на главную страницу

5 Октября 2005 года

События. Комментарии.

Среда

Сражение за Мажейкяй

Вадим ХОХЛОВ.



Глава оппозиционной литовской партии консерваторов «Союз Отечества» Андрюс Кубилюс заявил в этот понедельник, что его партия приложит все усилия, чтобы единственный в странах Балтии нефтеперерабатывающий концерн «Мажейкяй нафта» (Mazeikiu Nafta) не был приобретен российской нефтяной компанией «ЛУКОЙЛ». По его словам, эта компания «остается угрозой для национальной безопасности». Вот так, не больше и не меньше: «остается угрозой для национальной безопасности».

     Что же представляет собой этот концерн? Mazeikiu Nafta, действительно, владеет единственным на территории бывшей советской Прибалтики нефтеперерабатывающим заводом мощностью 240 тысяч баррелей в сутки (т.е. около 12 млн. тонн нефти в год), Биржайским магистральным нефтепроводом, а также морским терминалом в Бутинге, с которого идет экспорт нефти и нефтепродуктов в Европу. 53,7 процента акций концерна контролирует небезызвестная российская компания ЮКОС, литовскому государству принадлежит 40,7 процента. Завод достался Литве в наследство от Советского Союза вместе с нефтепроводом, идущим из России, терминал построили уже после 1991 года.
     В поле внимания широкой общественности нефтеперерабатывающая компания попала в конце 1990-х годов, когда при очень странных даже для литовских парламентариев обстоятельствах около 30 процентов акций концерна оказалось в руках американской компании Williams International Company (WIC). Договор с WIC привел к правительственному кризису: в отставку ушел не желавший его подписывать премьер-министр Роландас Паксас. Американским бизнесменам пришлось тогда продать свои акции российским нефтяникам из ЮКОСа.
     Ныне ЮКОС уже не может обеспечить поставки российской нефти в нужных объемах (по всем хорошо известным причинам), и перед литовцами возникла острая проблема загрузки своего НПЗ. Речь пошла о продаже государственного пакета акций компании инвестору, который смог бы гарантировать бесперебойную работу завода. С соответствующим заявлением выступил в январе этого года премьер-министр Литвы Альгирдас Бразаускас. «Наша главная задача, чтобы предприятие работало», – сказал он тогда. Позиция вполне разумная в условиях рыночной экономики.
     Позднее, когда дела у ЮКОСа стали еще хуже и компания стала подыскивать покупателя на принадлежащий ей контрольный пакет Mazeikiu Nafta, находящийся на балансе аффилированной с ней голландской фирмы, литовские власти также повели себя вроде бы адекватно рыночным реалиям.
     Интерес к покупке у ЮКОСа контрольного пакета акций выразила другая российская нефтяная компания – «ЛУКОЙЛ», для которой Mazeikiu Nafta - перспективное предприятие. Ее заинтересованность вполне объяснима. У компании достаточно обширная розничная сеть в Прибалтике, и нефтеперерабатывающий завод органично вписался бы в ее сбытовую схему. По непредвзятому мнению экспертов, собственная нефтепереработка в Прибалтике жизненно необходима «ЛУКОЙЛу» для обеспечения нефтепродуктами собственной сети АЗС в Прибалтике и Польше.
     Приобрести контрольный пакет Mazeikiu Nafta россияне, судя по всему, намерены совместно с американскими нефтяниками из «Коноко-Филлипс» (ConocoPhillips), которые в рамках долгосрочного сотрудничества с «ЛУКОЙЛом» вошли в его акционерный капитал и намерены увеличить там свою долю до 20 процентов. О создании российской и американской нефтяными компаниями совместной группы по приобретению новых активов (как в России, так и за рубежом) было сообщено на днях на пресс-конференции в Москве вице-президентом «ЛУКОЙЛа» Леонидом Федуном.
     В прошлом месяце представители ConocoPhillips и «ЛУКОЙЛа» встретились в Вильнюсе с министром хозяйства Литвы Кестутисом Даукшисом и подтвердили, что их интересуют принадлежащие ЮКОСу акции Mazeikiu Nafta. Шла речь и о возможности покупки акций этой компании у правительства Литвы. Литовским концерном они хотели бы владеть на паритетных началах. В литовской столице побывал и сам президент ОАО «ЛУКОЙЛ» Вагит Алекперов, который провел переговоры с руководителями исполнительной и законодательной власти Литвы, обсудив варианты участия его компании совместно с американцами из ConocoPhillips в приобретении активов Mazeikiu Nafta.
     Участие всемирно известной американской компании в возможной покупке концерна российскими нефтяниками, казалось бы, должно развеять все опасения иных литовских политиков, которые никак не могут отучиться видеть в любом предложении из Москвы какой-то скрытый злонамеренный замысел. Ведь Россия за 1990-е годы не раз демонстрировала свое стремление к нормальным добрососедским отношениям с прибалтийскими народами, с которыми мы связаны веками исторических связей. Еще в 1991 году президент России подписал указы о признании независимости Латвии, Литвы и Эстонии. В 1997-м был подписан с Литвой договор о Государственной границе, а в 2003-м – уже при нынешнем главе российского государства - ратифицирован. Между тем, подписывая его, Россия закрыла глаза на определенные международно-правовые нюансы, касающиеся некоторых территорий нынешнего литовского государства.
     Для историков и юристов-международников не секрет, что в октябре 1939 года в соответствии с так называемым «пактом Молотова – Риббентропа» Советский Союз передал еще независимой Литовской Республике Виленский край, принадлежавший раньше Польше. Это сделало советскую Белоруссию соседкой Литвы, которая значительно расширила свою территорию на юго-восток. А ведь еще в марте 1939-го сама Литва торжественно отказалась от претензий на «польский» Виленский край «на вечные времена».
     В начале 1941 года проклинаемый ныне в Прибалтике «советский режим» принял решение купить у Германии за 35 млн. марок (около 7,5 млн. долларов золотом) 8,2 тыс. кв. километров земли бывшей Польши – так называемый Вылкавысский выступ (рядом с польским городом Сувалки), что расширило литовскую территорию на юго-западе.
     Наконец, после Победы при дележе территории Восточной Пруссии в административное управление Литовской ССР перешли Мемель (Клайпеда) с прилегающим районом, а также северо-восточная часть Куршской косы. Некоторые российские специалисты утверждают, что передача этой территории Литве тогда не была никак юридически закреплена даже нормативными актами органов государственной власти СССР…
     Если бы тот же Вилкавишкис с окружающей его территорией не был передан Сталиным Литве, а достался бы советской Белоруссии, то нынешняя Россия, возможно, имела бы прямой сухопутный перешеек между Калининградской областью и остальной частью Российской Федерации через Республику Беларусь и тогда бы у нас не было никаких проблем с калининградским транзитом, особенно воинским.
     Но в 1990-е годы новая Россия закрыла глаза на все эти исторические особенности становления современной Литвы, надеясь на взаимность и добрососедские отношения. И что взамен? Упреки в каких-то притеснениях, претензии на некие компенсации за оккупацию? Не хочется уже затрагивать очень болезненную для самолюбия российских военнослужащих (и не только) историю с насильственным удержанием в Литве пилота разбившегося Су-27. Не красит она официальный Вильнюс. Жертв при аварии не было, ущерб литовской территории минимален. Где же благородство политической элиты Литвы, представители которой очень гордятся своим славным историческим прошлым, рыцарскими традициями воинского сословия?..
     Анализируя поведение иных политиков в ныне независимых республиках Балтии, невольно приходишь к мысли, что верх и над экономикой, и над политикой, и над национальными интересами берут у них личные обиды, некие подсознательные психические комплексы, стимулируемые, вполне возможно, недоброжелателями и экономическими конкурентами России (и в конечном счете самих прибалтийских народов). В том же случае с «Мажейкяй нафта» с точки зрения экономического расчета понятно, что нефть, поступающая по нефтепроводу из России, будет несоизмеримо более дешевой, чем доставляемая танкерами из Персидского залива, будь она иракская, кувейтская, саудовская или иранская.
     В политическом аспекте возможное совместное владение литовским НПЗ российскими и американскими нефтяниками на паритетных началах тоже вполне нормальная с точки зрения национальных интересов Литвы ситуация. Американская компания с мировым именем не опустится до шантажа маленькой Литвы. Да и зачем это американскому правительству, которое приложило немало усилий для обретения бывшими советскими республиками независимости.
     Вроде бы все ясно, если руководствоваться здравым смыслом. Так при чем тут разговоры об «угрозе национальной безопасности»?


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex