на главную страницу

27 Октября 2005 года

Титаны

Четверг

ЛЕГЕНДА ВЕКА

Юрий АВДЕЕВ.



Сегодня исполняется 80 лет корифею отечественного самолетостроения генеральному конструктору ОКБ им. С.В. Ильюшина дважды Герою Социалистического Труда Генриху Васильевичу НОВОЖИЛОВУ, который и по сей день вносит весомый вклад в развитие отечественной авиации.


     Он связал свою жизнь с авиацией в 1942 году, поступив на подготовительное отделение МАИ 17-летним пареньком. Одновременно с этим начал трудиться лаборантом на кафедре физики. Только за четыре года войны в стенах МАИ было выполнено 126 крупных научных и экспериментальных работ. В 1948 году Новожилов пришел на преддипломную практику в ОКБ, которое возглавлял С.В. Ильюшин. Через год он защитил дипломный проект, выполненный под руководством Сергея Владимировича, и включился в работу над элементами конструкции самолетов Ил-14, Ил-28Р, Ил-46, Ил-54.
     При постройке самолета Ил-54 Новожилова назначили ведущим по сборке фюзеляжа, так молодой конструктор получил возможность увидеть за чертежами реальный самолет. В дальнейшем, став ведущим по летным испытаниям Ил-54, благодаря общению с выдающимся летчиком-испытателем В.К. Коккинаки Генрих Васильевич получил опыт доводки самолета в процессе испытаний.
     В 33 года Новожилов стал заместителем главного конструктора и руководителем бюро эксплуатации ильюшинских самолетов. Через шесть лет он уже главный конструктор и первый заместитель генерального конструктора. Именно Генрих Васильевич отвечал за ввод в эксплуатацию всемирно известного дальне-магистрального лайнера Ил-62. Высокой оценкой его работы стало присуждение Ленинской премии.
     В 1970 году после ухода С.В. Ильюшина и по его предложению Новожилов, которому тогда исполнилось всего 45 лет, был назначен генеральным конструктором и руководителем предприятия. Он продолжил дело Ильюшина по созданию совершенной авиационной техники. А сделано за эти годы под непосредственным руководством Генриха Васильевича немало.
     Первый отечественный реактивный транспортный самолет Ил-76, имеющий 15 модификаций, обладающий рядом уникальных качеств, и по сей день широко используется в ВТА, МЧС и гражданских авиакомпаниях. Первый отечественный широкофюзеляжный самолет Ил-86 на 350 пассажирских мест подтвердил свой высокий уровень надежности более чем двадцатилетней безаварийной эксплуатацией. Дальний магистральный самолет Ил-96 на 300 мест эксплуатируется уже второй десяток лет как у нас в стране, так и за рубежом. Только в «Аэрофлоте» он налетал более 30.000 летных часов. Его собрат, дальний транспортный самолет Ил-96Т с американскими двигателями PW и авионикой фирмы «Collins», стал первым шагом к широкой международной кооперации в процессе создания и сертификации авиационной техники. Выполнена поистине огромная работа по семейству самолетов для местных линий Ил-114, Ил-114-100, Ил-114Т. Создан легкий многоцелевой самолет Ил-103, использующийся в нашей стране и поставляющийся на экспорт.
     Следует отметить, что самолеты Ил-96Т и Ил-103, помимо отечественных сертификатов летной годности, имеют сертификаты летной годности FAA США, что обеспечило заключение межгосударственного договора по гражданской авиации между Россией и США.
     Дважды Герой Социалистического Труда, кавалер орденов «За заслуги перед Отечеством» III и II степени, действительный член Академии наук РФ, президент Академии наук авиации и воздухоплавания, лауреат многих премий, в том числе и премии правительства г. Москвы «Легенда века», Генрих Васильевич Новожилов олицетворяет собой высочайший авторитет авиационной России в мире.

     Краснозвездовцы присоединяются к многочисленным поздравлениям в адрес юбиляра, желают ему здоровья и творческого долголетия.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex