на главную страницу

4 Октября 2005 года

Планета людей

Вторник

«ДОРОЖНЫЕ КАРТЫ» ЕСТЬ,

но движение по ним только начинается

Владимир КУЗАРЬ.



     К своему очередному, 12-му по счету саммиту, который состоится 4 октября в Лондоне, Россия и Евросоюз подошли уже по «дорожным картам», принятым на предыдущей, майской встрече в Москве. В соответствии с ними стороны обязались сформировать четыре общих пространства - экономика; свобода, безопасность и правосудие; внешняя безопасность; сфера науки, образования и культуры. Их конечная цель состоит в том, чтобы диалог и сотрудничество между Россией и Евросоюзом привели к активизации торгово-экономических связей, облегчению поездок людей, стиранию разделительных линий на континенте, укреплению безопасности и стабильности.
     В британской столице предстоит подвести первые итоги движения по этим «картам», рассмотреть, насколько принципиальные договоренности наполняются конкретным содержанием. И здесь, по-видимому, придется признать, что если за четыре прошедших месяца и имели место некоторые подвижки во взаимоотношениях России и Евросоюза, то они весьма незначительны. Тому есть и свои объяснения. Например, за этот период в Евросоюзе произошли события, которые заставили его больше заниматься своими внутренними проблемами. А они немалые – в объединенной Европе стали развиваться дезинтеграционные процессы, которые наиболее ярко проявились в отклонении Францией и Нидерландами проекта конституции ЕС. Стало очевидно, что документ, определяющий принципы дальнейшего существования ЕС как одного из наиболее эффективных мировых политических и экономических полюсов нашей планеты, в лучшем случае претерпит серьезные изменения, в худшем – вообще не будет принят.
     Еще одна проблема ЕС – рост проамериканских настроений. Тому способствует ряд обстоятельств. Прежде всего из-за непростых процессов, происходящих внутри Франции и ФРГ, наблюдается падение влияния в Евросоюзе политического альянса этих двух стран - основной движущей силы европейской интеграции. Более того, если к власти в ФРГ все же придет Ангела Меркель, то политика Германии внутри ЕС, скорее всего, изменится и уже не будет строиться на альянсе с Парижем. Однако главная причина роста проамериканских настроений заключается в прошлогоднем расширении ЕС с 15 до 25 членов за счет стран Балтии и государств Восточной Европы. Большинство их лидеров пришли к власти на волне противостояния СССР и коммунизму и сегодня стремятся продемонстрировать свою лояльность в первую очередь Америке, чья позиция им ближе и понятнее, чем позиции Германии и Франции, которые, например, вместе с Россией выступили против иракской войны.
     В этой связи не приходится сомневаться, что страны Балтии и Польша поднимут на лондонском саммите вопрос о недавно подписанном между РФ и ФРГ соглашении о строительстве Североевропейского газопровода. Понимая, что поставки по нему российских углеводородов в Германию оставят их без значительных легких доходов, эти страны прилагают немалые усилия, чтобы сорвать его строительство. В частности, Варшава настаивает на выработке общей позиции ЕС в отношении России по поводу строительства газопровода. И хотя энергодиалог является одним из основных направлений стратегического партнерства России и Евросоюза, среди членов последнего есть немало таких, которые готовы создавать трудности на пути нашего развития.
     Именно этим продиктовано и существование во взаимоотношениях между ЕС и Россией чеченской проблемы. На позиции Евросоюза не повлияли даже осуществленные международными террористическими организациями теракты в Лондоне. В той же британской столице нашли прибежище одиозные фигуры типа Закаева. Да и другие страны демонстрируют двойные стандарты в оценке происходящего в Чечне, что мешает эффективно выстраивать международное антитеррористическое сотрудничество. Москва не раз подчеркивала, что рассчитывает на понимание нашей политики в Чечне, и чем скорее это произойдет, тем лучше будет для формирования широкого международного фронта противодействия глобальной террористической угрозе.
     Есть и другие темы, которые требуют быстрейшего наполнения конкретным содержанием. Россия их ставила и будет продолжать ставить. Не станет исключением предстоящий лондонский саммит. Наша страна намерена поднять на нем проблему калининградского транзита с упором на грузовой транзит, облегчение передвижения людей. К сожалению, уже известно, что в Лондоне не будет подписано ожидаемое соглашение по визовому режиму. Как утверждается, помешали тому «чисто технические» причины. Москву беспокоит и такой острый вопрос, как дискриминация русскоязычного населения в Латвии и Эстонии. Об этом много говорится, однако уровень соблюдения прав человека в этих странах так и не соответствует элементарным стандартам ЕС.
     Совершенно очевидно, что обеим сторонам пора переходить от заверений в необходимости сотрудничества к конкретным делам. В противном случае «дорожные карты» могут остаться не более чем политическими декларациями. И опасность такая, как показало прошедшее с их принятия время, есть.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex