Перейти на главную страницу

29 Октября 2005 года

Авиация России

Суббота




Орбитальная пятилетка

    2 ноября экипаж Международной космической станции (МКС) в составе россиянина Валерия Токарева и американца Уильяма МакАртура и наземные специалисты всех стран – участников проекта будут отмечать 5 лет начала работы на МКС первой экспедиции (Уильям Шеперд, Сергей Крикалев и Юрий Гидзенко). С тех пор орбитальный комплекс постоянно обитаем.
    Напомним, что первый модуль МКС – функционально-грузовой блок «Заря» был выведен на орбиту 20 ноября 1998 года. Потом строительство станции продолжалось в ходе орбитального, пилотируемого полета. В 2001 году на корневом сегменте был установлен энергетический модуль, на орбиту доставлены лабораторный модуль «Дестини», шлюзовая камера «Квест», стыковочный отсек «Пирс», две грузовые телескопические стрелы, дистанционный манипулятор. В 2002 году станция пополнилась тремя конструкциями, две из которых имеют транспортировочные устройства для перемещения дистанционного манипулятора и астронавтов во время работы в открытом космосе.
    За время существования МКС к ней совершено около 50 полетов пилотируемых и грузовых космических кораблей России и США, в том числе 17 полетов американских шаттлов, два полета «Протона», 10 полетов «Союзов» с экипажами, 20 полетов грузовиков «Прогресс». Общая масса станции сейчас составляет более 178 тонн; объем обитаемых отсеков – 425 кубометров; ширина станции – 73 метра, ее длина – 44 м, площадь солнечных батарей – 892 кв.м. В наземном обеспечении МКС заняты свыше 100 тысяч человек из 16 стран.
    За пятилетку на орбите на космической станции не произошло серьезных сбоев и неполадок. И в этом большая заслуга России, в одиночку обеспечивающей самую безопасную доставку на орбиту грузов и пассажиров и работу МКС после катастрофы американского шаттла «Колумбия» и последующего запрета на полеты челноков.
    Неудачная коррекция орбиты Международной космической станции в ночь с 18 на 19 октября с.г. никоим образом не повлияла на безопасность полета станции и ее экипажа. В настоящее время средняя высота орбиты составляет 347,0 км. По мнению специалистов, никаких причин для беспокойства в связи с этим инцидентом нет. Запас по времени и высоте у МКС приличный. А что касается запуска следующего космического грузовика «Прогресс М-55», ради которого и проводилась коррекция, то она запланирована на 21 декабря. Поэтому есть время тщательно разобраться в причинах случившегося и спокойно поднять орбитальный комплекс на необходимую орбиту.
    Кстати, начиная с 2006 года обязательства России по доставке грузов и космонавтов на МКС будут считаться выполненными и США должны будут финансировать полеты российских грузовых и пилотируемых кораблей к станции. Но в США до сих пор действует закон Дилмора, ограничивающий финансирование американцами российской ракетно-космической отрасли в связи с обвинением России в нарушении режима нераспространения оружия массового поражения в Иране. В ближайшее время для определения порядка финансирования полетов космических кораблей на Международную космическую станцию будет сформирована совместная рабочая группа Роскосмоса и НАСА. По мнению главы Роскосмоса А. Перминова, этот важный вопрос будет решен в ближайшие полгода. Словом, у МКС в резерве еще не одна пятилетка высокого и безопасного полета.
 ||  Андрей ГАРАВСКИЙ.



Су-35: Небо ждет

    Авиахолдинг «Сухой» планирует в 2006 году начать производство опытных образцов самолета Су-35 на Комсомольском-на-Амуре авиационно-производственном объединении им. Гагарина (КнААПО). Как заявил в Хабаровске журналистам после встречи с губернатором края Виктором Ишаевым глава авиахолдинга Михаил Погосян, «будущее мы связываем с созданием новых самолетов, таких как Су-35, и уже в следующем году на нашем заводе в Комсомольске-на Амуре начнется производство опытных образцов». М. Погосян также отметил, что в 2006 году в рамках гособоронзаказа в 2,5 раза будет увеличено финансирование работ по модернизации самолетов для российских ВВС. «В 2004 году на КнААПО мы модернизировали семь самолетов Су-27СМ, в 2005 году их количество увеличится до одиннадцати», – подчеркнул глава компании.
    М. Погосян рассказал, что приоритетным направлением для КнААПО также станет производство регионального самолета RRJ. В настоящее время на заводе завершается монтаж оборудования, уже изготавливаются первые детали, идет технологическая проработка. «В 2008 году мы поставим на рынок 12 самолетов RRJ. В 2009 планируется поставить 30-40 самолетов, а в 2010-м – выйти на объемы в 60 самолетов», – сказал М. Погосян.

Слово за ВИАМ

    Производство авиационных материалов 273 наименований планируется восстановить в ближайшие годы на российских предприятиях, заявил директор Всероссийского института авиационных материалов (ВИАМ) Евгений Каблов. «За последние 15 лет промышленность авиационных материалов лишилась около 60 процентов производств, при этом каждое пятое из сохранившихся работает на импортном сырье. В отрасли утрачено около половины современных технологий. Учитывая их критическое значение, в России планируется восстановить производство 273 различных материалов и сплавов», – сообщил глава ВИАМ. По его мнению, «невозможно допустить, чтобы производство авиационной, в том числе военной техники, в значительной степени зависело от зарубежных поставщиков».
    Планы создания авиационно-космических материалов включены в программу «Национальная технологическая база», в которой участвуют более 70 предприятий химической и специальной металлургии, где и будет восстановлено производство. Однако, по мнению руководителя ВИАМ, финансирование программы недостаточно. «Вместо запрашиваемых ассигнований в объеме примерно 10 млрд. рублей на нее выделено по проекту всего лишь три миллиарда рублей. ВИАМ в таких условиях финансирования выбрал наиболее важные направления, и по ним уже ведутся работы», – сказал директор. «Для нас крайне важно, чтобы наши опыт и знания были бы востребованы нашим государством и прежде всего в области обеспечения обороноспособности», – подчеркнул Евгений Каблов.

Ту-214 для Минобороны

    Казанское авиационное производственное объединение (КАПО) поставит в середине 2006 года Министерству обороны РФ первый специальный самолет Ту-214. Эти самолеты будут существенно отличаться от обычных пассажирских самолетов этого типа. Изменения касаются как компоновки самолетов (например, спецсалона для руководящего состава), так и специального оборудования для выполнения задач в интересах военного ведомства. В 2007 году планируется поставить Минобороны еще один самолет Ту-214, который будет предназначен для контроля за выполнением международных соглашений по программе «Открытое небо».
    Самолет Ту-214 привлек внимание Минобороны РФ большой дальностью полета, низкими объемами конструктивных изменений при переоборудовании под специальный вариант использования и приемлемой стоимостью. Важным фактором стало и то, что в отличие от большинства самолетов, на которых сегодня летает руководство Минобороны России (Ту-154, Ту-134, Ил-62), новая машина отвечает требованиям ИКАО по шумам и вредным выбросам в атмосферу. Максимальная взлетная масса самолета – 111 тонн. Ту-214 способен перевозить в грузовом варианте 25,2 тонны различных грузов, а в пассажирском – 210 человек. Экипаж – 3 человека. Крейсерская скорость – 850 км/ч.

«Финист» – ясный сокол

    «В следующем году за счет заказов на легкий многоцелевой самолет СМ-92 «Финист» производственные мощности Смоленского авиационного завода будут загружены практически на сто процентов», – сообщил заместитель генерального директора завода по маркетингу, планированию и экономике Виталий Ломовских. В стадии завершения находится подготовка государственного контракта на поставку восьми самолетов СМ-92 «Финист» одной из российских силовых структур. На эти самолеты будут устанавливаться двигатели чешского производства М-601. Первые машины планируется поставить заказчику уже в этом году.
    Самолет СМ-92 «Финист» способен перевозить грузы весом до 900 кг. Максимальная скорость полета 410 км/ч, крейсерская – 300 км/ч. Практический потолок – 6.000 м. Максимальная дальность полета – 1.500 км; длина разбега/пробега – 300/200 м.

А-42: альтернативы нет

    Тактико-техническое задание на создаваемый Таганрогским авиационным научно-техническим комплексом самолет-амфибию А-42 будет уточнено. «Разработка самолета-амфибии А-42 явно затянулась по времени, и возникает необходимость осовременивать весь комплекс этой машины», – считает генеральный директор ТАНТК имени Бериева Виктор Кобзев. Он сообщил, что недавно было проведено дополнительное заседание макетной комиссии по А-42. Принято решение расширить функции этой машины.
    Для установки на А-42 нового современного оборудования и приборов никаких серьезных изменений в конструкцию самолета вносить не потребуется. Для проведения опытно-конструкторских работ в интересах создания самолета-амфибии А-42 в настоящее время используется один из двух опытных самолетов А-40 (на снимке). По словам гендиректора ТАНТК имени Бериева, альтернативы самолету А-42 в обозримой перспективе нет. Однако реализация этого проекта из-за недостаточного финансирования идет крайне медленно, и есть риск потерять критические для российского амфибийного авиастроения технологии. Он сообщил, что в настоящее время на программу создания самолета А-42 Министерством обороны выделяются незначительные средства. Их недостаточно, для того чтобы вести полномасштабную работу по разработке и строительству первого опытного образца самолета-амфибии А-42.
 ||  По сообщению Интерфакс-АВН.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex