на главную страницу

19 Октября 2005 года

Армия и общество

Среда

КОГДА СТРЕЛЯЮТ СЛОВОМ

Фотоколлаж Игоря САМАРЕВА.



Сейчас человечество переживает очередной технологический рывок. Это приводит к тому, что появляются качественно новые виды оружия, а к традиционным видам вооруженного противоборства добавляются основанные на новых технологиях информационные войны. Если в 70—80-е годы прошлого века говорить об информационном оружии, способном воздействовать на сознание людей и в результате без объявления войны разрушать государственные структуры, можно было лишь в полуфантастическом смысле, то теперь это суровая правда жизни. Информационная война способна привести к смене власти, а вместе с этим и к изменению внешнеполитического курса той или иной страны.
В Концепции безопасности России говорится об усилении угрозы национальной безопасности Российской Федерации в информационной сфере. Серьезную обеспокоенность представляет собой стремление ряда стран к доминированию в мировом информационном пространстве, к вытеснению России с внешнего и внутреннего информационного рынка, которое сочетается с разработкой концепции информационных войн, предусматривающей создание средств опасного воздействия на информационные сферы других стран мира, нарушение нормального функционирования информационных и телекоммуникационных систем, а также сохранности информационных ресурсов, получение несанкционированного доступа к ним.
Мыслями о том, что такое информационная война, какие угрозы для России видятся в этой области и от кого они исходят, с «Красной звездой» делится доктор военных наук, действительный член Академии военных наук Константин НИКОЛЬСКИЙ.


     - Константин Валентинович, давайте уточним: что же такое информационная война и каковы ее цели?

     - Начнем с того, что понятие «информационная война» - жаргонное. Вообще, война – это определенное состояние общества, и ведется она различными методами. В понятие «война» включается: экономическое, духовное, собственно вооруженное и в том числе информационное противоборство. Поэтому, говоря об информационной войне, надо понимать, что речь идет об информационной борьбе в рамках межгосударственного противоборства в его самой острой форме – войне. Цели информационной войны определяются задачами, которые возлагаются на нее в рамках войны между государствами на определенном историческом этапе. Главная цель и смысл – дезорганизация структуры общества и искажение общественного сознания, в результате чего общество утрачивает морально-психологический и научно-технологический потенциал, тем самым лишаясь способности к ведению вооруженной борьбы.

     - Кого можно назвать «солдатами» и «генералами» информационных войн? Что они имеют на вооружении?

     - Мы сейчас переживаем этап всего лишь осознания того, что существует такое противоборство – информационное. Поэтому оформление систем управления информационными войсками - дело будущего, но, думаю, очень недалекого. На данный момент информационное противоборство в отдельный вид войны в явном виде пока еще не выделено. Ни в одной стране мира информационные войска как таковые не сформированы, следовательно, и называть кого-то «солдатами» и «генералами» информационных войн нельзя. Понятие участника такой войны размыто. С вооруженным противостоянием все понятно: у тебя автомат, танк – ты солдат. С информационным противостоянием все гораздо сложнее.
     Вообще же информационное противоборство задействует большой спектр людей. Например, его «солдатами» можно назвать журналистов и низовых офицеров спецслужб. В «бойцы» также можно условно зачислить людей, которые делают какие-то заявления, распространяют и формируют мнения.
     На примере США можно выделить следующие группы участников такой войны. Это организаторы государственного информационного противоборства на стратегическом уровне - профессионалы информационной войны. Их можно, если хотите, назвать «генералами» и «маршалами». Как правило, они являются сотрудниками спецслужб. А «офицерами» информационных войн условно назовем организаторов различных PR-акций и мероприятий. Это тоже профессионалы, но тактического уровня.

     - Какие виды информационных угроз вам видятся и чем отличаются косвенные угрозы от прямых?

     - Виды информационных угроз очень многообразны. Надо отметить, что в обществе существуют только три сферы деятельности: производство духовного продукта, материального и безопасности во всех отношениях. Информационная война направлена на разрушение сферы духовного производства. В этой сфере важно выделить следующие составляющие: идейно-религиозную (мировоззренческо-философскую) – это комплекс взглядов человека, определяющий видение человеком общества, мира; научно-технологическую – вся наука и технологии (от фундаментальных до прикладных); эмоционально-психологическую (культура, искусство и т.д.). Информационные угрозы воздействуют на все эти три составляющие.
     В идейно-религиозной сфере в качестве примера угрозы можно привести внедрение в российское общество различных тоталитарных сект и нетрадиционных вероучений. Например, деятельность Аум Синрике, Грабового, Белого братства, различные вероучения, направленные на доминирование какой-либо одной расы. Если в 1930—1940-е годы основную угрозу представляла пропаганда фашизма и национал-социализма, то сейчас это идеология абсолютного доминирования США как государства и религиозные вероучения (в том числе и древнейшие), продвигающие идеи богоизбранности отдельных народов и их право на этом основании господствовать в мире. Это серьезная информационная угроза для России.
     В научно-технологической сфере угрозы имеют целью увести в сторону, изменить сознание. Например, внедряется заведомо ложная идея и на ее разработку подталкиваются государство и общество. Оно вкладывает в реализацию идеи громадные деньги, а потом выясняется, что это тупик. Деньги потрачены, время ушло. Есть угрозы уничтожения различной информации в системах управления, запуск вирусов. Все это направлено либо на увод в ложное направление, либо на дезорганизацию научно-технологической сферы.
     Эмоционально-психологические угрозы направлены на моральное подавление людей (посеять неуверенность в будущем, смятение, бесперспективность), насаждение основ тоталитарного искусства. В общество внедряются искаженные ценности (агрессия вместо умиротворенности) и основы морали.
     Информационное противоборство – один из способов управления сознанием противника. Оно может быть прямым или косвенным. Существо прямого – непосредственное и прямое указание, что нужно делать (на уровне психотропных воздействий различного вида, посредством СМИ). Грубо говоря, пропаганда, призывы к определенному действию. Принцип косвенного - в ином. Зная логику мышления противника, ему дается определенный тип информации, на базе которой он принимает то решение, которое необходимо разработчикам этой информации. Вот на этих принципах и строится информационная война.

     - Как влияет искажение исторических фактов или их замалчивание на формирование общественного мнения?

     - Яркий пример: в последние 15 лет распространялись лживые сведения, что наше «глупое» руководство в годы Великой Отечественной войны якобы и привело страну к громадным бессмысленным кадровым потерям, несопоставимым с германскими. Приведем же фактические данные. Есть книга «Гриф секретности снят», в которой убедительно доказано, что наша армия потеряла в войне 8 млн. 800 тыс. военнослужащих. Около 2—3 млн. человек были замучены в концлагерях. Когда называются цифры о 26 млн. погибших, то многие забывают упомянуть, что свыше 15 млн. из них погибли на оккупированных немцами территориях. Достаточно сказать, что только на территории Белоруссии был убит каждый третий из мирного населения. Наши войска в отличие от гитлеровцев, войдя в Германию, уничтожения мирного населения не допускали. Гитлеровские военнослужащие, попав к нам в плен, как правило, выживали. Их общие потери в плену составили около 900 тыс. человек. Умирали от болезней, ран: все-таки не в санаториях содержались. Суммарные потери немцев в годы войны составили около 7 млн. человек. Получается, если взять боевые потери, то у нас и у гитлеровцев они сопоставимы. Но в 1990-х годах искусственно формировали впечатление (сейчас оно, к счастью, развеивается), что наши отцы и деды были «законченными дураками», победившими гитлеровскую Германию только ценой большой крови и неоправданным количеством жертв. В результате лживых выводов люди перестают верить военно-политическому руководству страны, начинают с надеждой и преклонением смотреть на Запад, на другие страны, туда, где обитают «умные».
     Вот еще пример. В конце 1980-х - начале 1990-х насаждалось мнение: дескать, если бы мы сдались немцам, то сейчас жили бы, как в Германии, наслаждались пивом с сосисками. Цель распространения такой информации – дискредитировать нашу Родину и наш народ, посеять в нем неуверенность в своих знаниях, возможностях, потенциале.

     - Кто-то помогает таким пропагандистам-воителям, спонсирует их?

     - Естественно. Как правило, такого рода информационные акции подпитываются деньгами из-за рубежа либо отечественными негодяями.
     


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex