на главную страницу

29 Октября 2005 года

Суббота

Французский шарм российского «Сатурна»

Юрий АВДЕЕВ, «Красная звезда».



Открытие нового авиастроительного завода – всегда событие. Если учесть нынешнее экономическое положение в России, это событие приобретает и вовсе знаковое значение. «Возмутителем спокойствия» выступило ОАО «Научно-производственное объединение (НПО) «Сатурн», которое год за годом уверенно расширяет сотрудничество с зарубежными партнерами. Особый вес мероприятию придало участие в нем советника Президента РФ Александра Бурутина, министра промышленности и энергетики РФ Виктора Христенко, главы Федерального агентства по промышленности (Роспрома) Бориса Алешина.


     «ВолгАэро» – совместное предприятие, созданное российским «НПО «Сатурн» (генеральный директор Юрий Ласточкин) и французским «Snecma» (SAFRAN Group) (генеральный директор Марк Вантр). Самое время представить «родителей» «ВолгАэро».
     Сатурновцы занимаются разработкой и производством двигателей для самолетов, вертолетов, беспилотных летательных аппаратов и не только. Их турбогенераторные установки для электростанций и газоперекачек успешно эксплуатируют РАО «Газпром» и РАО «ЕЭС России». Вот всего лишь несколько цифр, характеризующих деятельность рыбинских моторостроителей: более 4.000 двигателей Д-30КУ/КП состоят «на вооружении» 139 отечественных и зарубежных авиакомпаний и имеют более 40 млн. часов налета. Наиболее знаменит АЛ-31ФП – «пламенный мотор» Су-30МКИ. Компании поручено создание двигателя для перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации (ПАК ФА). В индийском тендере по созданию «движка» для учебно-тренировочного самолета HJT-36 сатурновский АЛ-55 признан победителем, подписан контракт на его разработку.
     Французская «Snecma» также считается одним из мировых лидеров в авиационном и ракетном двигателестроении и входит в состав SAFRAN Group с годовым товарооборотом около 10 млрд. евро. Фирма активно участвует во всех трех сегментах рынка военных самолетов, выпуская двигатели M88-2 и M53-P2 (для истребителей «Rafael» и «Mirage»), «Larzac» – для тренировочных самолетов и TP400-D6 – для военно-транспортного самолета A400M.
     Следует отметить, что «Snecma» является также партнером «General Electric» в производстве различных типов больших турбовентиляторных двигателей CF6, GE90 и GP7200. Наиболее успешным коммерческим проектом в мировом гражданском авиастроении считается CFM56, которых произведено и находится в эксплуатации свыше 14.000. Они установлены на более чем 6.000 самолетов компаний «Airbus» и «Boeing» более чем у 400 заказчиков и эксплуатирующих организаций мира. Эти двигатели стали олицетворять новый стандарт надежности и эксплуатационных расходов среди коммерческих реактивных двигателей.
     Партнерство между ОАО «НПО «Сатурн» и «Snecma» длится несколько лет. Оно началось с субподряда по CFM56, а в 2001 году фирмы решили объединиться для работы над новой силовой установкой для региональных самолетов. В апреле 2003 года ЗАО «Гражданские самолеты Сухого» для семейства авиалайнеров RRJ выбрало предложенный компаниями двигатель SaM146. Развивая тягу в диапазоне от 6.000 до 8.000 кгс, он является универсальным для трех моделей RRJ на 60, 75 и 95 мест. Следующим шагом по пути сотрудничества стало создание совместных предприятий «PowerJet» и «ВолгАэро», целью которых является реализация программы по двигателю SaM146.
     Сегодня, когда современные станки уже работают в новых стенах завода, нельзя не вспомнить день вчерашний. Тогда подписанные документы не вызвали оптимизма у независимых экспертов. Дело в том, что в вопросе кооперации на международном рынке российские авиапроизводители до последнего времени выступали лишь в роли изготовителей комплектующих для западной авиатехники. Отчасти в этом виноват сам российский авиапром, все еще не оправившийся от кризиса 90-х годов. Иностранные фирмы не готовы были видеть в нас равноправных партнеров и брать на себя разделение рисков по разработке новых проектов. Их больше устраивают поставки сырья из России, изготовление комплектующих для своих самолетов и т.д. Хочется верить, что эта «черная полоса» закончилась.
     Французская сторона не только продекларировала свои цели по созданию конкурентоспособной силовой установки, но и активно участвует в реализации проекта, в котором будут задействованы 100 поставщиков из 15 стран мира. Прежде всего партнеры определились с потребностями рынка в предлагаемом продукте. По оценке специалистов, количество проданных турбовентиляторных двигателей SaM146 составит в России и СНГ 500 штук, экспорт в страны дальнего зарубежья – 1.200.
     Нельзя не сказать и вот о чем. До недавнего времени российские двигателестроители предлагали товар, который не отвечал всем требованиям западных потребителей. В новом проекте нет «узких мест». Силовая установка российско-французского производства разрабатывается с учетом жестких требований международного рынка гражданской авиации, отвечает всем мировым стандартам по экологии и уровню шума. Это позволит RRJ конкурировать на западном рынке. Сертификация двигателя будет произведена по российским, европейским и американским нормам.
     Более того, выполняемая разработка будет иметь запас по тем же шумам как минимум на 20 лет. Оптимизация удельного расхода топлива рассчитывается в соответствии с тягой самолета на типовом крейсерском режиме. На этот пункт специалисты обращают особое внимание. Ранее производители в рекламных целях, заявляя о малом расходе топлива, не указывали, что показатели получены на экономичном режиме, так сказать, в идеальных условиях. Вот почему эти лукавые цифры не вызывали восторга у эксплуатантов.
     «НПО «Сатурн» и «Snecma» – честные игроки на авиастроительном поле. Заявленная более высокая экономичность и другие характеристики говорят о стремлении создать товар, имеющий перспективу на длительный период.
     Все это требует от российских специалистов освоения новых принципов работы. Например, в советское время для получения конечного результата по двигателю АЛ-31 потребовалось создание 50(!) его опытных образцов. Срок работ составил 15 лет. На изготовление SaM146 отведено 4 года и 8 прототипов (как говорится, почувствуйте разницу).
     Насколько это реально? Еще в прошлом году кое-кто считал подобные заявления несбыточной мечтой. Но вот уже на МАКС-2005 «НПО «Сатурн» представило на суд специалистов макет нового двигателя. Сейчас завершается строительство современных испытательных стендов, на которых двигатели пройдут проверку на конечном этапе создания. Все идет строго по плану.
     Как такое возможно? Прежде всего в рамках программы SaM146 создано единое информационное пространство между специалистами «НПО «Сатурн» и «Snecma». Уже три года, как на российском предприятии нет кульманов. По словам директора по IT-технологиям «НПО «Сатурн» Александра Пионтковского, объединение закупило самое современное оборудование и в корпоративной информационной системе предприятия работают более 6.000 пользователей. Они располагаются на четырех промышленных площадках – в Рыбинске, Москве, Лыткарино, Волжском. Корпоративный центр данных оснащен сервером, который у нас в стране по производительности занимает третье место. Фирма проводит дополнительную закупку программного обеспечения. В ее ближайших планах увеличение производительности компьютерной базы. Она позволяет не только быстрее выполнять расчеты, но и моделировать различные процессы работы проектируемого двигателя при различных конструктивных решениях. При этом стоимость выполняемых работ снижается в разы.
     Коль скоро речь зашла о финансах, следует сказать, что специалисты оценивают выполнение проекта SaM146 в 600 млн. евро. На начальном этапе российское государственное финансирование в рамках федеральной целевой программы составит 3,7 млрд. рублей. Финансирование из средств «НПО «Сатурн» (собственных и заемных) – 3,9 млрд. Привлечение целевых кредитов коммерческих займов – 2,4 млрд. Затраты того стоят. В результате выполнения программы бюджет Российской Федерации получит через налоговые платежи 19,6 млрд. руб., в том числе по ЗАО «ВолгАэро» – 1,6 млрд. Доля государства в чистой прибыли – 6,7 млрд. рублей!
     Вот еще почему вызван повышенный интерес к открытию завода «ВолгАэро» в Рыбинске. В церемонии помимо руководства и представителей «НПО «Сатурн» и «Snecma» участвовали посол Франции в России г-н Жан Каде, помощник Президента РФ Александр Бурутин, министр промышленности и энергетики РФ Виктор Христенко, глава Роспрома Борис Алешин, генеральный директор ОАО АХК «Сухой» Михаил Погосян, губернатор Ярославской области Анатолий Лисицин и другие почетные гости.
     Осматривая производство, гости отметили высокий корпоративный уровень предприятия, взаимопонимание российских и французских специалистов, инновационные возможности предприятия, оборудованного по последнему слову техники. Сила «НПО «Сатурн» и «ВолгАэро» – не только в высокотехнологичном производстве, но и в конструкторской школе.
     Наша справка. «ВолгАэро» занимает площадь 22.500 кв. м, производственный цех – 9.600 кв. м. Более половины станочного парка – станки с ЧПУ. Цех располагает тремя производственными линиями: вращающихся деталей; механических и механосварочных корпусов двигателей; деталей обвязки двигателя. Также имеется линия общего производственного оборудования для выполнения химической и термической обработки и обработки поверхности (плазменное напыление, дробеструйная обработка, пескоструйная обработка и т.д.).
     Как подчеркнул в своем выступлении Виктор Христенко на церемонии открытия нового завода, «ВолгАэро» – лучшее подтверждение возможностей России для кооперации с самыми яркими, самыми значимыми партнерами в области высоких технологий, авиационной промышленности. Двигатель SaM146 открывает широкие возможности для российского авиапрома в тот самый момент, когда он готовится заново выйти на рынок мировой авиации.
     К этим словам трудно что-либо добавить.
     На снимках: разрезана символическая лента на открытии «ВолгАэро»; ключ от нового предприятия в надежных руках.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex