на главную страницу

29 Октября 2005 года

Сегодня

Суббота

Со славным именем на борту

Сергей ВАСИЛЬЕВ, «Красная звезда».



Завтра, 30 октября, Российскому флоту исполняется 309 лет. В этот же день отмечают свой профессиональный праздник моряки-надводники.
Именно в надводном флоте, на легендарных фрегатах и барках, крейсерах и броненосцах рождались и крепли наши славные морские традиции. Эти традиции и сегодня в строю, в сознании и сердцах военморов XXI века.


     18 октября БПК «Адмирал Левченко», как сообщал Главный штаб ВМФ, в районе российских территориальных вод наблюдал за их границей, дабы исключить несанкционированное пересечение иностранными кораблями. Военно-морской флот не вмешивался в ситуацию вокруг траулера «Электрон». Но тот факт, что у кромки наших тервод заслоном стал именно «Адмирал Левченко», значил немало. Его еще с лета этого года хорошо помнили как в норвежском Осло, так и в других зарубежных портах…
     Из длительного плавания противолодочник Северного флота, которым командует капитан 1 ранга Анатолий Долгов, возвратился в главную военно-морскую базу Северного флота в середине промозглого заполярного лета. За два походных месяца БПК «Адмирал Левченко» прошел шесть с половиной тысяч морских миль. Его винты «вспахивали» Баренцево, Норвежское, Северное, Кельтское и Гренландское моря… Экипаж успешно выполнил официальные визиты в Осло и Портсмут; неофициальные - в Брест и Рейкьявик. Североморцы участвовали в юбилейных торжествах в честь 200-летия Трафальгарской битвы, 100-летия независимости Норвегии и 60-летия Победы во Второй мировой войне, в международном учении «ФРУКУС-2005». В иностранных портах демонстрировали профессиональное мастерство показательная группа рукопашного боя морской пехоты СФ под командованием старшего лейтенанта Дмитрия Петрова и оркестр штаба Северного флота под управлением старшего лейтенанта Артема Воробьева. Во время визитов борт «Адмирала Левченко» посетили принц Майкл Кентский с супругой, президент Исландии Олавур Рагнар Гримссон, чрезвычайные и полномочные послы России в Королевстве Норвегия и Республике Исландия Александр Панов и Александр Ранних, официальные лица иностранных государств и военнослужащие ВМС стран блока НАТО.
     Сам же экипаж значительно повысил уровень боевой и повседневной организации в море, получил бесценный опыт длительного плавания, изюминкой которого, несомненно, стало то самое четырехстороннее учение
     «ФРУКУС-2005», где помимо россиян участвовали представители военно-морских сил Франции, США и Великобритании.
     Большой противолодочный корабль «Адмирал Левченко» зашел в Брест после официального визита в норвежский Осло, совершив за три недели плавания - с момента выхода из Североморска - переход длиною в две тысячи морских миль. А буквально накануне швартовки во французском порту «Адмирал Левченко» и фрегат «Монтроуз» совместно маневрировали в Ла-Манше, устанавливали радиосвязь, поднимали в небо вертолеты. На российском БПК побывал командир британского корабля капитан 2 ранга Энди Вэб, который с улыбкой подчеркнул, что ему очень приятно и интересно было побывать на борту нашего противолодочника, так как в недавнем прошлом он служил на подводной лодке. Во время мини-маневров группа североморцев с помощью катера высадилась на борт фрегата, где совершила экскурсию по кораблю и... сыграла в хоккей с импровизированным мячом в рамках корабельного турнира, проводившегося между подразделениями экипажа «Монтроуза».
     Уже в Бресте в интервью корреспонденту «Красной звезды» командир «Адмирала Левченко» капитан 1 ранга Долгов сказал, что сразу по заходу БПК в порт к нему обратились командиры иностранных кораблей – участников учения «ФРУКУС-2005» с просьбой посетить российский противолодочник в экскурсионных целях. И вообще, так сказать, поближе познакомиться. Конечно, сразу же пришла мысль, что встречали нас не иначе как по «одежке»: темный шаровый окрас, даже после пребывания в море, выгодно и достойно выделял «Адмирала Левченко» на фоне бледно-цветных, схожих, как близнецы, зарубежных коллег. Словом, очень большое, даже, скажу, пристальное внимание к российскому кораблю выказывали участники нынешнего «ФРУКУСа».
     - И надеюсь, после учения, - подчеркивал Анатолий Петрович, - мнение о российском ВМФ у иностранных партнеров станет еще ярче. Мы – великая морская держава, ею всегда были, ею и останемся. А трудные времена случаются у всех. Поэтому в Бресте мы чувствуем себя уверенно, никаких переживаний по поводу предстоящего учения у экипажа нет. И я думаю, что в конечном итоге мы достойно представим Северный флот, ВМФ России многим собравшимся здесь, как себя считают, корифеям военно-морского дела.
     ...В мифическом островном регионе, удаленном от континентов на многие тысячи миль, расположены четыре страны с различными формами государственного устройства. В мае нынешнего года авторитарная Мицария, управляемая президентом-диктатором, захватила принадлежащий Кастрии остров Груа, территория и континентальный шельф которого богаты нефтью. Государство, подвергнувшееся агрессии, обратилось к генеральному секретарю ООН с просьбой о поддержке в отражении нападения. Совет безопасности единогласно проголосовал «за полный и неотложный вывод мицарских вооруженных сил с кастрийской территории и возврат к границам, определенным Женевским договором». Более того, резолюция Совбеза призвала международные организации «поддержать ООН в восстановлении мира и стабильности в Кастрии». Правительства Франции, Российской Федерации, Великобритании и США сразу же сообщили о решении совместно откликнуться на просьбу Совета безопасности о помощи и развернуть в регионе Брейз свои военно-морские силы. К «очагу напряженности» направилась международная корабельная группа быстрого реагирования с задачей обеспечить эмбарго на поставки вооружения распоясавшейся Мицарии...
     Таким, в общих чертах, был сценарий международного учения «ФРУКУС-2005», прошедшего в конце июня в акватории Кельтского моря у северной оконечности французской провинции Бретань. Как уже сообщала «Красная звезда», корабельный состав «группы быстрого реагирования» был представлен российским большим противолодочным кораблем «Адмирал Левченко», эсминцами УРО «Де Грасс» ВМС Франции и «Мэхэн» ВМС США, фрегатом «Монтроуз» ВМС Великобритании.
     В течение первых суток корабли отрабатывали совместное плавание, проводили заправку в море траверзным способом, оказывали помощь аварийному кораблю своими аварийно-спасательными группами, выполняли полетные операции и артиллерийские стрельбы. Но основную фазу учения провели спустя сутки, глубокой ночью, когда группировка «ФРУКУС» осуществила поиск «судна – нарушителя эмбарго». Между кораблями производился взаимный обмен информацией по надводной обстановке и отождествлению целей. С обнаружением «нарушителя» командир группировки американский капитан 1 ранга Винзер приказал командиру БПК «Адмирал Левченко» произвести досмотр. Правда, французский океанский буксир «Аргонавт» настолько вошел в отведенную ему сценарием роль, что достаточно длительный отрезок времени просто не реагировал на команду с российского корабля: «Застопорить ход!», пока капитан 1 ранга Долгов не приказал развернуть в его сторону артиллерийские установки универсального калибра. Это не вписывалось в сценарий учения, зато на капитана «Аргонавта» подействовало отрезвляюще: судно легло в дрейф. Не берусь судить о достоверности, но позже слышал, что якобы даже в штабе «ФРУКУСа» забеспокоились: как бы эти русские в пылу погони фактически не открыли огонь. Однако с «Адмирала Левченко» на «Аргонавт» в мерзопакостных условиях Кельтского моря – свидетельствую как участник - всего лишь высадили досмотровую группу под командованием капитана 2 ранга Дмитрия Агальцова. Она успешно выполнила полученную задачу: обнаружила-таки «незаконный груз» в виде муляжа противотанковых ракет.
     На заключительном этапе учения на борт «Адмирала Левченко» прибыли на вертолете с борта эсминца УРО «Де Грасс» главы делегаций четырех стран – участниц «ФРУКУС-2005»: россиянин вице-адмирал Владимир Авдошин; командующий палубной авиацией ВМС Франции вице-адмирал Жак Мазар; британский контр-адмирал Андриан Джонс и контр-адмирал Роберт Кларк – представитель ВМС США. Адмиралы осмотрели российский корабль, побеседовали с командиром отряда кораблей СФ капитаном 1 ранга Александром Шувановым и командиром БПК «Адмирал Левченко» капитаном 1 ранга Анатолием Долговым. А также ответили на вопросы корреспондента «Красной звезды».
     В первую очередь они подчеркнули, что в деле сотрудничества и взаимодействия на море между нашими флотами наблюдается большой прогресс. Корабли четырех стран на учении «ФРУКУС» впервые выполняли одинаковые задачи, при этом показали высокий уровень морской подготовки и действовали как корабельное соединение одной страны. Практически не было проблем с организацией взаимодействия между кораблями, а установка на всех кораблях натовской аппаратуры связи
     PS NET позволила значительно продвинуться вперед в вопросах обмена служебной информацией больших объемов. В связи с этим британский адмирал, как представитель страны – организатора «ФРУКУС-2006», предложил в следующем году перейти на новый, более сложный уровень взаимодействия. По его словам, корабельному соединению предстоит работать по принципу «свободной игры», когда штаб группировки не будет иметь плана действий, а станет получать вводные от руководства учением…
     Что же дал нынешний «ФРУКУС» экипажу «Адмирала Левченко»?
     - В первую очередь, - рассказывал капитан 1 ранга Анатолий Долгов, - опыт работы с иностранными ВМС. При проведении учения использовались отличные от принятых в нашем ВМФ документы и сигналы по управлению кораблями в море. Главная сложность в том, что таких документов на русском языке в достаточном количестве нет. Да и опыт их использования весьма скромный. Хотя «Адмирал Левченко» уже второй год (с учетом российско-американского учения «Северный орел-2004») работает по плану международного военного сотрудничества.
     Практически все в экипаже признали, что состоявшееся учение – вещь достаточно интересная и поучительная. Однако при скрупулезном подходе к самой сути «ФРУКУСа» очевидно, что и российские моряки могут предложить иностранцам отечественный опыт организации проведения учений подобного масштаба с более детальной проработкой схем маневрирования и постановкой задач каждому кораблю. Что же касается оборудования связи, то в ВМФ не используют подобное оборудование, а жаль: время на передачу команд, сигналов резко сокращается. На поверку - удобство в управлении. В том числе и в вопросах скрытности действия корабельной группировки. Короче говоря, пресловутый натовский PS NET – это аналог электронной почты, только в открытом море и между кораблями.
     Тем не менее БПК «Адмирал Левченко» очень достойно себя показал во время международных маневров, и все представители иностранных ВМС отмечали его хорошее состояние, приличный внешний вид, искусное маневрирование корабля в ходе «ФРУКУСа», профессиональную выучку экипажа.
     - С уверенностью могу сказать, - заверил командир дивизии противолодочных кораблей капитан 1 ранга Александр Шуванов, старший в походе на борту «Адмирала Левченко», - что мы выглядели не хуже, а в некоторых моментах и получше зарубежных партнеров. И, если судить по их отзывам, оценку нашим действиям они дали высокую.
     После «ФРУКУСа» уже в одиночном плавании моряки «Адмирала Левченко» провели 38 корабельных учений по отработке элементов повседневной организации, 26 корабельных боевых учений по поддержанию установленного уровня боевой готовности, 5 учений по противовоздушной обороне, 6 противолодочных учений, 9 учений по борьбе за живучесть корабля на ходу и многое другое. Авиационная группа под командованием полковника Александра Хистяева совершила в проливе Ла-Манш, Кельтском, Гренландском и Норвежском морях 62 полета на вертолете Ка-27ПС. Общее время нахождения корабельных вертолетчиков в небе над Мировым океаном составило 23 часа.
     Безусловно, экипаж БПК «Адмирал Левченко» возвратился из дальнего океанского плавания, образно говоря, возмужавшим. Поээтому и хочется морякам, чтобы боевые службы стали регулярными. Как минимум два раза в год и длительностью в три – четыре, а может, и пять месяцев.
     - В море все боевые части выложились на полную силу, - говорил капитан 1 ранга Долгов. - Особенно хочу отметить электромеханическую боевую часть, которая своей работой на сто процентов обеспечила безопасность плавания корабля, бесперебойную подачу холода и электропитания. Ни разу не было проблем с главными двигателями, возможностью дачи того либо иного хода как во время совместного учения, так и во время перехода из порта в порт.
     Безусловно, здесь огромную помощь корабельным механикам оказал флагмех капитан 1 ранга Михаил Савчук – легенда противолодочного соединения, кавалер ордена Красной Звезды. Кстати, Михаил Петрович – первый командир БЧ-5 «Адмирала Левченко». Он корабль, без преувеличения, строил от киля до клотика. Знает его с чертежей, как с пеленок. Однако, кроме того что капитан 1 ранга Савчук сам высококлассный специалист, за свою службу он еще подготовил и ряд достойных специалистов, которые и ныне служат в разных должностях и воинских званиях в дивизии противолодочных кораблей.
     Один из них, конечно, старший мичман Владимир Комирсачук. О нем говорят, что это легендарная личность, человек, способный делать своими руками удивительные вещи. Корабль, на котором он появляется, образно говоря, обречен на успех. Однажды Владимир Флорович в базе на одном из кораблей родного соединения выполнил ремонт, требовавший как минимум заводского вмешательства и шестизначной суммы капиталовложений. Ну просто нет, - свидетельствуют в БЧ-5 «Адмирала Левченко», - такой неисправности, которая поставила бы Комирсачука в тупик.
     - Очень хорошо поработала радиотехническая боевая часть, - рассказывал командир корабля. - Не было ни одного провала на обнаружении, ни одну цель не потеряли. Обстановка велась на уровне, который и должен быть на военном корабле. Здесь в первую очередь хочу отметить старшего мичмана Виктора Коваленко – нашего именитого специалиста, которого в соединении величают не иначе как «человек-радиозавод». Виктор Павлович - действительно феноменальный специалист БЧ-7, способный починить все, что содержит в себе какие-то радиодетали.
     Словом, как подтвердил капитан 1 ранга Анатолий Долгов, весь экипаж старался. Даже невозможно сказать, что кто-то лучше отработал, а кто-то — хуже. Ведь экипаж – это одно целое. И сегодня его костяк – это все же молодые офицеры. Какие они? На флоте, глубоко убежден командир БПК, остались лишь те, кто искренне желает служить. Так что молодежь «Адмирала Левченко» на минувшей боевой службе проявила себя в основном достойно.
     Например, старший лейтенант Антон Шестаков – командир группы БЧ-7 с первых же дней выхода в море самостоятельно исполнял обязанности вахтенного офицера БИЦ. За время плавания, по оценке командования корабля, он здорово поднялся в служебном плане, отточил профессиональные навыки и на сегодня является достаточно подготовленным вахтенным офицером боевого информационного центра. Старший лейтенант Дмитрий Долженков – командир группы управления минно-торпедной боевой части – подтвердил допуск на самостоятельное несение ходовой вахты. Старший лейтенант Александр Фоменко – командир электронавигационной группы БЧ-1 – также надежно нес самостоятельные штурманские вахты. Старший лейтенант Алексей Рыженин – командир машинной группы БЧ-5 – очень хороший специалист, которому летний поход дал не только практические навыки в обслуживании материальной части в процессе длительного плавания, но еще и уникальную возможность поучиться у таких корифеев «механического дела», как капитан 1 ранга Савчук и старший мичман Комирсачук. Да и с командиром боевой части капитаном 2 ранга Александром Куташевым ему откровенно повезло.
     Кстати, примечательно в экипаже «Адмирала Левченко» и то, что в нем молоды командиры боевых частей. Абсолютно не предпенсионного возраста, поэтому, образно говоря, не «забронзовевшие» и не обросшие «ракушками». Самый молодой из них – командир боевой части связи капитан-лейтенант Александр Зиновьев (очередное воинское звание получил в походе), который, несмотря на возраст, очень сильный командир БЧ. У него, по словам капитана 1 ранга Анатолия Долгова, прекрасно развиты способности руководителя. Он профессионал и в области организации связи, что, безусловно, сказывается в целом на позициях связистов в масштабе всего экипажа.
     - Образно говоря, к молодежи можно причислить и командира БЧ-1 капитана 3 ранга Бориса Горохова, хотя для него минувший поход – уже пятый, - рассказывал Анатолий Петрович. - БЧ-1 показала себя очень надежной в плане определения координат корабля, счисления его пути. Как говорится, с заданной точностью, всегда вовремя и аккуратно. Я своими штурманами доволен.
     Вообще командир «Адмирала Левченко» считает, его экипажу очень повезло: несколько лет назад на корабле заменили главные двигатели. Поэтому в техническом плане жизнь у противолодочника, будем надеяться, долгая…
     А минувшие визиты в четыре зарубежных порта, где корабль посетили более семнадцати с половиной тысяч иностранных граждан, и сам дальний поход БПК «Адмирал Левченко» уже вошли в летопись Северного флота как исторические, и получили высокую оценку в министерствах обороны и иностранных дел Российской Федерации, Главном штабе ВМФ. Однако, по словам командира дивизии противолодочных кораблей капитана 1 ранга Александра Шуванова, на достигнутом североморцы не остановятся:
     - Приобретенный опыт мы обязательно передадим тем, кто пойдет на следующие совместные учения. Для экипажа корабля поход стал хорошей практикой полуторамесячной работы в океане, визитов в иностранные порты и решения задач по планам военного международного сотрудничества. К тому же такие дальние плавания, безусловно, прививают экипажам кораблей интерес к военно-морской службе, профессиональному совершенствованию и способствуют карьерному росту в плавсоставе.
     Словом, если вы услышите корабельное имя «Адмирал Левченко», знайте: в море работают профессионалы.
     

На снимках: командир БПК «Адмирал Левченко» капитан 1 ранга Анатолий ДОЛГОВ и командир дивизии противолодочных кораблей капитан 1 ранга Александр ШУВАНОВ; на боевом посту ; БПК «Адмирал Левченко» в походе. Фото автора и Андрея СИЗОВА.



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex