. Именно книги о войне помогают понять что-то очень важное, то, что я еще не полностью знаю и понимаю.
    В моей родословной многие принимали участие в войне. Пусть не каждый совершил подвиг, для меня они на всю жизнь останутся героями, спасителями, как и многие другие солдаты-защитники. Они не сломились, видя ужас войны, не потеряли веру в себя в самом трудном сорок первом…
    Патриотом и защитником Родины был и мой дедушка, погибший на войне. Я не видел деда, но никогда не забуду о его подвиге на войне. Таких героев было множество, и всех их объединяло одно: готовность отдать жизнь за свою страну.
    Служил Отечеству и мой отец, а я с детства знал, что обязательно стану военным. Мое будущее – защита Отчизны. Ведь офицеры – это главная надежда и опора России, и ее будущее во многом зависит от нас.

    Юрий КОРОЛЕВ, Казанское СВУ:
    – Я, как и мои сверстники, не хочу войны, но мечтаю проверить себя в бою, узнать, что значит действительно защищать Родину. Сейчас Вооруженные Силы «встают на ноги», и я уверен, что в ближайшем будущем профессия офицера будет, как и прежде, одной из самых уважаемых.
    Казанское суворовское военное училище – лишь первый шаг к тому, чтобы оказаться в высшем военно-учебном заведении и стать наконец лейтенантом. Ведь после такой «школы жизни», как наше училище, в дальнейшем будет намного проще. Мы пришли сюда по собственной воле, и если уж идти военной дорогой, то идти до конца.
    Я обязательно должен стать защитником родной земли, слишком многие мои родные и близкие были обожжены войной. От нас, военных, зависят сохранение мира и счастье наших соотечественников. Поэтому память о прошлой войне священна. В той войне уроки на все времена.

    Павел ВОЛОШИН, Тверское СВУ:
    – Считаю, что моей стране необходима мощная армия. Сейчас многие уклоняются от службы, а другие погибают, может быть, за них в «горячих точках». У меня становится горько на сердце при виде подростков, которые слоняются по улицам и подъездам с бутылками пива и сигаретами. Не думаю, что фронтовики, воевавшие за это поколение, хотели увидеть его таким. Некоторые мои сверстники внушают лишь разочарование, и я не хотел бы быть таким же.
    Люди в форме Российской армии-освободительницы, армии-победительницы вызывают у меня, да наверное и у всех уважение и гордость. Защитникам страны присущи такие качества, как настойчивость, решительность, смелость, самообладание и выдержка. Армия делает людей честными и справедливыми. В Вооруженных Силах у людей вырабатывается сильный характер, военная служба превращает юношей в настоящих мужчин. Уверен – каждый должен служить своей Родине.
    Лишь в училище я понял, что такое настоящий коллектив и дружба. Когда учишься и живешь с ребятами бок о бок, обязательно ощущаешь поддержку с их стороны. Суворовцы – будущие офицеры, и я с гордостью ношу свои алые погоны. Не сомневаюсь, что выпускники нашего училища, испытавшие кадетское братство, не пожалеют о выборе жизненного пути.

    Марат ШАЙМУРАТОВ, Казанское СВУ:
    – Уже в пятом классе я решил, что стану военным. Мечтал командовать взводом, носить на плечах погоны, осваивать новое оружие. В дальнейшем я хочу быть товарищем для своих бойцов, хочу, чтобы вырос престиж нашей армии, чтобы крепла ее боеготовность, и, подобно дедам в сороковых годах, мы могли разбить любого врага.
    Когда я приехал на свои первые суворовские каникулы, дядя сказал мне с улыбкой: «Я стал полковником, а тебе, наверное, суждено стать генералом!» Пока я только суворовец, но уверен, что родители и дальше будут гордиться мной.
    Самая же моя заветная мечта заключается в том, чтобы мое имя осталось в истории Российской армии. Приложу все силы, чтобы эта мечта осуществилась. Знаю, что впереди немало трудностей, но верю в себя!

    Владислав КУЗОВОВ, Тверское СВУ:
    – Нелегко выбирать специальность, когда тебе всего 14 лет и перед тобой открыты все пути. Трудно порой решить, каким из них пойти, с какой профессией связать судьбу. Но я не колебался: «Хочу быть военным», - твердо сказал родителям.
    Мой отец был военным летчиком, служил на Дальнем Востоке, и жили мы в отдаленном гарнизоне. Мама была начальником медицинской службы батальона. Так что все мое детство связано с армией. Вот и мы с братом без колебаний решили стать военными.
    В училище мы мужаем, взрослеем, здесь приходится много и упорно работать, стремиться к самосовершенствованию.
    Если бы я мог, то поторопил бы время. Хочется поскорее найти свое место в воинском строю, испытать себя на командирском поприще.
 ||  Подготовил Сергей БОГДАНОВ.



Книголюбы Янины

    Династия


    Заместитель начальника Военной академии войсковой ПВО по воспитательной работе полковник Михаил Янин в беседе с дежурным по «Азимуту» признался, что мечтал стать военным лет с трех. Первые книжки, которые прочитал, были на армейскую тематику. Своим чувствам Михаил Викторович не изменял никогда. Всю жизнь отдал службе. А когда, хоть и редко, появляется свободное время, старается, как и в прежние годы, провести его с хорошей книгой. Литературные увлечения разнообразны, но самые любимые авторы Джек Лондон, Федор Достоевский и Юлиан Семенов. «Это великие психологи. Их произведения учат разбираться в людях, помогают лучше понимать жизнь», - считает Михаил Викторович.
    Янин – участник боевых действий. Прошел Афганистан. Награжден орденом Красной Звезды. До назначения в академию служил в Забайкальском военном округе. Любовь к армии и книгам воспитал и в сыне, кстати, своем тезке. Тот недавно окончил Омский кадетский корпус, а сегодня учится на психолога в Новосибирском высшем военном командном училище (военном институте). Причем учится на отлично. Курсант Михаил Янин от своего папы отставать не намерен. Такой же любитель хорошей литературы и мечтает как минимум до полковника дослужиться.Максим + Ольга

Максим + Ольга

    Love story

    Максим и Ольга Потапенковы стали мужем и женой в 2004 году. Зарегистрировали брак в день всех влюбленных – 14 февраля. А вот со дня их первой встречи пролетело уже семь лет. Познакомились они необычно – на футболе. Юноша играл за дворовую команду, а его будущая супруга была в числе болельщиков.
    Тогда ребята были еще школьниками. Максим учился в девятом классе, а Ольга в восьмом. Жили в небольшом военном городке Шаталово, что в 60 километрах от Смоленска. У обоих отцы были прапорщиками. У Максима еще и деды в Великой Отечественной войне участвовали. Потому, когда пришло время выбирать вуз, решение было однозначным – учиться на офицера. Поступил в Военную академию войсковой ПВО. Ольга тоже приехала в Смоленск. Сегодня она студентка уже четвертого курса Государственного института искусств. Причем оба почти круглые отличники.
    Когда я поинтересовался у молодой пары, в чем, на их взгляд, секрет семейного счастья, в ответ услышал: «Уважать друг друга, ценить…» Но главное, суметь, несмотря ни на какие сложности жизни, сохранить любовь на многие-многие годы. Примером для курсантской «ячейки общества» служат родители. И у него, и у нее – более четверти века вместе…
    Совсем скоро Максим станет лейтенантом. Мечтает распределиться на Дальний Восток. Решение мужа Ольга поддерживает. Да и как иначе. Офицерская служба во многом от «тыла» зависит. А он у курсанта Потапенкова, верится, очень надежный.

Гуманитарное сознание

    Тема, затронутая в публикации «Учим: кто, кого, чему?» в одном из недавних выпусков «Азимута», не оставила равнодушными многих наших читателей. Мы решили продолжить разговор о проблемах гуманитарного обучения в образовательном процессе военных вузов.
    Начальник кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Ярославского высшего зенитного ракетного училища ПВО полковник Сергей Осьмачко считает, что основной рабочий инструмент формирования у курсантов навыков воспитательной работы - комплексный план, обязательный и для училища, и для кафедры, а ведущий фактор - здоровая нравственная атмосфера образовательной деятельности, личный пример преподавателей, офицеров.
    Педагогический коллектив добился в этом отношении определенных успехов. Кафедра постоянно занимает первые места по итогам учебного года, 6 преподавателей удостоены государственных наград, 4 - поощрены министром обороны России и главнокомандующим Военно-воздушными силами, 3 - лауреаты ежегодных конкурсов опубликованных трудов работников государственных вузов Ярославской области, еще трое удостоены знака «За заслуги в науке», учрежденного губернатором.
    На каждом учебном занятии преподаватели ставят в числе других и конкретные воспитательные цели, увязанные с учебным материалом, личностной позицией курсантов, задачами их будущей офицерской деятельности. На кафедре используются методики активного обучения. Среди них - лекция вдвоем, решение практических задач, анализ конкретных ситуаций, мозговая атака, интеллектуальная разминка. Игровые методики повышают интерес обучаемых к гуманитарным знаниям и дают им опыт подготовки в нестандартном режиме.
    Преподаватели стремятся насыщать гуманитарные, социально-экономические дисциплины военно-профессиональными знаниями. Например, по культурологии разработана система практических заданий для курсантов (типовые поведенческие ситуации этикетного, уставного и прочего характера). Для их выполнения подобраны материалы из уставов, других источников. Задания используются на всех занятиях и зачетах.
    Сходные технологии используются в преподавании всех дисциплин, в каждой из которых военно-профессиональная составляющая перевалила за 20 процентов учебного времени. По отечественной истории издано учебно-методическое пособие «Победные дни России». В нем содержатся соответствующий исторический массив фактологии и списки литературы, видео- и кинофильмов, методические рекомендации. Эти материалы внедрены в образовательный процесс. Большие воспитательные возможности открывает видеокурс – 27 видеофильмов и 16 компакт-дисков. По всем дисциплинам кафедры используются оперативные видеозаписи актуальных материалов. Серьезнейшее подспорье в формировании навыков воспитательной работы - редакционно-издательская деятельность.
    А вот что полковник Сергей Осьмачко считает необходимым сделать для совершенствования работы. Во-первых, следует вернуться к спецподготовке выпускников по воспитательной работе: 50—55 часов на психологию и педагогику, 100—115 часов на методику воспитательной работы. Во-вторых, поставить точку в вопросе о преподавании военной истории. Эта военно-профессиональная дисциплина преподается как специальная историческая. 90 часов, изъятых из цикла гуманитарных и социально-экономических дисциплин, следует вернуть на кафедру, слить с отечественной историей. Лучше всего начать преподавание военно-политической истории Отечества, в рамках этого курса предусмотреть и традиционные исторические проблемы, и военно-исторические. В-третьих, в училище стоит преподавать синтетическую дисциплину «Информационная безопасность», программа которой может иметь стратегический, оперативный и тактический подуровни.
    Вероятно, военно-информационную подготовку можно поручить специальной кафедре или межкафедральной предметно-методической комиссии, в состав которой следует включить преподавателей военно-управленческого, технического (информационно-кибернетического) и гуманитарного профиля. Можно централизованно обеспечить периферийные вузы методическими материалами по проблемам специальных психических квалификаций, опыта воспитательной работы в современных боевых действиях. Следует также создать типовой комплексный план формирования навыков воспитательной работы в военно-учебном заведении, адаптировать его к уровням образовательных программ, типам вузов, выделить содержательные, интеллектуальнонравственные и собственно методические показатели. Обеспечить его реализацию материально.
    В руководстве по организации работы военного вуза Минобороны РФ (раздел воспитательной работы) необходимо перечислить конкретные обязанности кафедр, подразделений по проведению воспитательной работы, предложить перечень мероприятий, который должен содержаться в документах планирования, а также методические рекомендации по воспитательным мероприятиям, индивидуальной работе.
    По мнению начальника кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин другого вуза - Ставропольского военного института связи Ракетных войск полковника Александра Дубинина, научная и учебно-методическая деятельность его подчиненных - преподавателей кафедры во многом определяется качественными параметрами военного строительства. В ряду главных приоритетов которого - проблемы духовности, совершенствования воспитания, морально-психологического и социального обеспечения военнослужащих. Деятельность кафедры направлена прежде всего на формирование личностных качеств будущего офицера, его мировоззрения, убеждений, характера, воли, психологической устойчивости и готовности к службе в войсках.
    За последние годы здесь подготовлены 4 кандидата педагогических наук, выполнено 7 научно-исследовательских работ по вопросам воспитания и обучения курсантов. При переходе на обучение по новым учебным планам и программам преподаватели кафедры разработали и издали 9 учебных и 5 учебно-методических пособий для курсантов. До конца этого года планируется подготовить и издать учебное пособие по военной педагогике, а в 2006 году - по военной психологии. Они позволят решить проблему восполнения дефицита учебников и качественно изменить подход к профессиональной подготовке и воспитанию курсантов.
    В то же время сегодня налицо ряд проблем, требующих скорейшего решения на уровне министерств обороны, образования и науки. Так, ученые звания доцент и профессор не оплачиваются государством. У ученых нет материального стимула заниматься методической работой. А ведь для учебно-воспитательного процесса это катастрофа. Через несколько лет образуется провал в этой сфере.
    Согласно директиве министра обороны РФ на практическую сторону руководства таким сложным научно-педагогическим коллективом, как кафедра вуза, отводится 130 часов в год, то есть 21 минута в день. Полковник Александр Дубинин предлагает норму годовой учебной нагрузки для начальников кафедр установить на 50 или 40 процентов меньше расчетной годовой.

В ритме румбы


    Настоящее образование включает умение хорошо петь и танцевать. Так считал мудрый грек Платон, рассуждая о модели идеального государства в своих «Законах». Танец - не только элегантное зрелище, но и средство нравственного и эстетического воспитания. В этом убежден кандидат в мастера по спортивным бальным танцам на паркете Дмитрий Бахарев. Именно с его легкой руки притягательный мир профессионального танца яркой феерией ворвался в культурную жизнь Самарского военно-медицинского института (ВМедИ).
    Продолжатель офицерской династии, Дмитрий еще школьником занимался восточными единоборствами (таэквондо), плаванием, серьезно увлекался шахматами, углубленно изучал английский язык. В 12-летнем возрасте его пленили волшебные сети танцевального творчества. Сначала это был кружок бальных танцев, потом - различные танцевальные спортклубы. Параллельно Бахарев определялся в отношении будущего образования. Выбрал медицину: окончил медико-технический лицей, поступил в медицинский вуз.
    Сегодня пятикурснику Самарского ВМедИ Дмитрию Бахареву - 22. Он входит в число наиболее успевающих слушателей на курсе, однако и с бальными танцами расставаться не намерен - продолжает отдавать себя этому гармоничному искусству, занимаясь в танцевально-спортивном клубе «АлисА». Любопытно, что один из наставников клуба - президент Самарской федерации танцевального спорта Дмитрий Семенов - также успешно совмещает работу в медицине (он - практикующий хирург клинической больницы) с танцевальным творчеством.
    В настоящее время Дмитрий тренируется в паре с Любой Гундоровой. Познакомились они через Интернет, после того как Дима поместил объявление о поиске партнерши. Люба живет в Тольятти. Она окончила с золотой медалью школу, физико-математический факультет государственного университета, работает программистом и, несмотря на занятость, выкраивает время, чтобы три раза в неделю приезжать на тренировки в Самару. В апреле эта красивая пара успешно выступила на фестивале студенческого творчества, который проводился под эгидой совета ректоров вузов Москвы и Московской области в ранге всероссийского первенства. В нем принимали участие 249 танцевальных пар из 63 вузов России. Дима и Люба вошли в десятку лидеров, заняв 7 место. Впрочем, Бахарев любит повторять популярные в среде танцоров слова: «Я не стараюсь танцевать лучше остальных. Я стараюсь танцевать лучше себя самого».
    Бальные танцы давно зачислены в разряд «аристократических» видов спорта, быть может, даже более аристократических, чем теннис или гольф. Конечно же главное здесь - талант, работоспособность, самоотдача, эмоциональный настрой. Однако этот спорт еще и весьма затратный. И костюмы здесь - не самое дорогое, хотя одно платье обходится девушке как минимум в 5—7 тысяч рублей. Много средств приходится тратить танцорам на командировочные расходы, организацию собственных выступлений в рамках различных турниров. Обычно выручают спонсоры, меценаты.
    - Зачастую в международных, да и во многих конкурсах рангом пониже участвуют не только пары, которые прекрасно танцуют, но и те, у которых просто есть деньги на костюмы и поездки, - рассказывает Дмитрий. - Нам же с Любой пока приходится рассчитывать только на собственные силы и средства. К примеру, у многих танцевальных пар такого же уровня подготовки, как у нас, есть свой хореограф и свой постановщик танца, что в общем-то без спонсорской поддержки не организуешь. Поэтому хореографию, оболочку своих выступлений нам тоже приходится моделировать самим.
    - Мне же больше всего по душе задорная кубинская румба, - признается танцор и будущий военврач Бахарев. - Это танец любви, чувств, эмоций.
 ||  Подполковник Вадим КОЖУХОВСКИЙ.



Символы Геннадия Ражнева


    Недавно в Военной академии войсковой ПВО вышла книга «Сравнительный анализ символов». Подобной литературы у нас в стране еще не было. Из издания можно узнать, например, что крест имеет шестьдесят значений, а роза – более тридцати. Лебедь – это и знак чистоты, света, целомудрия, и в то же время – гордого одиночества, а еще – поэзии или пророческих способностей. В книге даны толкования самых разнообразных символов, как говорится, от «а» до «я».
    Автор - доцент, кандидат философских наук, почетный член Русского геральдического общества полковник в отставке Геннадий Ражнев. Человек во многом уникальный.
    Родился в памятном 1941 году в семье офицера-артиллериста. Школу окончил с серебряной медалью и поступил в Пушкинское радиотехническое училище Войск ПВО. Проходил службу на одном из военных полигонов под Волгоградом, работая на вычислительной технике. Самостоятельно стал изучать эстетику и всеобщую историю искусств, увлекался рисованием и живописью. В 1968 году поступил в Военно-политическую академию, где проявил склонность к научно-исследовательской работе. Несколько раз участвовал во Всесоюзных конкурсах знатоков искусств, где дважды становился победителем. В одной из центральных газет опубликовал свои первые статьи – о творчестве А. Дюрера, А. Куинджи и Ф. Мазереля. После академии служил в частях ПВО в Казахстане и Забайкалье. С должности начальника политического отдела зенитно-ракетного полка поступил в адъюнктуру при кафедре философии ВПА. Тема диссертации – воздействие эстетических средств на мировоззрение личности. В эти годы заинтересовался авангардными течениями в искусстве и геральдикой. После адъюнктуры преподавал философию в военном училище в Ярославле. В Военной академии войсковой ПВО он с 1985 года. Имеет множество научных публикаций, в том числе по геральдике и историческому краеведению.
    Сегодняшний герб Смоленска – тоже его детище, ума и рук дело. Даже книгу написал, которая так и называется - «Герб Смоленска». Над ней ученый работал без выходных и праздников 8 лет. Сегодня этот труд известен не только у нас в России. Двадцать экземпляров хранится в Париже в Государственной библиотеке Франции.
    Благодаря Геннадию Владимировичу в начале 90-х годов академия стала первым в нашей стране вузом, у которого появился свой герб. Среди последних разработок Ражнева – герб одного из старейших районов Смоленской области - Монастырщенского. Продолжает работать и над книгами. В скором времени должны выйти в свет «Герб России и Христианство», а также «Христианские покровители». Эти труды наверняка привлекут внимание многих из тех, кто интересуется историей нашей страны.

Фотография на память


    Этот снимок был сделан нашим внештатным фотокорреспондентом в учебном центре Военной академии войсковой ПВО. Перед тем как принять присягу, юные первокурсники проходили месячный курс общевойсковой подготовки. Лагерный сбор возглавлял подполковник Алексей Соколовский, которого вы видите на снимке крайним слева. Рядом с ним курсант выпускного курса отличник учебы Андрей Коваленко. За время учебы в вузе ему довелось совершить 12 прыжков с парашютом. Уже в следующем году он станет лейтенантом и, как планирует, будет служить в Воздушно-десантных войсках. В ходе сбора он стажировался, помогая офицерам в работе с только что, поступившими в академию.
    А вот курсанты Андрей Бобылев (крайний справа) и стоящий рядом с ним Игорь Нагорный еще в самом начале долгого армейского пути. Первый родом из Санкт-Петербурга, второй из Алтайского края. И тот и другой – продолжатели семейной традиции. У Андрея отец недавно закончил службу в звании подполковника, а у Игоря еще дед был офицером.

Рандеву

29. Ольга. 1985 г.р. Рак.
    Учусь в Академии права и управления Федеральной службы исполнения наказаний. Родилась в Рязани. У меня голубые глаза и светлые волосы. Среди увлечений – рыбалка и охота. В свободное время, которого, правда, бывает мало, также стараюсь почитать хорошую книгу. Особенно нравится мистика, чтобы при чтении страшно было «аж жуть». Еще у меня есть «любимое существо» - это компьютер.Учусь в Академии права и управления Федеральной службы исполнения наказаний. Родилась в Рязани. У меня голубые глаза и светлые волосы. Среди увлечений – рыбалка и охота. В свободное время, которого, правда, бывает мало, также стараюсь почитать хорошую книгу. Особенно нравится мистика, чтобы при чтении страшно было «аж жуть». Еще у меня есть «любимое существо» - это компьютер.

Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex