на главную страницу

5 Октября 2005 года

Планета людей

Среда

К новой модели интеграции

Подготовил Роман СТРЕШНЕВ.



В августе в Казани состоялся саммит глав государств СНГ, на котором были приняты важнейшие решения по реформированию Содружества. В этой связи предлагаем вниманию читателей интервью с председателем Исполнительного комитета государств — участников СНГ Владимиром РУШАЙЛО.


     - Владимир Борисович, расскажите об основных итогах саммита СНГ в Казани.

     - Принципиально важно, что главы государств вновь подтвердили заинтересованность в сохранении Содружества, стремление повысить эффективность его деятельности. В ближайшее время предстоит выработать новую модель интеграции, адекватную как общим интересам, так и нынешним национальным приоритетам стран СНГ. Об этом, кстати, сказал председатель Совета глав государств Президент России Владимир Путин.
     Напомню, что в Казани президентами было заявлено о начале работы по повышению эффективности и действенности сотрудничества, совершенствованию и реформированию органов СНГ. Реализация этих планов должна вывести взаимодействие стран Содружества на более высокий уровень, поднять международный авторитет СНГ как влиятельной региональной организации. Безусловно, для этого потребуется значительная работа экспертов. По предложению российской стороны предстоит создать группу высокого уровня, куда помимо специалистов войдут деятели культуры, видные юристы и экономисты. Кстати, на прошедшем саммите вновь было подтверждено, что приоритетными направлениями деятельности СНГ являются развитие экономического сотрудничества, вопросы обеспечения безопасности и стабильности, развитие гуманитарного сотрудничества, включая сферы образования, здравоохранения, науки и культуры.

     - Какие конкретные решения приняты главами государств СНГ?

     - Несомненно, важным итогом саммита было принятие новой Концепции военного сотрудничества до 2010 года и согласованной пограничной политики, Концепции и Программы сотрудничества в борьбе с терроризмом и иными проявлениями экстремизма на 2005—2007 годы, о противодействии незаконной миграции. Эти документы укрепляют правовые и организационные основы взаимодействия стран Содружества в сфере безопасности. Особо отмечу подписанное главами государств Соглашение о гуманитарном сотрудничестве. Оно направлено на укрепление традиционных связей наших народов в области культуры, образования, науки, спорта, туризма, работы с молодежью. Это важно с точки зрения того, как общегуманистические ценности можно противопоставить идеологии экстремизма, нетерпимости и террора. Следует отметить, что подписание Соглашения о гуманитарном сотрудничестве во многом стало возможным благодаря развитию экономического взаимодействия и интеграционных процессов в рамках СНГ. За последние 5 лет, к примеру, взаимная торговля государств Содружества выросла в 2,5 раза. Экономический рост по итогам прошлого года в среднем по СНГ составил 8 процентов, что свидетельствует о стабильном и динамичном развитии экономики.
     В целом в Казани были определены общие принципы и направления дальнейшего сотрудничества государств – участников СНГ в приоритетных направлениях и на многосторонней основе. Я уверен, что объявление 2006 года Годом Содружества Независимых Государств поможет реализовать заложенные в документах идеи.

     - Как известно, центральной темой на саммите в Казани стало совершенствование и реформирование органов Содружества. Какие изменения, в том числе касающиеся Исполнительного комитета СНГ, произойдут в ближайшее время?

     - Вопросы реформирования и совершенствования органов Содружества обсуждались на протяжении последнего года. Решением глав государств предусматриваются повышение эффективности деятельности организации в различных областях, оптимизация системы органов Содружества, в том числе структуры Исполнительного комитета. Решение о совершенствовании органов СНГ является первым этапом в реформировании Содружества. В Казани президенты одобрили пакет предложений, состоящий из 14 пунктов. По некоторым вопросам уже приняты решения, а по оптимизации структуры Исполкома организации работа еще будет продолжаться.
     Вместе с тем отмечу, что сейчас актуальными задачами становятся аналитическая работа и прогнозирование развития интеграционных процессов. Они возлагаются, прежде всего, на Межгосударственный статистический комитет. При этом предстоит активизировать работу Экономического совета. Уже расширены полномочия и ответственность постоянных полномочных представителей государств при уставных и других органах Содружества. Будет продолжена работа по оценке эффективности деятельности отраслевых органов - их более 80 – и упразднению тех из них, которые потеряли свою актуальность. Решениями глав государств предусмотрено активизировать сотрудничество силовых ведомств стран СНГ – прокуратуры, внутренних дел, органов безопасности и спецслужб, погранвойск, налоговых расследований и таможенных служб. Именно эти структуры на практике реализуют решения Совета глав государств по вопросам безопасности. Ведь сегодня странам Содружества приходится противостоять различным вызовам и угрозам, которые носят глобальный характер. Без согласованных коллективных усилий невозможно эффективно бороться с нарастанием международного терроризма, организованной преступности, торговли людьми, наркобизнеса, угроз техногенного характера. Опыт интеграционного развития СНГ показывает, что тема сотрудничества государств и органов Содружества в сфере безопасности является одной из самых востребованных. Естественно, значительный вклад в укрепление стабильности и безопасности наших государств вносят и военные ведомства стран Содружества.

     - Какими вам видятся перспективы военного и военно-технического сотрудничества в рамках Содружества? Какой военно-политический орган будет курировать взаимодействие в данной сфере взамен упраздняемого с 1 января Штаба по координации военного сотрудничества стран СНГ?

     - Военно-политическое руководство осуществляется Советом глав государств СНГ и его основным органом в этой области – Советом министров обороны (СМО), который координирует вопросы военной политики и военного строительства, обеспечения безопасности в военной сфере, совершенствования и укрепления военного сотрудничества, взаимодействия министерств обороны двенадцати государств. Штаб по координации военного сотрудничества государств СНГ упраздняется по инициативе СМО. Решение поддержано Советом глав государств. Штаб выполнил возложенные на него задачи. Его функции переданы Секретариату СМО стран - участниц Содружества.
     Выше я уже говорил, что на саммите в Казани принят важный документ - Концепция военного сотрудничества государств - участников СНГ до 2010 года. Она является частью объемного пакета документов, направленных на укрепление безопасности и совместное противодействие современным вызовам и угрозам. Одно из важных направлений – миротворческая деятельность на пространстве Содружества. В этой сфере работа ведется по решениям Совета глав государств.
     Хроника недавних событий свидетельствует о развитии взаимодействия в области военного сотрудничества. В ходе учений в Астраханской области был отработан прообраз региональной системы ПВО в рамках СНГ. По словам министра обороны России, в ходе учений впервые удалось создать объединенный командный пункт. А с 1 сентября в военных вузах России начали учиться 800 иностранных граждан, в том числе из стран СНГ, что позволит поднять военно-техническое сотрудничество стран Содружества на достойный уровень.

     - В последние годы высказано немало пессимистичных прогнозов относительно дальнейшего существования СНГ как полноценной организации. Что вы думаете по этому поводу и как оцениваете заявления Ашхабада о возможном выходе из СНГ?

     - Действительно, Туркменистан объявил о своем намерении получить статус ассоциированного члена Содружества. Напомню, нейтралитет Туркменистана является основой его внутренней и внешней политики, признан в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН от 12 декабря 1995 года. С учетом этого туркменская сторона проинформировала о том, что не может принимать участие в военных и правоохранительных объединениях, а также в органах и структурах с надгосударственными полномочиями. В связи с обращением Исполкому СНГ поручено совместно с Туркменистаном подготовить проект соответствующего Соглашения и внести его на рассмотрение Совета глав государств Содружества. Вместе с тем Ашхабад заявил о готовности продолжать и далее развивать свои двусторонние и многосторонние отношения в рамках организации.
     Что касается вопроса дальнейшего существования СНГ, то в Казани главы государств дали ответ на этот вопрос. Сегодня идет работа по созданию новой модели интеграции, повышению эффективности взаимодействия в рамках СНГ. Это потребует времени и усилий. Когда интересы государств совпадают, когда очевидна эффективность сотрудничества, тогда оно развивается и крепнет. В качестве положительного опыта можно привести деятельность ряда органов отраслевого сотрудничества СНГ. В работе отраслевого Совета по связи, к примеру, принимают участие вместе со странами Содружества представители стран Балтии, Германии, Дании. В работе Совета по стандартизации, метрологии и сертификации участвуют государства Балтии, Германия, Иран, Польша, Словакия, Турция. Членами Совета по железнодорожному транспорту являются представители стран Балтии, Болгарии, в качестве наблюдателя – Финляндия. Совета по нефти и газу – Венгрия, Румыния, Словакия, Чехия. В межправительственном Совете по сотрудничеству в области ветеринарии участвуют страны Балтии, Иран, Китай, Монголия, Пакистан, Польша, Словения.
     Усилия по повышению эффективности и действенности сотрудничества предпринимаются не только в СНГ, но и в других региональных, международных организациях, в частности и самой представительной – Организации Объединенных Наций. На недавней юбилейной сессии Генассамблеи ООН вопрос реформирования организации был одним из главных.

     - Как вы оцениваете перспективы СНГ?

     - Мы уже говорили о приоритетах сотрудничества в рамках СНГ. Несколько слов об экономическом сотрудничестве, которое является основой развития отношений стран Содружества, важным фактором повышения уровня жизни граждан.
     Россия за последние годы стабилизировала внутриполитическую и экономическую ситуацию. Сегодня руководство страны при благоприятной внешнеэкономической конъюнктуре активизирует промышленную политику. Объявлены приоритеты - высокие технологии, машиностроение, химия и нефтехимия, авиастроение, автомобильная промышленность, нефтегазовый комплекс. Опережающее развитие этих отраслей станет катализатором общего экономического роста. Уже заявлено о масштабных ассигнованиях на социальные нужды. Увеличиваются расходы на образование, здравоохранение, культуру, спорт.
     Сегодня можно увидеть контуры будущего развития экономического сотрудничества в рамках СНГ. Перед странами Содружества стоят общие задачи по формированию общего рынка товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, привлечению инвестиций, техническому переоснащению предприятий, преодолению сырьевого крена в экономике. Этот список можно продолжать. Решить подобные проблемы в одиночку крайне сложно.
     Объявление Россией приоритетов развития экономики открывает широкие возможности для расширения кооперации в рамках СНГ, сотрудничества научных и промышленных центров, подготовки высококвалифицированных кадров. Это вопрос жизненной перспективы, краеугольный камень конкурентоспособности стран организации на глобальных рынках. Механизмы более тесного и действенного сотрудничества уже отрабатываются с созданием зоны свободной торговли, а в конечном итоге и единого экономического пространства.
     Конечно, каждое государство Содружества самостоятельно определяет уровень и характер взаимодействия, участие или неучастие в конкретных соглашениях, имеет право высказывать особое мнение. Играют свою роль, например, различия в темпах и направленности реформ, финансовые возможности страны. По всей видимости, элементы разноскоростной интеграции сохранятся. Вместе с тем оптимальной стратегической линией видится сохранение и развитие «большого» СНГ в формате 12 государств. Ведь цена успеха реформ на пространстве Содружества – это стабильность, экономическое развитие и как итог - благосостояние людей.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex