на главную страницу

4 Октября 2005 года

ВОЕННЫЙ КОСМОС

Вторник

Служба на «Волге» - в Белоруссии

Александр ТИХОНОВ.Фото автора.Гарнизон Озеречье, Белоруссия.



     
Межгосударственная основа

     12 июня 2004 г. коллектив РЛС «Волга» отмечал два праздника: День России и 20-летие своей воинской части. За этот в общем-то небольшой период времени часть пережила немало. Старожилы помнят, как все начиналось в 1984-м – энергично, деловито, с размахом. Тогда никому и во сне не могло привидеться, что через несколько лет горбачевская перестройка заставит прекратить работы по созданию станции. Однако так и вышло - строители отсюда ушли. Получалось, что все предыдущие затраты на возведение объекта – коту под хвост...
     Лишь в связи с уничтожением РЛС в Скрунде (Латвия) строителям пришлось возвратиться и завершить возведение объекта, чтобы Космические войска смогли закрыть брешь в ракетоопасном направлении с запада.
     Кое-кого из читателей, возможно, удивит словосочетание «западное ракетоопасное». Отметим, что эта сугубо военная формулировка к внешней политике России не имеет никакого отношения. Среди западных стран у России сегодня есть друзья и партнеры, в миролюбии которых по отношению к нам в настоящее время можно не сомневаться. Однако имеются и другие силовые центры на Западе, которые к нашей стране относятся иначе. Наконец, существуют международные террористические организации, стремящиеся получить доступ к ОМП и к средствам их доставки. Конечно, угроза террористов нанести удар с помощью межконтинентальной баллистической ракеты – это сегодня из области кино. Однако до 11 сентября 2001 г. даже киносценаристам не приходило в голову, что небоскребы Всемирного торгового центра в Нью-Йорке могут рухнуть…
     С октября 1992 г. уже действовало решение об участии государств - участников СНГ в Договоре между СССР и США об ограничении систем противоракетной обороны от 26 мая 1972 г. Исходя из необходимости поддержания существующего стратегического равновесия, с целью выполнения данного решения в январе 1995 г. было подписано российско-белорусское межправительственное соглашение «О порядке завершения строительства, использования и содержания узла Барановичи системы предупреждения о ракетном нападении, расположенного на территории Республики Беларусь». На основе данного соглашения продолжилось и завершилось создание и началось последующее использование РЛС «Волга».
     Прежде всего, документом определено, кому и что принадлежит на узле Барановичи. Зафиксированное в специальном приложении недвижимое имущество узла, имевшееся на день подписания Договора между РФ и РБ «О координации деятельности в военной области от 20 июля 1992 г.», является собственностью Белоруссии. Недвижимость станции, не вошедшая в указанное приложение и создаваемая после 20 июля 1992 г., а также все движимое имущество узла являются собственностью России.
     Недвижимое имущество станции и земельный участок, на котором он расположен, белорусская сторона передала России без взимания всех видов налогов, кроме налогов, связанных с хозяйственной деятельностью.
     В свою очередь, Российская Федерация обязалась предоставлять Белоруссии на безвозмездной основе военные полигоны для проведения боевых стрельб соединениями и частями ПВО ВС Республики Беларусь, информацию о ракетно-космической обстановке и содействовать оснащению пунктов управления войсками ПВО РБ необходимой для этого аппаратурой.
     В соглашении прописаны и другие конкретные положения, благодаря чему по сей день не существует никаких проблем во взаимоотношениях с белорусской стороной в процессе эксплуатации РЛС.
     
Алгоритм непрерывной работы

     Уже два года часть стоит на боевом дежурстве, прикрывая западное ракетоопасное направление. И каждое утро командир части полковник Борис Брачковский (или тот, кто за него остается) начинает с отдачи приказа очередной смене, заступающей на боевое дежурство. Этот ритуал на плацу военного городка проводится каждые сутки утром и вечером, потому что боевое дежурство длится по 12 часов.
     Впрочем, по такому графику живут только те, кто несет боевое дежурство. У остальных военнослужащих распорядок дня иной.
     «Волга» разработана как станция последнего, или, как сказал полковник Брачковский, «крайнего» поколения среди всех станций предупреждения о ракетном нападении. Здесь установлена новая техника, используется цифровая форма обработки сигнала. Работа станции в соответствии с предписанными техническими условиями ведется непрерывно. То есть передатчик, представляющий собою огромное здание, все время направляет сигнал в космическую даль, а приемник — еще одно гигантское здание — постоянно улавливает каждое отражение этого сигнала от любого находящегося в зоне действия станции космического объекта. На момент моего посещения станции в среднем через зону контроля пролетало 23,3 таких объекта в час. А за сутки их набиралось около 400.
     В специальных шкафах в здании-приемнике находятся съемные модули, которые принимают отраженный от цели сигнал. После первичной обработки сигнала информация поступает на вычислительную машину, которая уже окончательно дает результат анализа (скорость изменения угловых и азимутальных координат) по сопровождаемой цели.
     Самым важным является распознание среди массы космических объектов баллистической ракеты. За время несения боевого дежурства пусков баллистических ракет станция не обнаружила, потому что их со стороны прилегающих территорий не было. Но если бы вдруг ракета появилась, на «Волге» сразу же определили бы место ее предполагаемого падения. Алгоритм работы станции таков, что в случае ракетного нападения поступает сигнал о цели, система определяет, что это атакующая цель, и выдает информацию о предупреждении. То есть РЛС работает в автоматическом режиме.
     При этом информацией о космической обстановке обладают не только командир дежурных сил и командование «Волги», но и должностные лица на вышестоящих пунктах управления, куда данные передаются в реальном масштабе времени.
     
Обслуживание и ремонт

     Любая, даже самая совершенная, техника нуждается в уходе, обслуживании, а со временем и в ремонте. Этот процесс на «Волге» организован как своими силами, так и представителями заводов и КБ, которые создавали оборудование для станции.
     Залог быстрого успешного ремонта – надежная диагностика. Например, текущее техническое состояние многих средств радиотехнического центра (РТЦ) всегда выведено на мониторы и начальник боевого расчета РТЦ все это видит. В любую минуту может быть задействован ремонтно-технический пункт радиотехнического центра, ремонтно-поверочная база.
     Своими силами на станции диагностируют и ремонтируют передающую аппаратуру, в том числе и передающие модули. Наблюдая за неторопливыми на первый взгляд, но четкими, без лишних движений, действиями инженеров станции, проникаешься глубоким уважением к этим людям. Это вам не утюг починить…
     Чего только не предполагает технология ремонта аппаратуры станции. В том числе и уникальную пайку золотой нитью, которая ведется под микроскопом специалистами высокой квалификации.
     Разумеется, не все виды ремонта выполняют военные. Отдельные работы делаются гражданскими специалистами. К примеру, двое штатских помогают военным в эксплуатации и ремонте аппаратуры на командно-вычислительном центре.
     Взаимодействие с производственниками в России и Белоруссии ведется непрерывно. В РБ это Гомельский радиозавод и Гомельское конструкторское бюро системного программирования. Работники радиозавода постоянно присутствуют на станции, осуществляя ремонт отдельных видов оборудования. Гомельское КБ СП занимается разработкой специальных программ. Что касается взаимодействия с российскими оборонщиками, то существует договор с разработчиком «начинки» станции НИИ ДАР (дальней радиосвязи). Этот НИИ разрабатывает планы авторского и технического надзора. С учетом этих планов вышестоящее командование принимает решение, какие именно и когда проводить работы из предложенных специалистами НИИ ДАР. Ремонт приемных модулей, изготовленных Днепропетровским машиностроительным заводом (их на приемнике несколько сотен), производят специалисты части на ремонтно-поверочной базе и работники головного производственно-технического предприятия «Гранит». Все материально-технические средства, необходимые для обеспечения работы РЛС, в соответствии с российско-белорусским соглашением ввозятся из России на территорию РБ и вывозятся в Россию беспошлинно.
     В целом каких-либо серьезных нареканий к аппаратуре от командира РЛС и других офицеров станции я не услышал. Уникальная «начинка» объекта работает надежно. При этом, по словам полковника Брачковского, командование Космических войск планирует в дальнейшем ее модернизацию.
     
Личный состав

     Без людей техника не работает. А без чего не могут работать люди, если они носят погоны? Без заботы к ним со стороны государства.
     На «Волге», к счастью, видимость службы не создают – служат по-настоящему.
     По российско-белорусскому соглашению, численность персонала, непосредственно занятого использованием РЛС, не должна превышать 1.200 военных специалистов и гражданских служащих. Сегодня военных около 600 человек, из которых ни один не мается в поисках жилья. Военнослужащие по призыву, разумеется, проживают в казармах. Офицеры, прапорщики, солдаты и сержанты по контракту – в отдельных квартирах или в благоустроенном общежитии. Из 236 семей военнослужащих гарнизона нет ни одной, которая нуждалась бы в улучшении жилищных условий.
     Медицинское обслуживание личного состава отрегулировано специальным российско-белорусским документом о совместном тыловом обеспечении наших вооруженных формирований, дислоцированных на белорусской территории. Наши солдаты, сержанты, прапорщики и офицеры получают безвозмездную медпомощь в Центральном клиническом госпитале министерства обороны РБ в Минске, в госпитале пограничных войск города Снов.
     В гарнизоне есть средняя школа, где обучаются около 180 учащихся. Она относится к министерству образования РБ, но это не создает проблем у ее выпускников, если для дальнейшей учебы или работы они уезжают в Россию. Гарнизонный детский сад в настоящее время размещается в семи квартирах жилого дома. В нем на момент моего пребывания в гарнизоне было 58 ребятишек в трех группах от 3 до 6 лет.
     Поскольку все в городке всех знают и чужие здесь не ходят, никаких преступлений в гарнизоне нет. Спецмилиция, конечно, следит за порядком, но трудностей при этом не испытывает, поскольку нет нарушителей. Может, это объяснимо тем спокойствием, которое вселяет в людей природа белорусского края, может, интеллигентностью жителей.
     Особое внимание в части уделяется молодым лейтенантам, прибывшим в Озеречье (так называется место, где расположен городок).
     - В нашем объединении по инициативе вышестоящего командования возрождается добрая традиция наставничества, - рассказывает полковник Брачковский. – Молодежь, когда приходит из военных училищ, закрепляется за более опытными офицерами минимум в звании капитан или майор, которые имеют уже 1-й класс или являются мастерами боевой квалификации, имеют опыт несения боевого дежурства. И выпускник военного училища учится у наставника, что дает очень хороший результат в плане становления его как офицера, командира, инженера. Поэтому период адаптации лейтенанта длится не более полугода.
     Что касается военнослужащих по призыву, то их вклад в работу РЛС заключается и в охране объекта. В роте охраны, радиационной, химической и биологической защиты 69 человек, в том числе 52 по призыву. Их служба состоит из караулов, нарядов на КПП и занятий боевой подготовкой и ОГП. Командир роты капитан Михаил Самсонов в момент моего посещения подразделения руководил занятием взвода РХБЗ по теме «Действие личного состава взвода на зараженной местности». Отделение радиационной и химической разведки с задачей на занятии успешно справилось.
     В военной команде противопожарной защиты и спасательных работ личного состава по призыву 15 человек. В том, что подчиненные капитана Дениса Коршуна не зря хлеб едят, я убедился в ходе занятия взвода РХБЗ, когда от имитационного средства загорелась трава. Было сухо, и огонь быстро распространялся. Пожарные на машине примчались через несколько минут и потушили очаг возгорания.
     Забота о солдатах (либо ее отсутствие) лучше всего проявляется в столовой. На «Волге» солдаты на харч не жаловались, потому что готовят повара вкусно и сытно. Благо, есть из чего выбирать продукты. Во-первых, снабжение идет как из России, так и из белорусских хозяйств. Во-вторых, по инициативе заместителя командира по тылу полковника Михаила Туроля, в январе 2000 г. в части было создано свое подсобное хозяйство.
     …По поводу подсобных хозяйств нашу армию почему-то бросает из крайности в крайность. То всем частям ставится задача их организовать, то говорят, что они не нужны. А ведь у разных частей разные условия дислокации. В горах может запросто размыть или завалить снегом дорогу и отрезать от пункта снабжения. При дислокации за рубежом нельзя исключить перебоев в снабжении по политическим причинам, с которыми наши части сталкивались в Закавказье. В Белоруссии сегодня стабильность во многом существует благодаря личности Лукашенко. Однако его уход – пусть через десятилетия, но когда-нибудь случится. История знает предостаточно примеров, когда после ухода сильного лидера начиналась смута, разброд и шатания… В случае форс-мажора за счет подсобного хозяйства РЛС «Волга» может продержаться три месяца.
     В подсобном хозяйстве станции 13 голов крупного рогатого скота, в том числе бык, телята, шесть дойных коров. Этого хватает для 100-процентного обеспечения личного состава молочной продукцией. Кроме того, здесь держат 250 кур и 150 свиней. Огороды под овощи без картофеля занимают один гектар. Есть и теплицы. Работают там четверо военнослужащих по призыву и один прапорщик – за счет штатной численности подразделений.
     В 2004 г. на плановое довольствие личного состава из подсобного хозяйства поставлено 6.147 кг мяса, 6.827 кг молока, 16.530 шт. яиц, 2 тонны фруктов, 7.440 кг овощей и зелени. В результате заработано 790 тыс. российских рублей, то есть 3.300 рублей на одного военнослужащего по призыву.
     - Если бы мы эту продукцию не поставили, поставила бы фирма, которой государство заплатило бы деньги, - приводит свои доводы полковник Туроль. - А так эти деньги остались в части. За счет этих средств улучшается ассортимент питания личного состава, готовятся праздничные обеды, организуется премирование, улучшаются объекты продовольственной службы…
     
Проблемы

     Жизнеустройство личного состава РЛС вполне походило бы на идиллию, если бы удалось решить несколько проблем.
     Главная проблема – низкий уровень денежного довольствия. Конечно, кто-то скажет, что денег всегда не хватает. Но в гарнизоне - с учетом средней стоимости потребительской корзины из основных продуктов питания в этом году порядка 2.780 руб. - любая офицерская семья из трех и более человек балансирует у черты бедности. Никаких заграничных надбавок у военнослужащих станции нет. Например, майор на РЛС по 15-му тарифному разряду получает 7.500 рублей в месяц. Если же перевести в российские рубли сумму, которую ежемесячно получает в среднем командир части в белорусской армии, выйдет примерно 33 тысячи «рэ». Говорят, что в чужие карманы заглядывать нехорошо, но в городке все знают, что коллеги в белорусских вооруженных силах получают в среднем в 1,7 раза больше. И задаются вопросом: как такое может быть, если Белоруссия совсем не богаче России, если в России нефти и газа немерено, если в российском стабилизационном фонде к 1 сентября с.г. накоплено 832,1 миллиарда рублей? Куда делось обещанное в сентябре повышение денежного довольствия и почему в январе 2006 г. обещан лишь 15-процентный его рост?
     
Взаимопомощь местного масштаба

     Основные вопросы нахождения РЛС «Волга», как уже говорилось, прописаны в двусторонних российско-белорусских документах. Однако всего не предусмотришь, да и жизнь не статична – все течет, все меняется.
     Когда полковник Брачковский только вступил в нынешнюю должность, первым делом ему удалось решить транспортную проблему. В военном городке без малого полторы тысячи жителей. От Озеречья до Барановичей – 65 км, до соседних райцентров — Клецка и Ганцевичей — соответственно 31 и 25 км. Как до них добираться «безлошадным», то есть не имеющим автомобиля? Да если и есть машина, то это не значит, что автобусный маршрут ни к чему. В Западной Европе, вон, практически у каждой семьи автомобиль, но и автобусное сообщение имеется…
     Руководитель Клецкого автотранспортного предприятия внимательно выслушал командира части, и за 15 минут по телефону все было решено. Пробные рейсы автобуса по маршруту Клецк – Ганцевичи – Несвиж с остановкой в Озеречье себя финансово оправдали, и вот уже три года этот маршрут бесперебойно действует.
     День допризывника в Белоруссии проходит всегда организованно, поскольку это считается делом государственной важности. В идеале, конечно, в этот день организовать посещение старшеклассниками воинских частей. Однако в Клецком районе Минской области есть только один военный объект – РЛС «Волга». И командование части не препятствует организации Дня допризывника для старшеклассников Клецкого района на своей базе.
     А еще военнослужащие части помогают детскому приюту в Ганцевичах. В Белоруссии по закону сразу родительских прав не лишают, а могут у недобросовестных родителей решением суда забрать детей от 2 до 14 лет на время. То есть родителям дают шанс и срок одуматься, а их ребенок в это время находится в приюте. Один из таких приютов находится в Ганцевичах. Иногда его директор обращается с какой-то просьбой к командованию части, и для оказания помощи туда направляют солдат. Помогая приюту, всматриваясь в глазенки несчастных детишек, расплачивающихся за родительские грехи, солдаты задумываются о многом. В том числе и о том, сколь серьезная вещь – отцовство.
     
Взгляд в будущее

     Сейчас на западном ракетоопасном направлении у России в Белоруссии (впрочем, можно сказать, что и у Белоруссии в России – с учетом дружественных отношений между нашими народами, с одной стороны, и отображением всего, зафиксированного «Волгой», в режиме реального времени на вышестоящем командном пункте, который расположен в России) есть чуткие уши и всевидящий «радиоглаз», который внимательно следит за обстановкой в космосе на удалении в 4,5 тыс. километров. Это сегодня, а завтра?
     Когда Лукашенко избрали президентом Белоруссии, он однозначно заявил, что пока руководит страной, требований к Москве о выводе с белорусской территории российских военных объектов не будет. Срок действия неоднократно упомянутого в этом материале российско-белорусского соглашения – 25 лет. По оценке командира, станция в нынешнем виде еще как минимум 15 лет не выработает свой ресурс. Значит, до 2020 г. «Волга» в случае чего просигналит. А если заменят за это время оборудование, то, может, и еще дольше.
     Об этом все должны знать. И наши друзья, чтоб за нас не беспокоиться. И наши враги, чтобы сохранять трезвость, не дурманиться от собственных возможностей и помнить, что на самом деле они весьма ограниченны.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex