на главную страницу

28 Октября 2005 года

Планета людей

Пятница

А БЫЛ ЛИ МАЛЬЧИК?

Владимир МОХОВ, «Красная звезда».



В недавнем интервью «Красной звезде» (26 октября с.г.) командир 12-й военной базы ГРВЗ генерал-майор Анатолий Данилов рассказал о беспрецедентном давлении, оказываемом официальными грузинскими властями на российских военнослужащих. Увы, давление это нарастает…

     В минувший вторник в Батуми началось судебное разбирательство, в ходе которого сотрудники некоего Аджарского демократического института пытаются отсудить здание штаба 12-й военной базы, в 1995 году официально переданное тогдашними властями Аджарии в распоряжение ГРВЗ. Однако подпись под соответствующим документом свергнутого в ходе «революции роз» Аслана Абашидзе институтские демократы не признают. И не они одни. Глаз на престижное здание положили еще три организации, каждая из которых с присущим грузинам темпераментом пытается доказать, что она и только она имеет право вселиться в штаб российской военной базы. При этом отдельные соискатели недвижимости ГРВЗ требуют с россиян еще и возмещения некоего «материального и морального урона».
     Представители 12-й военной базы на эти провокации не поддаются, твердо заявляя, что здание штаба будет передано грузинской стороне только после вывода российского соединения из Аджарии, как это и предусмотрено соответствующими межгосударственными договоренностями.
     Между тем эти договоренности сегодня все чаще ставят под сомнение. Например, член Комитета Госдумы по делам СНГ Константин Затулин («Единая Россия») в ближайшее время направит запрос в МИД, Министерство обороны и Генпрокуратуру РФ по вопросу вывода российских военных баз с территории Грузии. Вчера «Красная звезда» дозвонилась до Константина Федоровича и попросила прокомментировать суть готовящегося депутатского запроса.
     - Суть его состоит в желании выяснить, на каком основании сегодня происходит фактическая передача Грузии военных объектов, инфраструктуры, имущества и техники ГРВЗ, - сказал Константин Затулин. - Меня, как депутата Госдумы, совершенно не удовлетворяет тот факт, что в обоснование этих действий делаются ссылки на договоренности, которые даже не носят оформленного юридического характера. Известно, что бывшим уже министром иностранных дел Грузии госпожой Зурабишвили с нашим внешнеполитическим ведомством было согласовано лишь заявление, в соответствии с которым мы обозначили свое намерение вывести две оставшиеся в Грузии военные базы ГРВЗ к 2008 году. Однако это заявление на сегодняшний день так и не превратилось в соглашение между нашими странами. Впрочем, даже если бы такое соглашение было подписано, то до его ратификации оно не имело бы юридической силы. Это еще один мотив моего запроса, поскольку в обоснование своей политической линии наши дипломаты часто ссылаются на стамбульские договоренности 1999 года, якобы обязавшие Россию вообще вывести свои военные объекты с территории Грузии. Начнем с того, что стамбульское соглашение говорит лишь о переговорах, не называя конечных сроков вывода, а также о необходимости придать военным базам ГРВЗ статус военных объектов. Никаких конкретных дат вывода стамбульское соглашение не предусматривает. К тому же это соглашение, писанное в финале политической карьеры бывшим президентом Борисом Ельциным, никогда не было представлено на ратификацию в Федеральное Собрание РФ. Что стамбульское соглашение, что новое соглашение по выводу баз до 2008 года обязаны быть узаконены в процессе ратификации в палатах Федерального Собрания. На этот счет есть совершенно недвусмысленное требование статьи 15 пункт «г» закона о международных договорах. Поскольку нахождение военных баз, как и военнослужащих Российской Федерации, за ее пределами затрагивает вопросы обороноспособности страны. А значит, любые документы, как бы они ни назывались (договоры, соглашения, протоколы и т.п.), которые трактуют вопросы нахождения войск, устанавливают какие-то нормы, предусматривают передачу объектов либо, наоборот, их создание, должны быть ратифицированы. Я думаю, то, что исполнительная власть не торопится это сделать, свидетельствует о крайней уязвимости подобного рода договоренностей за счет России. И о понимании того, что подобная ратификация ни к чему хорошему, кроме скандала в Федеральном Собрании, не приведет.
     Член Комитета Госдумы по безопасности Геннадий Гудков также считает недопустимо мягкой позицию России в отношении наших военных баз в Грузии. Как заявил вчера этот депутат Интерфаксу, «Грузия начинает все более ультимативно разговаривать с Россией, и это происходит потому, что мы до сих пор не предприняли никаких ответных действий в отношении этого закавказского государства, хотя можем и должны применить в отношении него политические и экономические санкции».


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex