Как известно, на "Адмирале Кузнецове" помимо самолётов корабельного истребительного авиаполка им. Героя Советского Союза Б. Сафронова базируется и звено вертолётов отдельного корабельного вертолетного полка. Возможности винтокрылых машин позволяет им в кратчайшие сроки решать самые разнообразные, помимо учебно-боевых, задачи. Так, во время морского похода в октябре 2004 года с ракетного крейсера "Маршал Советского Союза Д.Устинов" на ТАВКР был доставлен матрос, у которого начались осложнения после операции по удалению аппендикса. Вовремя выполненный полет и оказанная помощь спасли человеку жизнь.
В телевизионных сюжетах про корабельную авиацию, как правило, показывают эффектные взлеты и посадки самолетов. «Кашки» непременно остаются за кадром. И это несправедливо, ведь в их ведении не только дела спасательные, но и более серьезные, например поиск вражеских подводных лодок. И все же основной задачей вертолетной авиации на ТАВКР можно однозначно назвать поисково-спасательное обеспечение полетов истребительной авиации. Здесь не бывает мелочей. В начале летной смены – облет радиотехнических средств корабля вертолетом Ка-29, далее - разведка погоды и т.д. Экипаж винтокрылой машины несколько часов барражирует в небе, сопровождая все взлеты и посадки истребителей с палубы. Полет рассчитывается так, чтобы в случае необходимости в минимально короткий срок оказаться в нужном месте.
5 сентября Су-33, пилотируемый подполковником Юрием Корнеевым, выполнял посадку на ВПП крейсера. Все проходило в штатном режиме. Машина зацепилась крюком-гаком за трос аэрофинишера. Но случилось непредвиденное: в момент торможения один из тросов тормозной системы оборвался и самолет по инерции продолжил движение к краю палубы. Когда истребитель начал сваливался в море, руководитель полетов, находившийся на командно-диспетчерском пункте корабля, дал летчику команду катапультироваться. Одновременно с этим прозвучал приказ на отворот крейсера влево, чтобы приводнившийся летчик не попал под винт корабля.
Дальнейшее проходило один в один, как на учениях, на которых каждое действие отрабатывается до автоматизма. Счет шел на секунды, ведь летчик при аварийном покидании самолета и приводнении мог получить травму. И хотя подполковник Корнеев помахал спасателям рукой, мол, все в норме, экипаж проявил максимум оперативности. Вертолет завис над летчиком, борттехник на лебедке выпустил штатного водолаза-спасателя, который подцепил к себе пилота... Вся операция заняла 4 минуты!
Уже на крейсере свое слово сказали доктора: самочувствие летчика в норме – применительно, конечно, к ситуации. Что касается стресса, то, как его снимать, русскому человеку хорошо известно… А вот спасателей сослуживцы Корнеева хлопали по плечам и благодарили – молодцы, действовали профессионально!
Полёты тогда на этом не закончились, и дежурство никто не отменял. Ка-27ПС вновь взмыл в небо, чтобы завершить воздушную вахту крайним. Вот еще почему фраза дилетантов-журналистов о том, что "взлетевший с борта крейсера вертолёт доставил лётчика на борт" задела специалистов. Да не взлетал "спасатель" - он все это время был в воздухе! Так было и так будет всегда во время полетов палубной авиации.
А вот о чем бы поведать миру журналистской братией, так это о проблемах спасателей. Глядишь, были бы на шаг ближе к их решению. Взять, хотя бы необходимость обновления вертолетного парка. Да, "камовские" машины по пилотажным возможностям считаются одними из лучших. Они и в управлении проще. Висят устойчиво, летчику для выдерживания места висения нет нужды "гонять по кабине" ручку управления. И тем не менее нужны новые вертолёты с современной специальной аппаратурой. Тогда намного проще, быстрее и безопаснее будет работа спасателей. Пока что командир за ходом выполнения спасательных работ наблюдает визуально или с помощью зеркала.
...Летчики-истребители и раньше экипаж вертолета-спасателя иначе как ангелами не называли. Теперь, после случившегося на крейсере, к ним отношение стало еще более трепетное. Ангелы моря этого заслуживают.
На снимках: борт № 82 больше никогда не поднимется в небо; Ка-27ПС на полетах первым взлетает, крайним садится; у «ангелов» свой взгляд на ТАВКР «Адмирал Кузнецов».