на главную страницу

27 Октября 2005 года

События. Комментарии.

Четверг

ПРИЕХАЛИ?

Сергей КОПЫРИН. Коллаж Игоря САМАРЕВА.




     В конце советских времен, когда Михаил Горбачев затеял бесславно завершившуюся перестройку, центральные, и не только, газеты ввели рубрику «Хочу спросить министра». Надо сказать, в те еще недавние времена, когда гласность – хотя бы на словах – была в почете, публикации такого рода пользовались вниманием читателей. В 90-е годы сильные мира сего стали не очень охотно реагировать на журналистские материалы, считая, что мнением «пишущей братии» можно пренебречь. И тем не менее время от времени у нашего брата журналиста появляется желание задать некоторые вопросы, хотя бы вслух или, как сейчас принято говорить, виртуально.
     Один из таких вопросов связан с ценами на горюче-смазочные материалы, которые продолжают расти, несмотря на жесткие установки сверху стабилизировать ситуацию на рынке бензина, мазута и т.п. Буквально позавчера руководитель одной из ведущих нефтяных компаний откровенно сообщил, что «все НПЗ России работают на пределе возможностей». Рынок бензина ожидает все возрастающий дефицит этого вида топлива. И дело не в каком-то картельном сговоре, а в возможностях наших нефтеперерабатывающих заводов. Для несведущих сообщим: 20 из 25 российских НПЗ работают уже по 40—50 лет! Пять из ныне действующих заводов были пущены до 1940 года, т.е. еще во времена товарищей Ежова и Берии, шесть - до 1950 года, восемь - до 1960 года. И только 6 - после 1960 года. Поэтому выход светлых нефтепродуктов (бензина, дизельного топлива и авиатоплива) на российских НПЗ меньше, чем в США, в 1,6 раза и в 1,4 раза меньше, чем в Европе. Глубокая переработка нефти в России составляет чуть более 20 процентов, в то время как в США этот показатель - 73 процента.
     Все российские НПЗ забиты нефтью, как говорится, под завязку, но их возможности по увеличению производства бензина, по мнению экспертов, равны практически нулю из-за устаревшего оборудования. Процитируем опять представителя нефтяной отрасли: «К 2010 году в стране начнется дефицит, и горючее придется импортировать либо ограничивать его продажу. Любой из этих вариантов приведет к росту цен на него. По нашим подсчетам, к 2015 году на один автомобиль будет приходиться по 19 литров бензина в неделю…» Одним словом, приехали. Цены на бензин с 1 января вновь скакнут вверх.
     Не лучше ситуация с мазутом. Котельное топливо стремительно дорожает. На Севере и Дальнем Востоке цены на него выросли больше всего: до 9 с лишним тыс. руб. за тонну. С января по октябрь цены на мазут в России повысились в среднем более чем в два раза. Глава Росстроя Сергей Круглик недавно отметил, что значительное число российских регионов вошло в отопительный период с непогашенными долгами за поставленные ранее топливо и тепловую энергию. В СМИ приводились даже устрашающие показатели задолженности предприятий жилищно-коммунального комплекса: они составляют по стране 40 млрд. рублей. Все это, кстати, бьет и по армии, по военным городкам, которые предстоит отапливать этой зимой (о ситуации с подготовкой армии к этой зиме читайте в завтрашнем номере)…
     Конечно, можно было бы «Красной звезде» следом за коллегами из гражданских газет озаботиться проблемой 95-го бензина и прогнозами роста отечественного автопарка до 33 млн. автомобилей в 2010 году. Но до этого ли ее читателям? У нормального армейского или флотского офицера, честно «тянущего лямку» от подъема до отбоя, голова болит о другом: во-первых, как прокормить семью и одеть детей, и, во-вторых, что делать на службе, когда нет возможности летать, водить боевые машины на полигонах, выходить в море. (Для чего он, кстати, и выбирал профессию офицера.) Какая уж тут иномарка и топливные стандарты «Евро-3» или «Евро-4»!
     Поэтому зададимся иным вопросом: чем обернется рост цен на мазут, дизельное топливо, бензин и авиационный керосин для боевой подготовки войск? Даже сегодня, когда вроде бы на военные нужды денежных средств стало выделяться нашим Минфином больше, ситуация с выучкой большинства летчиков ВВС и механиков-водителей в Сухопутных войсках удручающая. «Чтобы летчик нормально пилотировал самолет, он должен постоянно тренироваться в воздухе. Возьмем, к примеру, фронтовую авиацию. Летчик не допустит ошибок в технике пилотирования, если в месяц имеет налет в пределах десяти-тринадцати часов. Но если налетывает два-три часа, авария неминуема», - откровенно сказал не так давно корреспонденту «Красной звезды» главнокомандующий Военно-воздушными силами России.
     Командующий войсками Командования специального назначения не менее откровенен. В беседе с корреспондентом центральной военной газеты он не стал скрывать реальную картину бытия войск, охраняющих небо над столицей России. Положительных сдвигов в обеспечении войск топливом, к сожалению, нет. Все остается на прежнем уровне. «Мы очень рассчитывали на то, - признался командующий, - что после ряда успешных учений нам добавят хотя бы небольшое количество топлива на дальнейшее развитие боевой подготовки. Но на днях получили телеграмму: «На увеличение топлива не рассчитывайте…»
     Военное ведомство неоднократно обращалось к исполнительной власти с вопросом о дополнительном выделении топлива на боевую подготовку. Но в высоких кабинетах военным объясняют, что в связи с ростом мировых цен на нефть (словно Россия, как Германия или Франция, импортирует нефть и нефтепродукты из-за рубежа, а не является наравне с Саудовской Аравией ведущим добытчиком «черного золота»!) лимит топлива остается на прежнем уровне. А ведь те же войска Командования специального назначения ежегодно получают топлива всего лишь 25 процентов от самой минимальной потребности! У российского государства на все Военно-воздушные силы всего четыре авиационных полка постоянной готовности, и те на голодном пайке. Разве можно охранять Россию на четверть? Не будем уж распространяться, как живут офицерские семьи в гарнизонах - даже в Подмосковье сохранилось немало хибар, построенных еще пленными немцами.
     Ладно, повышение денежного довольствия офицерам Вооруженных Сил и военным пенсионерам как-то может, допустим, увеличить инфляцию и испортить некие макроэкономические показатели, за которыми зорко наблюдают эмиссары разных всемирных банков и иностранных рейтинговых агентств. Хотя двести - триста у.е., получаемые войсковыми офицерами - это капля в море общей денежной массы, вращающейся в России. Не будем, однако, считать деньги в чужих карманах. Большинство из тех, кто носит сегодня офицерские погоны, знали, на что шли, принимая военную присягу, и ей остаются, несмотря ни на что, верны, как бы иные ни ерничали.
     Речь о другом: как увеличение расходов на боевую подготовку, на закупку авиационного и дизельного топлива, мазута повлияет на инфляцию и испортит макроэкономические показатели? Почему нельзя использовать для этого десятки миллиардов долларов профицита государственного бюджета, зачем хранить их в иностранных ценных бумагах? Почему нельзя, наконец, вложить «нефтедоллары» в срочную модернизацию тех же НПЗ в оборонных интересах или использовать «лишние миллиарды» (с точки зрения Минфина и Минэкономразвития) для прямых закупок ГСМ для армии?
     Хотелось бы прочитать на страницах «Красной звезды» компетентное мнение специалистов из Минэкономразвития и Минфина на сей счет. Не знаю, смогут и захотят ли ответить на эти вопросы сами руководители этих всесильных министерств, но хотелось бы, чтобы кто-то из этих ведомств помог человеку военному разобраться в хитросплетениях отечественной макроэкономики.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex