на главную страницу

29 Октября 2005 года

Комментарий недели

Суббота

ООН: 60 лет побед и поражений

Матвей КОРОЛЕВ, президент Фонда поддержки народных инициатив.




     24 октября 1945 года большинством государств - участников Сан-Францисской конференции, состоявшейся четырьмя месяцами раньше, был ратифицирован Устав Организации Объединенных Наций (ООН). В минувший понедельник во всем мире широко отмечалась 60-я годовщина этого события, ставшего днем рождения самой авторитетной международной организации в новейшей истории.
     Принято считать, что предшественником ООН была Лига Наций, учрежденная в 1919 году в соответствии с Версальским договором «для развития сотрудничества между народами и для обеспечения им мира и безопасности». Однако это утверждение справедливо лишь отчасти. Лиге Наций, несмотря на ее активную деятельность на протяжении двадцати с лишним лет, на созданную под ее эгидой первую межгосударственную судебную инстанцию – Постоянную палату международного правосудия, не удалось решить ряд принципиальных задач. Она не сформировала механизм обеспечения международной безопасности, не обозначила базовые ценности, определяющие границы взаимодействия государств, не поставила в качестве приоритета преодоление экономической и социальной отсталости, не сформулировала основополагающие принципы международного правопорядка. Превратившись в площадку для обсуждения внутриевропейских противоречий, Лига Наций не смогла выполнить свою ключевую миссию – предотвратить Вторую мировую войну – и тихо прекратила существование.
     Ей на смену пришла ООН, организация нового типа, масштаб и устойчивость которой были изначально обусловлены четырьмя основными факторами. Во-первых, ООН обладает по-настоящему универсальным характером, объединяя на сегодняшний день 191 страну мира со статусом полноправного члена организации. Кроме того, деятельность ООН распространяется практически на все сферы международной жизни, что, в частности, нашло отражение в разветвленной структуре данной организации. Наряду с известными органами, такими как Генеральная Ассамблея и Совет Безопасности, в ее системе существует Экономический и Социальный совет, Совет по опеке и Международный суд, а также несколько десятков менее значительных советов и комиссий.
     Во-вторых, в рамках ООН впервые создан тщательно отработанный механизм принятия мировым сообществом решений о санкционировании применения силы в международных отношениях. По решению Совета Безопасности в случаях угрозы миру, нарушения мира либо акта агрессии против виновного государства могут быть задействованы вооруженные силы ООН. Более того, в уставе данной организации впервые был сформулирован принцип, согласно которому нарушением международного правопорядка является не только развертывание боевых действий, но также угроза со стороны одного государства или группы стран решить возникший конфликт вооруженным путем.
     В-третьих, деятельность ООН наряду с традиционными аспектами, связанными с обеспечением международной безопасности, имеет четкую гуманитарную направленность. Не ограничиваясь прикладными вопросами урегулирования проблем межгосударственного взаимодействия, ООН также провозглашает более высокие цели своего существования: «Осуществление международного сотрудничества в экономических, социальных, культурных и гуманитарных областях, поощрение и развитие уважения к правам человека и основным свободам для всех без различия расы, пола, языка и религии». Эта гуманитарная и социальная направленность в сочетании с реализацией конкретных проектов, например через Экономический и Социальный совет, Программу развития, Управление Верховного комиссара по делам беженцев и другие структуры позволяют ООН пользоваться не только политическим, но в определенной степени и нравственным авторитетом в международных делах. Разумеется, с оговоркой на то, в какой мере допустимо рассматривать в межгосударственных отношениях категории морали.
     Наконец создание ООН стало наиболее важным событием прошлого века для прогрессивного развития международного права. Устав организации – его основной источник и носитель фундаментальных принципов, таких как: суверенное равенство государств, разрешение международных споров мирными средствами, отказ в международных отношениях от угрозы силой или ее применения против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства. В Уставе ООН были впервые системно изложены те базовые нормы, которым должны соответствовать действия государств на мировой арене, а также заключаемые ими международные договоры. Ни один документ, принимавшийся до этого на многостороннем уровне, не имел такой юридической силы и всеобъемлющего характера.
     За минувшие десятилетия ООН удалось добиться многого. К числу ее достижений можно со всей справедливостью отнести выработку модели предотвращения и урегулирования конфликтов, участие в ликвидации колониальной системы и обеспечении доступа развивающихся стран к участию в мировой политике, гуманитарные миссии и миротворчество. Сегодня в центре внимания организации – борьба с терроризмом и экстремизмом, ликвидация нищеты и голода, преодоление экологических кризисов и демографических дисбалансов.
     Прошлые и настоящие успехи ООН вместе с тем не снимают с повестки дня вопрос о ее эффективности, ее соответствии потребностям времени.
     Не секрет, что вес и политическая сила любой международной организации определяются тем, насколько считаются с ней государства в своих действиях на мировой арене. В этом отношении значимость ООН в последние годы была подвергнута серьезным испытаниям. «Буря в пустыне», боевые действия, развязанные США против Югославии, американская операция в Ираке и его оккупация – все это нанесло серьезный удар по репутации организации, оказавшейся не в состоянии обуздать агрессора. Значительный удар получен также современной системой международного права. На сегодняшний день принцип отказа от войны как средства международной политики, закрепленный в Уставе ООН, не представляется более незыблемым. Это прямой путь к восстановлению международно-правовой системы начала XX века, признававшей юридическое равенство и допустимость и мира, и войны.
     Следует также отметить, что создавшаяся изначально в условиях существования двух мировых систем – капиталистической и социалистической – ООН с первых дней существования стала ареной их борьбы и инструментом достижения идеологического перевеса. Это наследие прослеживается и сегодня, однако в несколько иной форме. После исчезновения одной из сверхдержав возможность диктовать свою точку зрения сохранили США и их союзники. Большинство голосов, принадлежащее в ООН развивающимся странам, ситуации в целом не меняет. В отсутствие СССР, направлявшего политическую волю стран «третьего мира», их голос в ООН практически не слышен. Мы видим, что, к сожалению, ООН не стала площадкой столь необходимого сегодня диалога цивилизаций и, по-видимому, уже никогда не станет.
     ООН не удалось стать и центром выработки стратегии мирового развития. Замкнувшись в проблемах безопасности, на региональных и гуманитарных вопросах, организация фактически самоустранилась от формирования контуров будущего нашей планеты. Объявленное недавно генеральным секретарем ООН Кофи Аннаном создание комиссии по миростроительству – лишь первый робкий шаг в данном направлении.
     Не делают чести ООН и чудовищно раздутый бюрократический аппарат, его непрозрачность, включая финансовую, для внешнего мира. Здесь кроется источник многих злоупотреблений, периодически всплывающих в СМИ, а также явных ошибок и просчетов в деятельности организации.
     ВпроЧем, при всех своих недостатках и очевидной потребности в реформировании ООН сохраняет для России принципиальную значимость. Став логичным продолжением Ялтинско-Потсдамской системы международных отношений, ООН закрепила тем самым новый расклад сил, возникший в результате победы СССР в Великой Отечественной войне. Это, а также доставшееся России по наследству место постоянного члена Совета Безопасности с правом вето – один из немногих наших реальных внешнеполитических ресурсов.
     Сохранить ООН, не допустить размывания ее роли и превращения в одну из множества декоративных международных структур – в наших принципиальных интересах.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex