на главную страницу

15 Октября 2005 года

АВИАЦИЯ РОССИИ

Суббота

АНГЕЛЫ МОРЯ

Юрий АВДЕЕВ, «Красная звезда».
Фото Александра ДУНДИНА.



Недавняя авария на борту тяжелого авианесущего крейсера (ТАВКР) "Адмирал Флота Советского Союза Н.Кузнецов" привлекла к себе внимание всех без исключения средств массовой информации. И вот что интересно(я бы сказал ХАРАКТЕРНО, про спасателей вообще не вспоминают): ушедшее на километровую глубину "железо" - Су-33 - как-то оттеснило на задний план профессиональную работу спасателей, чьи действия помогли избежать трагедии - летчик утонувшей "сушки" был спасен.


     Как известно, на "Адмирале Кузнецове" помимо самолётов корабельного истребительного авиаполка им. Героя Советского Союза Б. Сафронова базируется и звено вертолётов отдельного корабельного вертолетного полка. Возможности винтокрылых машин позволяет им в кратчайшие сроки решать самые разнообразные, помимо учебно-боевых, задачи. Так, во время морского похода в октябре 2004 года с ракетного крейсера "Маршал Советского Союза Д.Устинов" на ТАВКР был доставлен матрос, у которого начались осложнения после операции по удалению аппендикса. Вовремя выполненный полет и оказанная помощь спасли человеку жизнь.
     В телевизионных сюжетах про корабельную авиацию, как правило, показывают эффектные взлеты и посадки самолетов. «Кашки» непременно остаются за кадром. И это несправедливо, ведь в их ведении не только дела спасательные, но и более серьезные, например поиск вражеских подводных лодок. И все же основной задачей вертолетной авиации на ТАВКР можно однозначно назвать поисково-спасательное обеспечение полетов истребительной авиации. Здесь не бывает мелочей. В начале летной смены – облет радиотехнических средств корабля вертолетом Ка-29, далее - разведка погоды и т.д. Экипаж винтокрылой машины несколько часов барражирует в небе, сопровождая все взлеты и посадки истребителей с палубы. Полет рассчитывается так, чтобы в случае необходимости в минимально короткий срок оказаться в нужном месте.
     5 сентября Су-33, пилотируемый подполковником Юрием Корнеевым, выполнял посадку на ВПП крейсера. Все проходило в штатном режиме. Машина зацепилась крюком-гаком за трос аэрофинишера. Но случилось непредвиденное: в момент торможения один из тросов тормозной системы оборвался и самолет по инерции продолжил движение к краю палубы. Когда истребитель начал сваливался в море, руководитель полетов, находившийся на командно-диспетчерском пункте корабля, дал летчику команду катапультироваться. Одновременно с этим прозвучал приказ на отворот крейсера влево, чтобы приводнившийся летчик не попал под винт корабля.
     Дальнейшее проходило один в один, как на учениях, на которых каждое действие отрабатывается до автоматизма. Счет шел на секунды, ведь летчик при аварийном покидании самолета и приводнении мог получить травму. И хотя подполковник Корнеев помахал спасателям рукой, мол, все в норме, экипаж проявил максимум оперативности. Вертолет завис над летчиком, борттехник на лебедке выпустил штатного водолаза-спасателя, который подцепил к себе пилота... Вся операция заняла 4 минуты!
     Уже на крейсере свое слово сказали доктора: самочувствие летчика в норме – применительно, конечно, к ситуации. Что касается стресса, то, как его снимать, русскому человеку хорошо известно… А вот спасателей сослуживцы Корнеева хлопали по плечам и благодарили – молодцы, действовали профессионально!
     Полёты тогда на этом не закончились, и дежурство никто не отменял. Ка-27ПС вновь взмыл в небо, чтобы завершить воздушную вахту крайним. Вот еще почему фраза дилетантов-журналистов о том, что "взлетевший с борта крейсера вертолёт доставил лётчика на борт" задела специалистов. Да не взлетал "спасатель" - он все это время был в воздухе! Так было и так будет всегда во время полетов палубной авиации.
     А вот о чем бы поведать миру журналистской братией, так это о проблемах спасателей. Глядишь, были бы на шаг ближе к их решению. Взять, хотя бы необходимость обновления вертолетного парка. Да, "камовские" машины по пилотажным возможностям считаются одними из лучших. Они и в управлении проще. Висят устойчиво, летчику для выдерживания места висения нет нужды "гонять по кабине" ручку управления. И тем не менее нужны новые вертолёты с современной специальной аппаратурой. Тогда намного проще, быстрее и безопаснее будет работа спасателей. Пока что командир за ходом выполнения спасательных работ наблюдает визуально или с помощью зеркала.
     ...Летчики-истребители и раньше экипаж вертолета-спасателя иначе как ангелами не называли. Теперь, после случившегося на крейсере, к ним отношение стало еще более трепетное. Ангелы моря этого заслуживают.

     На снимках: борт № 82 больше никогда не поднимется в небо; Ка-27ПС на полетах первым взлетает, крайним садится; у «ангелов» свой взгляд на ТАВКР «Адмирал Кузнецов».


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex