Кто бывал в Молдавии, тот знает, что эта богатая садами республика разделена Днестром. В былые годы никому и в голову не приходило, что может настать время, когда движение на ряде мостов перекроют, что административные единицы, воспринимаемые населением как их левобережная и правобережная части, окажутся в разных государствах.
В момент развала СССР от Кишинева нужна была деликатная, утонченная работа, на каждом шагу демонстрирующая отсутствие националистических предрассудков в его политике. Увы, все вышло ровно наоборот. Реакция левобережья была соответствующей. Нет смысла возвращаться к деталям и нюансам пятнадцатилетних разборок. Отметим лишь главное: приднестровские русские не хотят быть гражданами второго сорта в единой Молдавии.
Этот главный внутренний мотив позиции Приднестровья находит понимание в Москве. Признавая территориальную целостность Молдавии, она в то же время выступает за предоставление и правовое обеспечение достойной автономии приднестровцев в составе Молдавии. Что в этом плохого? Ничего. Если такой статус будет реально обеспечен, проблема постепенно отомрет сама собой и все забудут о разделяющей функции днестровских переправ.
Однако почему-то московский план политического урегулирования конфликта называют «чересчур радикальным». Такую оценку ему дал во вторник действующий председатель ОБСЕ, министр иностранных дел Республики Словения Димитрий Рупель, который готовит очередной раунд переговоров, намеченный на 27–28 октября. Пройдут они поочередно в Кишиневе и Тирасполе. Это будет первая формальная встреча, перед которой ставится задача найти точки соприкосновения для продолжения совместной работы.
В августе прошлого года, как известно, молдавская сторона приостановила свое участие в переговорном процессе, и в течение целого года он не шел. Стороны общались заочно, выступая с различными заявлениями на уровне руководства или используя для этого посредников от России, Украины и ОБСЕ. И вот новый этап, начатый на встрече в конце сентября в Одессе, когда представители посредников и сторон достигли договоренности о возобновлении работы в пятистороннем формате (Молдавия, Приднестровье, Россия, Украина и ОБСЕ).
18 октября Рупель приезжал в Тирасполь для встречи с приднестровским лидером Игорем Смирновым. На этой встрече обсуждался в том числе вопрос о проведении 11 декабря выборов в верховный совет самопровозглашенной республики. Нынешнее руководство ОБСЕ, ссылаясь на «структурные изменения», уклоняется от мониторинга этих выборов. Впрочем, Рупель достаточно откровенно выразил истинную причину своего нежелания участвовать в парламентских выборах в Приднестровье. По его же словам, избирать парламент можно лишь тогда, когда будут обеспечены соответствующие условия, включая наличие гражданского общества, свободы слова, многопартийности и т.п.
Однако Тирасполь уже направил соответствующие приглашения в 35 зарубежных организаций, и ряд из них уже подтвердил свое намерение вести мониторинг этих выборов. Идут консультации по этому вопросу и со странами-гарантами, которые согласились с тем, что перенести выборы на более поздний срок, в нарушение приднестровской конституции, невозможно.
Короче говоря, Тирасполь всем поведением демонстрирует свой суверенитет, что не нравится Кишиневу. Последний активно ищет поддержку в стане тех, кто в любом случае готов составить хоть какую-то, но все же оппозицию России. Он апеллирует к Евросоюзу, к США, призывая их прислать своих наблюдателей на предстоящие переговоры. Однако за присутствие наблюдателей от этих влиятельных субъектов международного сообщества выступает и Тирасполь, не сомневающийся в своей правоте. Руководство Приднестровья не хочет отдавать в этом плане инициативу молдавским политикам, оно ведет себя наступательно, обвиняя Молдову в попытках использовать переговорный процесс «как элемент шантажа по отношению к Приднестровью».
Комментируя ситуацию, министр иностранных дел Приднестровья Валерий Лицкай сказал, что Кишинев, выставляя накануне переговоров разнообразные ультимативные требования, умышленно создает напряженную атмосферу. В то же время он пытается создать ложное впечатление, что в нормальном переговорном процессе не заинтересован его оппонент. «Мы исходим из того, что на столе переговоров находится несколько политических проектов, в том числе российский, украинский и проект ОБСЕ. Переговорный процесс будет исходить из тех идей, которые содержатся в этих проектах», - сказал Лицкай и добавил, что в списке согласованных вопросов нет молдавского закона об основных положениях особого правового статуса населенных пунктов левобережья Днестра.
Тем временем молдавская сторона провоцирует конфликты с российскими миротворцами, вместо того чтобы идти с ними на конструктивный контакт. Представители России не исключают, что, создавая инциденты на миротворческих постах, молдавские полицейские выполняют чьи-то указания по разрушению миротворческой операции России на Днестре.
Что касается вывода российских подразделений и вооружений, то Россия к этому готова. Более того, она его начала, однако столкнулась с блокирующими действиями местных властей, не желающих полной ликвидации военного присутствия России. И это лишний раз указывает на необходимость основательного политического урегулирования и учета интересов людей, проживающих в этой части Молдавии.
Ну а Днестр течет так же, как пятнадцать лет назад. Или как двести лет назад, когда набирало силу освободительное движение против Османской империи, принесшее свободу этим краям благодаря поддержке России.
|