на главную страницу

15 Октября 2005 года

СПОРЫ О РУССКОЙ ИСТОРИИ

Суббота

О Великом кнЯзе Владимирском и нашем времени

Александр ГОРОХОВ.



Приличное московское кафе в районе Таганки. За соседним столиком в закутке – компания мужчин в возрасте лет этак от 45 до 55. Явно обсуждают что-то важное. Потягивают пиво. Внимание к себе привлекли аксессуарами на столике: песочные часы, колокольчик, вымпел с крестом, похожим на мальтийский, и аббревиатурой военного вуза. Прислушался: оказывается, беседуют о роли ресурсов, денег и личностей в истории России. К бородатому крупному мужчине, чем-то неуловимо напоминающему Портоса из «Двадцати лет спустя» (еще бы волосы до плеч!), обращаются как к знатоку, прося подтвердить или опровергнуть тот или иной исторический факт. А тот заливался соловьем, на свой лад пересказывая события 1380 – 1382 годов.


     - ЧТО СОБОЙ представляла Москва тех лет? Нам говорят – крупный административный центр, столица Северо-Восточной Руси. Да ни черта подобного! Да, еще Иван Калита выкупил в Орде право собирать с Руси дань для татар с излишком на собственные нужды. Но кем он был? Великим князем Владимирским, а уж потом – князем Московским. И все князья вплоть до Ивана III - тоже. Москва в те времена – всего лишь удел, передаваемый старшему сыну, дофинат. Откройте летописи, там все написано. Причем внешне - захудалый удел. Первая московская церковь построена Калитой в 1321 году. Спрашивается: где молились москвичи 140 лет до того? Это даже не село! Так, заимка какая-то…
     В те времена по русским землям путешествовала ордынская ханша Тайдулла. Тетка, говорят, была очень авторитетная, и в Орде ее уважали, и на Руси. И приключилось Тайдулле во время путешествия «приболеть глазами», как в летописях говорится. То ли конъюнктивит, то ли еще чего. В общем, ничего не видела из-за воспаления. А тут прибыл к ней русский митрополит, промыл ей глаза святой водой. И чудо свершилось: прозрела ханша. В благодарность за это она выделила митрополиту часть территории ханского конного двора для постройки монастыря, который так и назвали – Чудов. Его-то Дмитрий и обнес каменными стенами, построив на татарские деньги «белокаменный Московский Кремль».
     Когда Дмитрий построил эти стены, которыми он обнес всю территорию (повторяю: Ордынского конного двора и Чудова монастыря), пришли к Москве литовцы. Вышли из леса и обалдели: стоят каменные стены, которых они на Руси в жизни не видели! От такого шока даже штурмовать их не стали – потоптались вокруг и восвояси отправились. Потом еще приходили. Придут, посады пожгут, а на стены лезть боятся. Спрашивается: за каким лешим нужно городить каменный забор, если везде обходились деревом? Вон в Старой Рязани такие деревянные стены были – никакой пушкой не пробьешь! Высоченные срубы, забитые камнями. Иван Грозный месяц по таким в Казани стрелял, гору пороха извел, а толку никакого, пришлось взрывать.
     Да из-за денег! На территории нынешней Москвы несколько веков подряд действовала крупнейшая в мире конная ярмарка. По всей Нагатинской пойме и этой стороне Москвы-реки до самой Таганки паслись табуны, которые сюда сгоняли на продажу. За год продавалось до 200.000 коней! Вот тебе и «ничего себе»! Я же говорю: территория нынешнего Кремля в те времена – это ордынский конный двор. Васильевский спуск назывался «выпасы великокняжеского конного двора», а сам великокняжеский конный двор стоял на месте гостиницы «Россия». Там же и загородный дом князя располагался. Прикидываете, сколько налогов собиралось с этого торжища? Вот потому Москва при всей своей захудалости передавалась в управление только старшему наследнику: на торжище, говоря по-новорусски, бешеные бабки крутились!
     …Как ты сказал? «Общак»? Можно и так назвать. Да, за каменными стенами хранился ордынский общак! Ты пройди по Ордынке, там до сих пор на проезжую часть выступает здание, на месте которого когда-то стояла ордынская таможня. Естественно, на таможне тоже мыту брали и везли на хранение в Чудов монастырь, под бок «ограниченному воинскому контингенту», часть конюшен которого и переоборудовали в монашеские кельи. Кроме того, дань-то хоть и собиралась каждый год, да в Орду вывозилась далеко не сразу и отнюдь не ежегодно. Естественно, ее нужно было охранять, а про какие-либо подобные ордынские учреждения в других местах ни в одном документе не упоминается. Ради чего еще, кроме денег и драгоценных коней, литовцы стали бы по лесам в какое-то селение топать сотни верст?
     МАМАЙ в 1380 году не первый раз на Дмитрия двинулся. За несколько лет до этого он уже ходил на него. Как положено, на столицу, во Владимир. А Дмитрий тогда собрал все пожитки, семью, бояр и дунул под защиту стен Чудова монастыря. Мамаю пришлось только облизнуться: он тогда был всего лишь воеводой и без формального ханского согласия посягать на «Форт-Нокс» права не имел.
     А в 1380 году в Сарай явился хан Тохтамыш. И первым делом послал Дмитрию весточку: типа хватит «крышеваться» у самозванца Мамая, я – ваш законный господин.
     …Верно, не был Мамай легитимным ханом. Дело в том, что по тогдашним обычаям ханом мог стать исключительно чингизид. Мамай в конце 1370-х ухитрился доказать свое родство с родом, из которого вышел Чингиз. Правда, по женской линии, да и то очень сомнительное. С натяжкой этого хватило, чтобы назваться ханом, но его положение было очень шатким. И когда из Зауралья пришел Тохтамыш, который железно был чингизидом, Мамая многие просто послали в… даль светлую. Его, когда он вышел на битву с Тохтамышем, бросили все предводители войск: просто сказали, что уходят к более законному правителю. Трогать не стали, так как это уже выходило за рамки степного кодекса чести, но биться на его стороне отказались, дав возможность сбежать в Кафу. Там генуэзцы Мамайку и прирезали.
     Так вот, Мамай, когда понял, что без крупной разборки с Тохтамышем не обойтись, набрал себе кучу наемных войск, с которыми нужно было расплачиваться. Где деньги для этого взять? Правильно: тряхнуть ордынский «общак», который Дмитрий уже несколько лет хозяину не отправлял! Мамай Дмитрию послов и заслал: типа Бог велел делиться! А Дмитрия, как вы помните, к тому времени уже известили, что беспредел закончился, настоящий царь объявился. Естественно, мамаевых послов Дмитрий… послал. Тогда Мамай и возмутился: не хочешь добровольно делиться - силой заберу!
     Что бы ни говорили про Куликовскую битву в Тульской области, но нет там ее следов. Я считаю, что она все-таки в районе Китай-города проходила! Все за это говорит. (В течение многих веков поле в Москве от современных Яузских ворот до Таганской площади носило название Кулишково или Куличково. По мнению некоторых ученых, воссозданный рельеф этой местности более точно соответствует описанному летописцами, а поле под Тулой слишком тесно для сражения подобного масштаба и не вместило бы того количества воинов, о котором говорится в русских летописях. Кроме того, именно в московских Кулишках великий князь Владимирский Дмитрий велел построить Храм всех святых в честь своей победы, сохранившийся до сих пор. Кстати, два знаменитых воина Пересвет и Ослябля, погибшие в том сражении, были похоронены не где-нибудь, а именно в Москве. Их мощи до сих пор покоятся в храме Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове. - Прим. ред.) Но не в том суть.
     В общем, Мамая расколошматили, церквей на памятных местах битвы настроили. А дальше начинаются непонятки, которые в голове просто не укладываются, если тупо нынешние школьные учебники читать. Зато все становится на свои места, если усвоить элементарную истину: за любыми событиями стоят деньги. За маленькими – маленькие деньги, за большими – большие.
     Смотрите: пошел Тохтамыш в 1382 году на Булгарию. Булгары, похоже, к тому времени осмелели, от рук отбиваться стали. Оно и понятно: самый промышленно развитый район Орды, передовая техника и технологии, порох умеют делать из волжской селитры, чугун плавить, прекрасное оружие куют… Хану пришлось «разбираться» на Волге. Взял Булгар с Биляром. Наверное, взял и ту деревушку, что на месте нынешней Казани была…
     Восстанавливает Тохтамыш в Булгарии «конституционный порядок», а тут к нему приходит известие о том, что какие-то шустрые ребята позарились на ордынский «общак» в Москве, Димона-кассира обчистили. Что нормальный правитель станет делать? Правильно: адекватно реагировать.
     А что в это время в Москве творится? А в городе, как повествуют летописи, в это время народ бунтует. Князь «в люди» ушел, так как у него никакого желания с «царем» воевать не наблюдается, его семья отсутствует, бояре слиняли, митрополит в бегах. А командует там какой-то невесть откуда взявшийся литовский князь Остей. Винные погреба погромили, богатые дома пограбили. В общем, люди радуются жизни.
     Приходит хан к своему собственному конному двору, а его внутрь не пускают и со стен кроют «хулильными словами», тогда это так называлось. Уговаривал-уговаривал - бесполезно. Мало того, нашелся какой-то «орел» по имени Адам. Не скажу, что очень уж распространенное среди русских имя. Зато среди поляков и литовцев таких сколько угодно. В общем, этот Адам татарского переговорщика пристрелил. Ну, тут и началось: ордынцы на стены лезут, москвичи из огнестрельных «плевалок» с татарским названием «тюфэнг» отстреливаются.
     Так несколько дней продолжалось, пока не привели братьев Дмитриевой жены Евдокии, которые народу популярно объяснили, что все-таки лучше будет ворота открыть. Ворота открыли, литовского князя Остея тут же под стенами Кремля зарубили…
     В НАШЕЙ истории много такого, что с позиции официальной истории не разберешь. Например, понятна роль Рязани в тех далеких событиях. Все мы помним, что рязанцы якобы сговорились с литовским Ягайлой против Дмитрия за Мамая. А что на деле? Рязанских бояр в Куликовской битве погибло больше, чем каких бы то ни было. Причем погибло вовсе не на стороне Мамая.
     Но я отвлекся. Когда Тохтамыш в свой Сарай вернулся, князю Дмитрию ярлык прислал: типа не прав был, погорячился, всех москвичей порешив. Освобождаю тебя, князь, от дани на два года, на следующие времена дань уменьшаю, только сделай доброе дело, восстанови Москву! Спрашивается: для чего? Да все из-за той же конской ярмарки! Она до самого Бориса Годунова существовала, в казну деньги приносила. Одним словом, «дорогая моя столица, золотая моя Москва»…
     Кстати, до конца XVII века у России не было ни одного серебряного, ни одного золотого месторождения, а многие деревни платили дань не продуктами, а серебром, церковные купола чуть ли не в каждом городе покрывали позолотой. Нигде в мире не золотили, а в «задавленной игом» России – в массовом порядке. В Европе не каждый граф мог позволить себе купить шелковую одежду, чтобы спастись от вшей, а на Руси даже у крестьян шелковая рубаха вовсе не считалась редкостью…
     И вообще, практически все нашествия на Россию и внутрироссийские конфликты – это схватки за контроль над отечественными ресурсами…
     
* * *

     Признаться, рассказ «Портоса» меня шокировал и верить в рассказанное как-то не очень хотелось: слишком уж контрастировал он с картиной, привычной по учебникам. А вмешиваться в чужой разговор с возражениями не позволяло чувство такта. «Бред какой-то…» - думал я, идя к метро из «Трех восьмерок». Не настолько уж я дремучий человек, чтобы не отличить бредовую историческую гипотезу от упоминаемого в старинных документах: было дело, и летописи почитывал…
     Но надоедливый червячок сомнений продолжал точить, и, чтобы заглушить эти сомнения, пришлось целую неделю рыться в Интернете, перечитывать собранные у знакомых разрозненные тома летописей. Все сходилось, все наталкивало на те же выводы. Ясное дело, без шероховатостей рассказчик не обошелся. А чего ожидать от байки, изложенной под пиво?
     ВЕРНЕМСЯ, однако, к русской истории. Победа на Куликовом поле, юбилей которой празднуется в эти дни, была невозможна без личности Дмитрия. В первую очередь – великого князя Владимирского и уж потом князя Московского. Его главная, неафишируемая заслуга вовсе не в том, что он разгромил ордынского бунтовщика и узурпатора Мамая, показав пример потомкам. Его главная заслуга в том, что он еще за несколько лет до Кули(ч)кова поля объединил вокруг себя русских князей. Не оружием, не угрозами, не деньгами. Созвал к себе в гости всех русских князей и договорился с ними «держаться друг дружки», идеей сплотил. Той самой, которую успешно воплощал его отец Иван Калита, рука об руку трудясь ради этого с митрополитом Алексием и отшельником Сергием. Идеей русского единения и укрепления Русской земли. Настолько крепко сплотил, что достаточно было напомнить о том крестном целовании, скажем, великим князьям Тверскому или Рязанскому, как их личные амбиции забывались ради общерусских интересов…
     Если исходить из циклов перемен, то нынешняя фаза «волны гармонии» в три поколения (84 года) является противофазой максимального подъема, наблюдавшегося в 1963, 1879, 1795, 1711, 1627, 1543, 1459, 1375 годах. Ей соответствуют катастрофическое состояние дел в 1921-м, массовое обнищание крестьян к 1837-му, истощение войнами начала 1750-х, разинские войны рубежа 1660 - 1670-х, кризис начала 1580-х, сепаратизм удельных князей конца XV века, гнет Орды после походов Едигея в начале того века, заурядность задавленного данью Московского княжества начала правления Ивана Калиты… Но если пик подъема является одновременно началом спада, то пик спада – началом подъема. Именно в событиях того времени следует искать подсказку для дней сегодняшних.
     Время нового Дмитрия пока не наступило, его срок – конец 2040-х. Сейчас время собирателя Калиты, умеющего договариваться, выторговывать привилегии, строить будущую столицу своих праправнуков. Сметливого хозяина, уловившего чаяния народные и сумевшего своими трудами по собиранию русских земель обеспечить благополучие подданных.
     Кто из сегодняшних политиков способен на подобное? У кого хватит воли, авторитета, убежденности, чтобы реализовать стремление народов России к единству и благополучию?
     Лидером становится тот, кто оказывается в нужное время в нужном месте и совершает поступки, которые в данный момент жизненно необходимы. Что же сейчас жизненно необходимо России? Человек. Человек, который не станет размахивать кулаками в сторону Кремля, Кавказа или Потомака, как не размахивал кулаками Иван Калита в сторону Сарая и Литвы. Тот, кто четко и ясно объяснит, КАК он собирается преобразить страну, КАКИМИ методами он хочет это делать и КАКАЯему от народа нужна ПОМОЩЬ. Но только такой человек, который своим трудом доказал, что его слова о благе народном и российских интересах с делом не расходятся…
     Вовсе не Дмитрий задумал превратить захолустную Москву в новый стольный град земли Русской. Да, он это СДЕЛАЛ, продолжив дело отца и забросив одряхлевший духом и скорее разъединяющий, чем консолидирующий символ былого величия - Владимир - ради близости к источнику богатств Руси. Но то, что это будет столица, контролирующая источник богатств, и новый духовный центр, решил великий князь Владимирский Иван Даниилович Калита,всей своей жизнью доказавший, что он стал выразителем народного Духа. Именно при нем началось формирование вблизи Москвы столь необходимого Руси нового образца духовного служения отшельниками Сергием и Стефаном. Именно Калита сформировал новую российскую государственность, просуществовавшую до Смутных времен.
     Ситуация повторяется: одряхлевший духом символ былого величия - Москва, вызывающая отторжение в провинции, и назревшая необходимость формирования новых образцов духовного служения… Приволжье, Урал, Сибирь – вот где сегодняшний источник российских богатств. Выбирай, ВЫРАЗИТЕЛЬ ДУХА, предводитель и основатель новой государственности, новую столицу земли Русской! Хочешь – Уфу, с надречных утесов которой весь «опорный край державы» как на ладони. Хочешь – промышленный Екатеринбург. Хочешь – тихое Царево городище – Курган. А уж места, своей святостью ничуть не меньшие Сергиева монастыря, в их окрестностях народ тебе покажет.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex