на главную страницу

11 Октября 2005 года

ПРОФЕССИОНАЛ

Вторник

На страже прав военных «профи»

Начальник управления ГВП
генерал-майор юстиции Александр НИКИТИН.
Виталий ДЕНИСОВ, «Красная звезда».



Значительное место в надзорной деятельности военных прокуроров в текущем году занимали вопросы надзора за исполнением законодательства о комплектовании войск в связи с реализацией федеральной целевой программы «Переход к комплектованию военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, ряда соединений и воинских частей на 2004 – 2007 годы».

     В ходе реализации данной программы выявлены многочисленные нарушения требований федеральных законов «О статусе военнослужащих», «О воинской обязанности и военной службе», других нормативных документов, регламентирующих вопросы социальной защищенности военнослужащих, их материального и бытового обеспечения.
     По мнению представителей Главной военной прокуратуры, одной из причин досрочного увольнения контрактников является отсутствие условий для их достойного социального обеспечения, создание которых является важнейшим направлением реализации программы. В первую очередь, согласно п. 3 программы, при переходе к комплектованию воинских должностей, подлежащих замещению солдатами и сержантами, военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, должны быть приведены в соответствие с законодательными нормами условия расквартирования этой категории военнослужащих. В этих целях запланировано переоборудовать казармы под военные общежития, построить новые общежития, обустроить и привести в соответствие с законодательством объекты казарменной зоны, социальную и инженерную инфраструктуру.
     На деле же военнослужащие прибывают к местам службы, где условия для их размещения еще не созданы. И это одна из основных причин досрочного расторжения контрактов. Так, в одной из воинских частей, дислоцированных на постоянной основе в Чечне, контрактники размещены в казарменных помещениях с койками в 2 яруса. Объем спальных помещений на одного военнослужащего составляет от 4 до 5 куб. м при норме 12 «кубов». Сушилки комнатного типа для просушки обуви и обмундирования в 50 процентах казарм находятся в нерабочем состоянии. Во всех казармах на один кран умывальника приходится 21 человек при норме 5-7, на 1 писсуар – от 30 до 40 человек при норме 10-12. Умывальные и туалетные комнаты требуют ремонта и замены сантехнического оборудования, потолки покрыты плесенью, ножные ванны проржавели и не канализированы, неисправны приборы освещения. Не отвечает требованиям состояние и спальных помещений.
     Аналогичные нарушения вскрыты в частях Дальневосточного военного округа, переводимых на контрактную основу комплектования, где вместо обещанных общежитий контрактники расквартированы в одних казарменных помещениях с военнослужащими по призыву.
     Многие нерешенные проблемы расквартирования и размещения военнослужащих, заключивших контракты, вызваны в первую очередь ненадлежащей организацией строительно-монтажных работ, выполняемых строительными организациями. Так, в ходе проверки вопросов строительства и реконструкции объектов жилого фонда воинских частей постоянной боевой готовности Дальневосточного округа установлено, что, несмотря на своевременное и полное финансирование программы из федерального бюджета, к установленному сроку завершены и сданы в эксплуатацию всего лишь 6 зданий общей вместимостью 1.258 человек вместо 11 для размещения 2.922 человек.
     В течение 3 месяцев (с 1 марта 2005 года – момента ввода в эксплуатацию здания медицинской роты N-ской воинской части) должностные лица медицинской службы ДВО, строительного управления округа не принимали меры к установке необходимого медицинского оборудования. Фактически отремонтированное здание пустовало и не использовалось по назначению, а медицинское обследование и амбулаторный прием военнослужащих по контракту проводились в других частях. Ситуация изменилась только после вмешательства военной прокуратуры.
     Есть проблемы и в качестве строительства. К примеру, в помещениях общежития кубрикового типа одной из частей ДВО, введенного в эксплуатацию ФГУП «1236 УНР МО РФ» в декабре 2004 г., уже имеются выбоины и трещины между железобетонными плитами перекрытия, отдельные участки покрытия полов повреждены, на внутренних стенах жилых помещений потрескалась штукатурка. В отдельных помещениях не утеплены промерзающие участки стен, не устранены сырость и продуваемость. Оконные и дверные блоки деформированы, частично повреждены и не обеспечивают температурного режима согласно установленным нормам. На выявленные нарушения закона осуществлено прокурорское реагирование в адрес командующего войсками ДВО.
     Не в полной мере выполняется и другое немаловажное условие реализации программы – надлежащее обеспечение военнослужащих-контрактников по установленным нормам денежным довольствием, вещевым имуществом, реализация и других предусмотренных для них мер социальной защиты.
     Широкое распространение в войсках получили факты нарушения требований Конституции РФ, Федерального закона «О статусе военнослужащих», гарантирующих право военнослужащих на получение денежного довольствия и других выплат.
     Так, командиром одной из частей ОГВ(с) было незаконно предписано производить выдачу наличных денег в размере до 2 тысяч рублей ежемесячно только на первоочередные нужды, а также не выдавать военнослужащим по контракту вкладные книжки на руки, за исключением убытия в отпуск и увольнения (данное решение командования отменено по протесту прокурора).
     Более того, в отдельных частях вскрыты факты поборов командованием денег с контрактников под различными предлогами (на покупку уборочного инвентаря, строительных материалов и т.п.). В частности, возбуждено уголовное дело в отношении командира одной из частей СКВО гвардии капитана P. Хусунулина, который в январе – марте нынешнего года неправомерно удержал и присвоил из денежного довольствия 12 подчиненных военнослужащих по контракту свыше 11 тысяч рублей.
     Не обеспечивается доведение до военнослужащих-контрактников вещевого имущества, не осуществляется должным образом банно-прачечное обслуживание. В одной из частей 42-й мсд более 10 месяцев военнослужащие не обеспечивались по нормам обмундированием и иным имуществом, в том числе спальными мешками, что повлекло значительное увеличение обращений военнослужащих за медицинской помощью и рост числа простудных заболеваний.
     В этой же части имели место факты проведения помывки личного состава без смены нательного и постельного белья. Работники банно-прачечного комбината не имели медицинских книжек и не были обеспечены спецодеждой. Указанные нарушения способствовали значительному росту дерматологических заболеваний среди военнослужащих.
     Аналогичные нарушения выявлены и в других частях и соединениях, переводимых на контрактную основу комплектования.
     Еще одно условие, заложенное в программе как направление ее реализации, заключается в следующем. Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту в воинских частях, переводимых на новый способ комплектования, должны быть освобождены от исполнения обязанностей, не связанных с боевой подготовкой и их должностными обязанностями. На деле же солдаты и сержанты, проходящие военную службу по контракту, систематически привлекаются командованием к исполнению обязанностей, не обусловленных их должностью и не связанных с боевой (специальной) подготовкой, в частности к погрузочно-разгрузочным работам, уборке территории, вывозу мусора и иным хозяйственным работам. Это отрицательно сказывается на состоянии подготовки военнослужащих по военно-учетным специальностям, снижает боеспособность подразделений и вызывает обоснованные жалобы со стороны солдат и сержантов.
     К примеру, военнослужащие по контракту частей РХБЗ ДВО в течение трех месяцев, с января по март 2005 года, систематически привлекались к разгрузке вагонов с продовольствием на 220-й военной базе округа и уборке стадиона СКА.
     В то же время командованием не обеспечивается реализация прав военнослужащих на отдых, предусмотренных Федеральным законом «О статусе военнослужащих». Так, под предлогом поддержания боеготовности командир одной из частей ОГВ(с) издал приказ, которым запретил отпуска военнослужащим в первый год службы и установил ограничения их продолжительности (до 30 суток без учета проезда к месту проведения отпуска и обратно). Военным прокурором ОГВ(с) данный приказ, как противоречащий закону, опротестован.
     Следующая проблема – обеспечение эффективного и рационального использования средств федерального бюджета, выделенных на реализацию Программы.
     В Приволжско-Уральском округе в июле возбуждено уголовное дело в отношении начальника квартирно-эксплуатационного управления ПУрВО полковника В. Онипченко, который в рамках расходования предусмотренных программой средств на оборудование жилых помещений, превышая должностные полномочия, заключал договоры на поставку мебели и другого инвентаря для обеспечения казарменного фонда не с победителями проведенных ГлавКЭУ торгов, а с коммерсантами по своему усмотрению. В результате к определенной на торгах стоимости каждой единицы закупленной самой что ни на есть простой продукции - стул, стол, шкаф - прибавлялось от 1.500 до 3.500 рублей. А общая сумма завышения цен составила 3 млн. 600 тысяч рублей.
     Вызывают озабоченность получившие широкое распространение факты игнорирования командованием требований федерального законодательства, регламентирующего порядок прохождения военной службы, провоцирующие уклонения. Как правило, это выражается в нарушении установленного «Положением о порядке прохождения военной службы» порядка увольнения военнослужащего (несвоевременное принятие решений по увольнению, необеспечение положенными видами довольствия, непредоставление отпусков и др.).
     Проверкой в одной из частей соединения, уже перешедшего на контракт, установлено, что в 2004 году 10 военнослужащих неодно-
     кратно обращались к командованию части с рапортом о расторжении с ними контракта по собственному желанию. Однако командир части гвардии полковник А. Довбня, необоснованно ссылаясь на необходимость поддержания укомплектованности подразделения, рапорты об увольнении в установленный законом срок не рассмотрел и решение по ним не принял. Как следствие, указанные военнослужащие 22 марта 2005 г. обратились за защитой своих прав в военную прокуратуру и средства массовой информации в городах Москве и Ростове-на-Дону. Только после вмешательства военного прокурора нарушенные права военнослужащих восстановлены и в установленном законом порядке с производством полного денежного расчета они уволены.
     Непростую ситуацию с комплектованием частей усугубляет неумение офицерского корпуса работать с военнослужащими-контрактниками. Отдельные из них просто дискредитируют саму идею перехода комплектования на профессиональную основу.
     Осужден командир одной из частей ДВО майор В. Соколов, который в декабре 2004 г., ссылаясь на требование вышестоящего командования о выполнении разнарядки по набору военнослужащих по контракту, заключил с 22 военнослужащими фиктивные контракты о прохождении военной службы. Спустя 3 месяца офицер заставил подчиненных расписаться в денежной ведомости за якобы полученное денежное довольствие и изъял из кассы части более 480 тыс. рублей, которыми распорядился по своему усмотрению.
     Значительное внимание военными прокурорами уделяется надзору за законностью правовых актов, издаваемых органами военного управления и их должностными лицами. Анализ свидетельствует, что, несмотря на принимаемые надзорные меры, нарушения требований Федерального закона «О статусе военнослужащих», другого законодательства, Общевоинских уставов Вооруженных Сил РФ при издании нормативных правовых актов продолжают носить распространенный характер.
     В первом полугодии 2005 г. военными прокурорами по результатам 3,7 тысячи прокурорских проверок соответствия закону правовых актов, издаваемых командованием, принесено 4 тысячи протестов, которыми опротестованы и отменены около 6 тысяч незаконных правовых актов командования.
     Наиболее характерное нарушение - издание нормативных актов с нарушением основных конституционных прав военнослужащих. Так, приказом командира одной из частей МВО в декабре 2004 г. рядовой контрактной службы В. Власова была лишена квартальной премии в полном объеме. В качестве основания был указан «систематический невыход на службу без уважительной причины, самоустранение от исполнения служебных обязанностей».
     Между тем проверкой установлено, что военнослужащая обучается по заочной форме в Московском государственном социальном университете (МГСУ) и в период с 26 ноября по 20 декабря 2004 года согласно справке-вызову вызывалась в вуз на сессию. Однако начальник штаба части полковник Л. Завьюон, несмотря на ходатайство самой В. Власовой и ее непосредственного начальника, отдал распоряжение считать каждый день ее отсутствия как невыход на службу без уважительной причины.
     Вместе с тем в соответствии со ст. 11 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, предоставляются учебные отпуска, в том числе и для сдачи экзаменов в период обучения в образовательных учреждениях. Именно поэтому военной прокуратурой Наро-Фоминского гарнизона названный приказ опротестован. По результатам рассмотрения протеста полномочным командованием приняты решения об отмене незаконного приказа.
     Существует также немало фактов безосновательного наложения дисциплинарных взысканий, издания приказов, нарушающих регламент служебного времени военнослужащих, и т.д. Учитывая это, органы военной юстиции надзор за исполнением законодательства о социальной защищенности военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, считают приоритетным направлением в своей деятельности.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex