на главную страницу

8 Октября 2005 года

Cобытия. Комментарии

Суббота

Андрей Кокошин:
"Суверенитет – ключевая проблема России"

Виктор РУЧКИН.



     

     «Одной из ключевых долгосрочных проблем для России, обладающей глубокими традициями государственности, рельефными цивилизационными характеристиками, является обеспечение реального суверенитета и суверенной демократии», – считает председатель Комитета Госдумы по делам СНГ и связям с соотечественниками Андрей Кокошин. Об этом он заявил в своем выступлении на «круглом столе», посвященном выходу в свет его книги «Реальный суверенитет в современной мирополитической системе».

     Говоря о сути реального суверенитета, Кокошин отметил, что она заключается в способности государства самостоятельно определять свою внутреннюю, внешнюю и оборонную политику, заключать и расторгать союзы, вступать или не вступать в отношения стратегического партнерства и т.д. Реальный суверенитет базируется на наличии у страны и независимых вооруженных сил, и собственной развитой оборонной промышленности, и науки, являющейся составной частью общей научно-промышленной базы.

     «Нашему «политическому классу», деловым кругам, обществу в целом на основе концепции реального суверенитета необходимо более четкое и глубокое понимание национальных интересов России во все более сложном, разнообразном мире», – подчеркивает Кокошин.

     По его словам, современный мир при всем росте взаимозависимости остается конгломератом самоценных, национально и цивилизационно разнообразных, не похожих друг на друга частей; тенденция к взаимному уподоблению и односторонности не поглощает тенденцию к сохранению специфики и разнородности. В свою очередь независимая оборонная промышленность не может долго и без чрезмерных затрат существовать в виде обособленного анклава, не будучи частью высокотехнологической промышленности в целом, с преобладанием высокоприбыльного гражданского компонента.

     Сердцевиной системы обеспечения обороноспособности страны Кокошин считает наличие полностью независимых, высокоинтегрированных сил и средств ядерного сдерживания, которые «могут играть ключевую роль в самых разнообразных политико-военных сценариях». Как и в ряде своих предыдущих выступлений, Кокошин поднимает в этой книге вопрос о необходимости создания системы «предъядерного сдерживания» для России на основе использования новейших информационных средств, высокоточного дальнобойного оружия.

     «России необходимы, – подчеркивается, в частности, в книге Андрея Кокошина, – достойные, современные, хорошо оснащенные, компактные силы общего назначения, способные к проведению операций прежде всего на евразийском пространстве, в том числе операций по обеспечению безопасности наших друзей и союзников. Такого рода действия могут оказаться необходимыми и для спасения жизни, здоровья наших соотечественников, проживающих в тех или иных зарубежных странах».

     В этих целях, считает Кокошин, «важно наращивание как стратегической (оперативно-стратегической), так и тактической мобильности соответствующих компонентов сил общего назначения, всей системы информационно-аналитического обеспечения их действий. Особое внимание необходимо уделить отработке действий с применением сетевых систем управления, которые интегрируют разведку и обработку данных, целеуказания, передачу команд и контроль за их исполнением, управление высокоточным оружием». При этом одной из важнейших задач должно стать ускоренное, качественное перевооружение российских Вооруженных сил, других силовых структур. Это среди прочего явится также одной из мер по сохранению и развитию отечественной наукоемкой промышленности в целом.

     Андрей Кокошин подчеркивает, что военную мощь, которая может служить также защите экономических интересов, в современных условиях именно по этой причине необходимо рассматривать и как средство повышения капитализации национальной экономики. «Реальный суверенитет предполагает и наличие собственной, устойчивой к внешним воздействиям банковской системы, контролируемой государством и национальным капиталом, национального контроля над аэродромной сетью, управлением воздушным движением, нефте- и газопроводами и соответствующими терминалами, железнодорожной сетью, федеральными автотрассами, над рядом отраслей отечественной гражданской наукоемкой промышленности (тесно связанных в свою очередь технологически и экономически с собственно оборонно-промышленным сектором). Реальный суверенитет обеспечивается и независимостью от иностранного капитала важнейших каналов эфирного телевидения», – говорит Кокошин.

     К числу характеристик реального суверенитета, считает автор книги, относится также способность политического класса страны к самостоятельному стратегическому мышлению в области экономики, социального развития, по вопросам безопасности, в том числе оборонной политики.

     Андрей Кокошин уверен, что у России, с тысячелетней традицией государственности, выдающимися по всем историческим меркам достижениями в отстаивании своей национальной независимости, территориальной целостности, есть более чем достаточно условий, предпосылок для обеспечения своего реального суверенитета.

     Выступая на «круглом столе», Кокошин также сказал, что за последние годы Россия сделала немало шагов по укреплению своего реального суверенитета, в том числе путем значительного сокращения внешнего долга России.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex