на главную страницу

25 Октября 2005 года

Планета людей

Вторник

КИТАЙ: под парусами нового века

Владимир КУЗАРЬ.



«Мировая «кухня погоды» переместилась… в Китай, - заявил в 1899 году госсекретарь США Джон Хэй. - Тот, кто поймет происходящее в этой могучей империи, получит ключ к мировой политике на ближайшие 500 лет». С тех пор прошло целое столетие и многое изменилось на планете, в том числе в Китае. Тем не менее политики и специалисты из разных стран внимательно следят - кто с одобрением, а кто и с озабоченностью - за развитием этой великой державы, стремясь понять, как происходящие в ней события скажутся на мировой «кухне погоды». Свежий пример тому - полет космического корабля «Шэньчжоу-6», который провел во Вселенной пять суток и приземлился в прошлый понедельник на севере Китая.

     
К «совместному процветанию»

     Трудно, наверное, найти ту страну, которая не откликнулась бы на этот полет. «Великий поход в космос», «Новый китайский прорыв в околоземное пространство», «Китай втягивает США в космическую гонку»… Такими заголовками пестрели мировые информационные агентства, комментируя запуск «Шэньчжоу-6». При этом в центре их внимания были не только технологические достижения и научный вклад Китая в освоение Вселенной, которые, бесспорно, являются значительными. Главное же, что подчеркивалось всеми, заключается в том, что успешным полетом своего второго пилотируемого космического корабля Китай показывает миру, что он уверенно, шаг за шагом, идет к статусу глобального лидера. И что довольно скоро он станет оспаривать этот статус у нынешнего лидера – Соединенных Штатов.
     Между тем космический полет оставил несколько в тени другое, не менее важное для будущего Китая событие, которое в иных обстоятельствах заняло бы немало места в информационных сообщениях из Пекина. Тем более что сами китайцы назвали его «революционным». Речь идет о заседании пленума ЦК КПК. Оно прошло в китайской столице 8-11 октября и было посвящено пятилетнему плану социально-экономического развития на 2006 - 2010 годы (одиннадцатой пятилетке), который будет утверждаться в начале 2006 года на сессии Всекитайского собрания народных представителей.
     По статистическим данным, которые по случаю пленума приводили китайские СМИ, в течение периода с 1978 по 2004 год ВВП КНР рос в среднем на 9,4 процента в год и составил в прошлом году 13,65 трлн. юаней (1,65 трлн. долларов США). В настоящее время Китай занимает шестое место в мире по совокупной экономической мощи и третье – по объему торговли. К концу 2004 года Китай привлек 562,1 млрд. долларов иностранных инвестиций, одобрил учреждение более полумиллиона иностранных предприятий и создал огромный рынок для импорта с годовым оборотом около 560 млрд. долларов. Около 400 компаний из публикуемого журналом Fortune списка ведущих 500 компаний мира имеют инвестиции в Китае. Количество научно-исследовательских центров, учрежденных иностранными инвесторами в Китае, превысило 700. При этом Китай продолжает открывать свои рынки, искать новые пути применения иностранных капиталов, улучшать законодательство для привлечения и защиты иностранных инвесторов.
     Приводились и другие цифры, свидетельствующие об уровне развития страны. Так, количество частных легковых автомобилей достигло в конце 2004 года 6 млн. Таким образом, Китай стал рынком с наиболее быстрыми темпами роста парка частных легковых автомобилей в мире. За последние четыре года в Китае число абонентов телефонной связи ежегодно возрастало в среднем более чем на 90 млн. В минувшем году число пользователей Интернета увеличилось на 14,5 млн. В настоящее время количество абонентов телефонной связи и интернет-пользователей составляет соответственно 650 млн. и 94 млн. Происходит и улучшение жилищных условий городского и сельского населения. По состоянию на конец 2004 года в 35 средних и крупных китайских городах создана система сдачи жилья в аренду по пониженным ценам семьям с низким доходом. На конец 2003 года на душу городского и сельского населения приходилось соответственно 23,7 и 27,2 квадратного метра жилья. Одновременно правительство страны прилагало немалые усилия к избавлению бедного населения от нищеты. В 2004 году из госбюджета было выделено 12,2 млрд. юаней на борьбу с бедностью, в результате чего в стране число нуждающихся на селе сократилось на 2,9 млн. человек по сравнению с 2003 годом.
     Вместе с тем в настоящее время, по официальным данным, ВВП на душу населения в самых зажиточных восточных провинциях КНР более чем в 10 раз выше аналогичного показателя самых бедных западных регионов страны. 10 процентов получающих самый высокий доход семей владеют более чем 40 процентами всей личной и частной собственности, а реальный разрыв между доходами горожан и селян достигает 5 - 6 раз. Дело в том, что ранее за более чем 20 лет реформ в Китае пропагандировалась теория «неравномерного обогащения» - «пусть сначала разбогатеют часть регионов и часть людей». Отсюда и возник такой дисбаланс, который сегодня ставит под угрозу китайские завоевания.
     В этом плане революционность решений пленума ЦК КПК, очевидно, состоит в том, что в грядущие пять лет упор будет сделан уже на «совместном процветании». Реализация этой идеи должна сократить существующий разрыв между бедными и богатыми, предотвратить поляризацию общества. Важнейшими историческими задачами в процессе модернизации Китая объявлены в этой связи строительство нового социалистического села и существенное повышение уровня доходов сельских жителей. Основной же целью социально-экономического развития на одиннадцатую пятилетку является удвоение к 2010 году ВВП на душу населения по сравнению с показателем 2000 года. Базой для этого должны послужить совершенствование структуры экономики, повышение ее эффективности и снижение непроизводительных затрат.
     
С Америкой на равных

     «Мы в Китае, - заявил недавно председатель КНР Ху Цзиньтао, - определили для себя цель на первые 20 лет нового века. Она заключается в том, чтобы обязательно использовать стратегические возможности для построения в достаточной мере процветающего общества с высокими стандартами для блага более одного миллиарда наших граждан». И весь опыт последних двадцати лет не дает оснований сомневаться в том, что эта задача будет решена. Как и в том, что с каждым годом КНР будет обретать все большее влияние на весь мир. Правда, несмотря на свои «великодержавные амбиции», Китай, по словам его руководителей, не стремится стать новой сверхдержавой. Хотя и не скрывает, что намерен следовать курсом развития, соответствующим национальному духу, и играть более значимую и более конструктивную роль в установлении глобального мира во всем его многообразии.
     Более того, как отмечают на Западе, в последнее время в действиях Китая проявилась явная тенденция к подкреплению экономической мощи страны решительным внешнеполитическим курсом. До сих пор Пекин вел себя на международной арене весьма пассивно и предпринимал внешнеполитические демарши лишь в случаях, которые касались непосредственно самого Китая. Правда, при этом его ответные шаги были бескомпромиссными (вспомним его реакцию на натовские бомбардировки посольства КНР в Белграде). И все же это были единичные акты. Сейчас же выстраивается единая долгосрочная внешнеполитическая стратегия. К ее элементам западные обозреватели уже отнесли визит премьера Вэнь Цзябао в Индию в апреле этого года, в ходе которого две крупнейшие по численности населения страны мира объявили о создании стратегического партнерства, встречи председателя КНР Ху Цзиньтао с двумя лидерами тайваньских политических партий, антияпонские выступления в апреле, которые не могли бы состояться без согласия властей, критические замечания об американской политике в отношении Северной Кореи, стремление Пекина играть главную роль в выборе нового генерального секретаря ООН, которым в соответствии с принципом ротации должен стать представитель Азии (китаец генсеком быть не может, так как представителям стран - постоянных членов Совета Безопасности запрещается занимать этот пост), скупку Китаем нефтяных месторождений в таких далеких странах, как Судан и Ангола.
     Проводя такую политику, Китай рано или поздно должен превратиться, по выражению американских аналитиков, в «равного соперника» Соединенных Штатов в Восточно-Азиатском регионе. То есть в великую державу, обладающую достаточным экономическим и военным потенциалом, чтобы оспорить господство Америки в регионе, который, несомненно, станет движущей силой мирового развития в нынешнем столетии. Как будут реагировать в этом случае в Вашингтоне? Совершенно очевидно, что Соединенные Штаты не потерпят конкурентов. Они не раз демонстрировали в ХХ веке, что в отношении конкурента действуют жестко, а против тех, кто посягнет на их лидерство, будут действовать вдвойне жестко. США попытаются затормозить Китай и ослабить его до такой степени, чтобы он был не в состоянии доминировать в Азии.
     Характерным примером в этом плане может служить состоявшийся на прошлой неделе визит в Пекин министра обороны США Дональда Рамсфелда. Его цель, как подчеркивали обе стороны, состояла в дальнейшем укреплении военного сотрудничества между Китаем и США. Однако это не помешало шефу Пентагона накануне визита подвергнуть критике китайскую военную политику. Как он заявил, Китай тратит на наращивание военного потенциала гораздо больше, чем официально объявляет. Рамсфелд также обвинил Китай в агрессивной внешней политике, отметив, что слишком много китайских ракет нацелено на Тайвань. А в последний день пребывания в Поднебесной министр обороны США и вовсе выразил озабоченность растущим ракетным потенциалом Китая, подчеркнув, что Пекин расширяет радиус действия своих баллистических ракет за пределы Тихоокеанского региона. По словам министра, другие страны хотели бы лучше понимать, для чего Китай наращивает свои стратегические вооружения. Рамсфелд охарактеризовал китайско-американские отношения как «сложные» и развивающиеся «не без проблем». При этом он заявил об отсутствии в Белом доме каких бы то ни было разногласий относительно Китая и, наоборот, отметил наличие таковых в руководстве КНР.
     
«Три атаки» и «пять защит»

     В ответ китайские представители заявили, что КНР проводит мирную политику, а ее военная программа носит исключительно оборонительный характер. Было также подчеркнуто, что Китай не собирается применять первым ядерное оружие в случае вооруженного конфликта. При этом КНР не скрывает, что проводит глубокую модернизацию своих вооруженных сил, направленную на создание меньшей по численности, современной и профессиональной армии, которая будет способна вести быстротечные локальные войны высокой интенсивности и с противником, оснащенным высокими технологиями.
     Решение о проведении такой модернизации было принято после анализа уроков конфликта в Персидском заливе и уточнено с учетом последних региональных конфликтов, и в первую очередь войны в Ираке. Именно тогда в Пекине пришли к выводам, что в современных условиях война становится войной высоких технологий, которая способна выполнять не только тактические, но и стратегические задачи; локальные войны служат способом разрешения политических конфликтов и позволяют избежать крупномасштабных военных конфликтов; применение высокотехнологичного оружия в состоянии привести к «быстрой победе» благодаря действиям на дальних дистанциях, высокой мощи, точным ударам; с применением этого оружия отпадает необходимость в концентрации военной силы и возникает новый тип комбинированных военных операций.
     Все эти положения нашли отражение в военной доктрине КНР, которая была изложена в опубликованной Пекином в 2004 году «Белой книге по вопросам обороны». Согласно ей НОАК  должна обладать двумя главными особенностями: во-первых, способностью эффективного сдерживания потенциальных противников своей боевой мощью и, во-вторых - возможностью ведения локальных войн и военных операций повышенной интенсивности силами мобильных элитных подразделений быстрого реагирования с применением высокоточного оружия и различных высоких технологий боевого применения. В этих целях Китай вынужден идти на увеличение военных расходов. В этом году оно составило 12,6 процента по отношению к предыдущему, а сам военный бюджет - 247,7 млрд. юаней (29,9 млрд. долларов). Дополнительные ассигнования пойдут на модернизацию военно-технической базы и повышение денежного довольствия военнослужащих.
     Реализуя программу по оснащению армии современным высокоточным оружием, Китай уделяет приоритетное внимание развитию «второй артиллерии» - так в КНР называют ракетные войска, а также ВМС и ВВС, созданию современной системы управления, контроля, связи, компьютерной сети, наблюдения, рекогносцировки и разведки (C4ISR). В НОАК появились и силы быстрого реагирования. Их личный состав должен обладать навыками «трех атак» (атака с вертолета, на танках и с парашютом) и «пяти защит» (защита от ядерного, химического, биологического оружия, от систем радиоэлектронного воздействия и систем точного наведения), а также придерживаться принципа «трех реальных тренировок» (реальные войска, реальные операции, реальные боеприпасы). Каждый военнослужащий обязан пройти специальную тренировку, такую как плавание, ходьба на лыжах, альпинизм. Кроме того, каждый прослуживший более 2 лет боец должен иметь навыки владения всеми системами оружия, находящегося на вооружении в его подразделении.
     Кстати, многие из этих качеств воины НОАК продемонстрировали на первом российско-китайском совместном учении «Мирная миссия-2005», которое прошло в августе. Делясь впечатлениями об учении, один из его российских участников признался, что его поразило умение китайцев правильно с точки зрения самых современных требований организовать бой в условиях, приближенных к реальной боевой обстановке, сконцентрировать в необходимый момент огромную огневую мощь, а также высокий уровень индивидуальной подготовки каждого военнослужащего.
     Учение «Мирная миссия-2005» стало еще одним свидетельством развития всестороннего сотрудничества между Россией и Китаем. Оно осуществляется в соответствии с Планом действий по реализации положений российско-китайского Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве на 2005 - 2008 годы и по многим направлениям. Обе страны стремятся углублять политическое взаимодоверие,  укреплять стратегическое взаимодействие, содействовать  формированию справедливого и рационального нового международного  политического и экономического миропорядка во имя сохранения мира  и стабильности во всем мире. Они также намерены принимать новые меры для  дальнейшего наращивания делового сотрудничества в торгово-экономической, энергетической, научно-технической, военной и  других областях, наполнять китайско-российское партнерство  стратегического взаимодействия новым содержанием. Наконец,  активизировать связи в гуманитарной сфере, содействовать  региональному сотрудничеству двух стран, расширять общественные  контакты для упрочения социальной базы дружественных отношений  между нашими странами. И многое в этом плане предстоит сделать в рамках проведения Года России в Китае в 2006 году и Года Китая в России в 2007-м.
     Что же касается мировой «кухни погоды», то относительно того, кто будет «кашеварить» на ней в ближайшие 15 лет, свой прогноз сделал американский национальный совет по разведке. В докладе «Рисуя карту будущего», который был опубликован в начале этого года, отмечается, что ведущим игроком на мировой арене и к 2020 году останутся Соединенные Штаты. Но главным их конкурентом станет Азия, в которой тон будет задавать Китай.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex