на главную страницу

22 Октября 2005 года

ПРОФЕССИОНАЛ

Суббота

ОРЛОВСКИЕ ДОБРОВОЛЬЦЫ

Сергей КНЯЗЬКОВ. Фото автора.



В 2004 году Орловский областной военкомат отправил в войска 238 контрактников, причем некоторые из них изъявили желание подписать контракт во второй, третий раз… Тем не менее на Орловщине есть и объективные проблемы, связанные с привлечением граждан на службу в армии по контракту. Об этом наш материал.


     …Орловец Юрий Лучников проходил срочную службу в десантно-штурмовом батальоне 76-й воздушно-десантной дивизии. Вернувшись домой, он понял, что уже не сможет жить без армейской службы, и подал рапорт о желании служить по контракту.
     Рапорт удовлетворили. Юрию приходилось выезжать в командировку в Чеченскую Республику, участвовать в боевых операциях. Вскоре срок контракта у Лучникова истекает, и он выразил желание поступать в Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище (военный институт) имени генерала армии В.Ф. Маргелова.
     - По нашему мнению, Лучников представляет собой тип идеального контрактника, - высказывает мысль офицер 4-го отдела военного комиссариата Орловской области майор Юрий Лазарев. Он занимается отбором желающих на контрактную службу третий год, а потому о проблемах контрактников знает не понаслышке.
     Между тем каждый год увеличивается количество воинских частей, подлежащих комплектованию добровольцами. Сегодня контрактники-орловцы направляются как в части Московского военного округа, так и на все флоты, в Каспийскую флотилию и, конечно, в части 42-й дивизии, дислоцирующейся в Чечне, в части специального назначения, 201-ю мотострелковую и 76-ю воздушно-десантную дивизии.
     По словам майора Юрия Лазарева, наибольшей популярностью пользуются части специального назначения и военные комендатуры на территории Чечни. В частности, туда контракт заключался всего на один год и при этом полагались хорошие деньги… После того как комендатуры отошли к МВД и задача по их укомплектованию с военных комиссариатов Минобороны была снята, народ предпочитает идти в спецназ. Хотя там большие нагрузки, жесткие требования, да и отсев кандидатов довольно большой. Например, в 2004 г. из 58 человек в спецназ отобрали лишь 16 – остальным пришлось подбирать другие воинские части.
     По статистике областного военкомата, в спецназе ни один из контрактников не расторг контракт, отзывы вернувшихся домой самые положительные, и нередко после увольнения в запас добровольцы вновь хотят поступить на военную службу.
     Заместитель председателя военно-врачебной комиссии Орловского облвоенкомата подполковник медслужбы Сергей Меркушин свидетельствует:
     - Еще года 2-3 назад на контракт шли в большей степени авантюристы. Контингент был очень, очень разный, и работать с ним было очень тяжело, но в последние два года он намного улучшился. Надо отметить, что многие проходят через наши комиссии второй, третий раз. Они почувствовали вкус к военной службе, она их привлекает.
     - У нас контрактниками становятся в возрасте от 22 до 35 лет, самый массовый возраст – 25 - 30 лет. К этому возрасту люди, как правило, имеют семью, детей, обрастают социальными связями и обязательствами, поэтому большинству из них уехать служить в армию на 2-3 года обременительно. Большинство предпочитает подписывать контракт на один год, – вступает в разговор начальник 4-го отдела областного военкомата подполковник Александр Репало, который занимается принятием военнослужащих на контрактную службу с марта 1997 года. - Впрочем, с теми частями, где предоставляется жилье, контрактники готовы заключить более продолжительные договоры, и туда они едут с семьями.
     Та же 42-я мотострелковая дивизия, дислоцированная в Чеченской Республике, заключает контракты с добровольцами на 3 года, но мало кто из семейных захочет туда поехать. Рискованно везти туда семью, потому что нет возможности трудоустроить жену. Контрактников сразу предупреждают: все возможные должности, которые подлежат замещению военнослужащими-женщинами и гражданским персоналом, укомплектованы женами офицеров. Это логично, но это и сдерживает желающих добровольно послужить Родине на солдатских и сержантских должностях.
     Конечно, немаловажным фактором, влияющим на желание людей пойти на контракт, является высокое денежное содержание. Недавно в полку Внутренних войск, дислоцированном на Орловщине, состоялась встреча личного состава с морским пехотинцем Северного флота Героем России прапорщиком Геннадием Азарычевым. Он рассказал соладатам-срочникам, что со всеми надбавками, с пятнадцатилетней выслугой он получает в месяц 13 тысяч рублей, а контрактник, пришедший в соседний батальон морской пехоты по Федеральной целевой программе (ФЦП), получает 17 тысяч рублей! Есть о чем задуматься!
     Основной контингент контрактников идет в армию из Орла, Орловской области, городов Мценск и Ливны, однако есть и сельские районы, которые делегируют в армию на контракт многих своих воспитанников. Например, Урицкий, Хотынецкий сельские районы…Причем чаще всего в этих маленьких сельских районах число желающих послужить в армии зависит именно от работы гражданского специалиста, кто в военкомате отвечает за этот участок. В Урицком военкомате весь груз этой ответственной работы лежит на Зинаиде Ткаченко, а в Хотынецком – до недавнего времени на полковнике запаса Овсепяне, а сейчас – на Александре Соковце. Если они чувствуют, что человек не очень хочет служить в тех местах, куда военкомат обязан его направить по наряду, спущенному сверху, то контрактника направляют туда, куда он желает, хотя бы даже в ту воинскую часть, где он проходил срочную службу.
     В 2004 г. Орловский областной военкомат отправил в войска 238 контрактников, из них расторгли контракт 6. Причины? У пяти – несоблюдение условия контракта самими военнослужащими (попросту говоря, злоупотребление алкоголем), у одного – по семейным обстоятельствам.
     В облвоенкомате скептически относятся к идее взыскивать с таких нерадивых контрактников, как те пятеро, деньги, которые они получили в виде подъемных.
     - Я считаю, что здесь надо все хорошенько взвесить, - считает подполковник Александр Репало. – В воинских частях бывают различные условия службы, и если в 42-й дивизии все в порядке, установлено хорошее денежное довольствие, то там такая мера наказания нерадивых контрактников уместна, в других же частях, где и условия службы, и денежное довольствие хуже, делать этого не нужно. Такой мерой мы оттолкнем от армии других потенциальных контрактников.
     Можно взглянуть на эту проблему и по-другому. Военкоматы отправляют людей в войска по призыву и по контракту. Был ли хотя бы один случай, чтобы командир части вызвал к себе срочника и сказал ему: «Вы мне не подходите, свободны!»? Командиру не дана такая власть. А в отношении контрактника у него такие полномочия есть. Причем в отношении того самого контрактника, которого отобрала комиссия военкомата, который прошел профессионально-психологический отбор, которого посмотрела областная комиссия, который годен по всем параметрам…
     - У нас даже получается невольное противостояние между военными комиссариатами и командирами воинских частей, - вздыхает начальник 4-го отдела. - В чем? Мы для них людей отбираем, но некоторые командиры частей встают на путь обвинений военных комиссариатов в низком качестве контрактников. Однако ситуация, на мой взгляд, складывается таким образом, что, видимо, у некоторых командиров частей складывается мнение, что, если они отчислят контрактников, им опять вместо них дадут срочников (часть-то комплектовать надо!), и все вернется на круги своя. Они опять будут чувствовать себя более уверенно, потому что специфика командования срочниками и контрактниками, как мы понимаем, разная. Мужику, которому 30 лет, не скажешь: «На подсобное хозяйство шагом марш!» Такие командиры не понимают, что, если их часть включена в программу комплектования контрактниками, возврата обратно не будет. Вам дали людей - будьте добры, работайте с ними!
     Возможно, остроту проблемы мог бы снять узаконенный испытательный срок для контрактника. Что имеется в виду?
     - Согласитесь, нельзя человека узнать за один день, за два… - разъясняет свою мысль подполковник Александр Репало. – То есть прежде чем командир части будет с человеком подписывать контракт, он должен предоставить ему право испытательного срока, к примеру, на два месяца. Чтобы в случае чего не было разочарований ни у командира, ни у контрактника. Если бы был испытательный срок, то в случае разочарования у человека бы не маралось личное дело и он мог бы найти себя в другой воинской части. А причины для разочарования могут быть самые разные: человек не сошелся характером с командиром роты, не устроили бытовые условия…
     - Конечно, еще в областном военкомате мы стараемся максимально объяснить контрактнику, что его ожидает. По итогам разъяснительной беседы контрактник подписывает соответствующую бумагу, - уточняет военный комиссар Орловской области полковник Евгений Гришин. - И когда к военкомату предъявляют претензии о том, что якобы до контрактника не довели условия контракта, мы показываем бумагу с его подписью. А уж почему соответствующее решение по этому человеку принял командир части, почему человек отказался подписать контракт, какие условия для службы создал командир, надо разбираться отдельно. Допустим, контрактник должен жить в отдельной комнате, а его селят в казарму. Или вообще не ставят на довольствие. Одним словом, переводить стрелки на военные комиссариаты неправильно.
     Между тем, даже не дожидаясь соответствующих законодательных инициатив, в некоторых воинских частях контрактникам назначают испытательный срок. Именно так поступают с вновь прибывшими специалистами в экипаже АРПК «Орел». Когда к ним приезжает для прохождения воинской службы контрактник, командир дает ему несколько дней для знакомства, и, только в случае если гостя все устраивает, с ним подписывают контракт.
     Впрочем, так или иначе, каждый факт досрочного расторжения контракта в облвоенкомате тщательно расследуется, люди пишут объяснительные, чтобы проколов в работе было меньше.

     На снимке (слева направо): Ольга КОРОЛЕВА, Валентина БУРКИНА и Жанна ДОБРОСЛАВСКАЯ проводят дактилоскопическую регистрацию рядового контрактной службы Алексея КУРЧИГИНА.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex