на главную страницу

15 Октября 2005 года

Планета людей

Суббота

ТАКАЯ ЛИ НУЖНА РЕФОРМА?

Матвей КОРОЛЕВ,
президент Фонда поддержки
народных инициатив.



В понедельник, 10 октября, в ходе еженедельного совещания главы государства с министрами председатель правительства Михаил Фрадков отчитался перед Владимиром Путиным о ходе выполнения четырех национальных проектов – в сферах здравоохранения, образования, развития рынка доступного жилья и сельского хозяйства. На эти цели в 2006 году предполагается выделить дополнительно 116 млрд. рублей бюджетных ассигнований, 22 из которых планируется потратить на нужды образования.


     В этот же день состоялась расширенная коллегия Минобрнауки, на которой был утвержден план действий по реализации образовательного проекта, а также определены приоритетные направления финансирования: средняя школа, поддержка молодых ученых, создание нескольких новых университетов и бизнес-школ. Так, в будущем году 900 тысяч учителей получат надбавку за классное руководство в размере 650 рублей в месяц, 10 тысяч лучших преподавателей ежегодно будут отмечены специальными поощрительными грантами. К 2008 году начнется финансирование на конкурсной основе более 30 тысяч высших и 6 тысяч средних учебных заведений, 5 тысяч представителей «инициативной талантливой молодежи» станут получателями именных грантов. В течение ближайших двух лет в рамках развития системы службы в армии по контракту планируется создать не менее ста новых учебных центров. На повестке дня ряд других инициатив, призванных, как полагают в Минобрнауки, вывести российское образование на новый уровень.
     Насколько, однако, оправданны эти ожидания, насколько они соответствуют реальному положению дел в образовательной сфере и потребностям страны?
     Прежде всего Россия заинтересована в том, чтобы новое поколение ее граждан имело хорошее воспитание, росло нравственно и физически здоровым. Основы этого закладываются еще в дошкольный период, в детских садах. Однако их число за последние годы неуклонно сокращалось, по некоторым оценкам – на четверть за последние 10 лет. Уже сегодня, к примеру, в Москве из-за нехватки дошкольных учреждений их услугами не могут воспользоваться около 10 тысяч детей. Примерно столько же, если не больше, не попадают в детские сады по причине низких доходов родителей. Многим семьям просто не по карману уплачивать более тысячи долларов за «вход» в дошкольное учреждение и сотню-другую в месяц «абонентской платы» – дефицит мест порождает свои негласные тарифы. Таким образом, с самых ранних лет у детей программируется ощущение имущественного неравенства, им навязывается несвойственная нашему народу привычка оценивать человека по его достатку.
     Принцип «элитарности» переходит сегодня из детского сада в школу. В перспективе планируется осуществить ее разделение по «финансовому» признаку, когда детям из обеспеченных семей за дополнительную плату будут предлагать изучение нескольких языков, музыки, логики, искусства и т.д., а прочим – минимальный набор предметов, который вряд ли позволит им продолжить образование в вузе. Отбор будущей российской элиты будет производиться исключительно по толщине кошельков родителей.
     Не лучшую роль играет изменение структуры и объемов предметов, преподаваемых в настоящее время в средней школе. Например, существенно сокращается программа по отечественной истории и русской литературе. Происходит это на фоне увеличения часов на более узкие и практически ориентированные предметы, не способствующие формированию у учащихся понимания родной страны, чувства причастности к русской культурной традиции. Нашу среднюю школу, выпускавшую на протяжении десятилетий разносторонне образованную молодежь, сегодня пытаются втиснуть в рамки заграничных моделей, где основной упор делается на подготовку человека с ограниченным набором знаний и навыков. Такие «узкие специалисты» не способны к серьезным творческим достижениям, но идеально подходят для того, чтобы стать «винтиками» в системе экономических отношений.
     Нельзя обойти стороной проблему сохраняющегося недофинансирования нашей средней школы. Предполагающееся увеличение бюджетных расходов на образование этой проблемы не решит. Упоминавшаяся ежемесячная прибавка за классное руководство – практически ничто по сравнению с уровнем денежного содержания учителей в развитых странах. В частности, обычный школьный педагог в США зарабатывает 2,5 тыс. долларов в месяц, в Германии – 2,5 тыс. евро, в Японии – от 3 до 5 тыс. долларов. У нас этот показатель за 2004 год в среднем составил от 9,3 тыс. рублей в Москве до 3,7 тыс. рублей на местах. При этом зарплата начинающего учителя может не превышать 1,9 тыс. рублей. Есть, конечно, примеры богатых нефтедобывающих регионов, где учителя ежемесячно получают порядка 15 тыс. рублей, однако это скорее исключение из общей неприглядной ситуации.
     Существует еще один серьезный показатель, определяющий качество среднего образования, – расходы на одного школьника в процентах к объему ВВП на душу населения. Здесь, к сожалению, Россия занимает предпоследнее место в мире, опережая лишь одну страну – Зимбабве. Неудивительно, что согласно результатам исследования, проведенного Организацией экономического сотрудничества и развития, по уровню подготовки школьников мы занимаем 25-е место из 30 государств, наиболее заметных на мировой арене.
     Серьезную обеспокоенность вызывает и высшая школа. В рамках проводимой реформы предполагается значительное сокращение числа государственных вузов, среди которых будет выделено полтора-два десятка ведущих – главным образом университетов и академий. Государственный статус сохранит еще сотня-другая институтов, которые получат бюджетное финансирование. Остальные государственные вузы подлежат расформированию, их материально-техническая и образовательная база будет передана более удачливым заведениям либо попросту приватизирована. Дальнейшие изменения ожидаются и в порядке доступа наших граждан к высшему образованию. Развитие системы Единого государственного экзамена (ЕГЭ), официально имеющего антикоррупционные цели, на практике приведет к закрытию дверей высших учебных заведений для талантливых, но «конфликтных» с точки зрения школьного начальства молодых людей. Существенные изъяны есть и в «болонской» образовательной системе, в особенности, когда проучившийся четыре года на бакалавра студент за получение «полноценной» степени магистра будет вынужден доплачивать из своего кармана.
     Анализируя процессы, происходящие сегодня в системе отечественного образования, следует выделить две основные тенденции. Во-первых, налицо попытка привязать образование к потребностям бизнеса, лишив его ключевой роли творческого развития личности, формирования разносторонне образованного и самостоятельно мыслящего человека, патриота своей страны. Становясь все более прикладным, образование утрачивает исконно присущее ему свойство – воспитание нового поколения. Идеальная школа в создающейся у нас системе – поставщик стандартизированного «человеческого материала» для профессиональной подготовки в вузах, выпускники которых – квалифицированные специалисты, не имеющие твердых убеждений, кроме стремления преуспеть в жизни, «граждане мира», готовые работать на любых хозяев, на любой, пусть даже антироссийский, режим.
     Во-вторых, мы видим последовательное снятие государством своих социально-экономических обязательств в образовательной сфере. Это элемент господствующей среди ключевых правительственных структур либеральной концепции «минимизации роли государства», внедрения рыночных элементов во все сферы жизни. Наши «реформаторы» рассматривают образование как обыкновенную сферу услуг, где действуют принципы купли-продажи, не признавая в нем серьезной социальной роли. Идущее, по меткому выражению ректора Московского государственного университета Виктора Садовничего, «ползучее наступление платности» расслаивает наше общество, лишает тысячи семей, не способных оплатить образование своих детей, перспективы преодолеть бедность.
     Такое положение дел просто недопустимо. Правительству следует в самое ближайшее время пересмотреть проводящуюся реформу образования, изжить ее утилитарную направленность, поставив в качестве основной задачи воспитание достойного гражданина России. Необходимо существенно ограничить платные начала в образовательной сфере, вернуть ей изначально присущую социальную направленность. Равенство стартовых возможностей для доступа к образованию должно быть обеспечено в безусловном порядке.
     Особый случай – солдаты, прошедшие срочную службу в Чечне и в иных тяжелых условиях, связанных с риском для жизни. Полагаю, они заслужили право на поступление в высшие учебные заведения вне конкурса.
     Талантливую преданную нашим национальным интересам молодежь нельзя оставлять за бортом активных созидательных процессов, у нее должна быть возможность реализовать себя, внести свой вклад в развитие страны.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex