на главную страницу

9 Ноября 2005 года

Армия и общество

Среда

Арктические приоритеты

Роман ФОМИШЕНКО.



На десятом заседании Морской коллегии, прошедшем под председательством премьер-министра РФ Михаила Фрадкова, главы профильных ведомств и приморских субъектов России рассмотрели вопросы комплексной безопасности нефтегазовых месторождений на континентальном шельфе, а также развития внутренних водных путей.

     Не секрет, что морская нефтегазодобыча связана с ростом риска аварий и катастроф, обусловленных природными явлениями, причинами технологического и военного характера, а также незаконными акциями, направленными против безопасности этих объектов, и просто так называемым человеческим фактором. В связи с этим, как подчеркнул открывший заседание Михаил Фрадков, нужно правильно и основательно организовать комплексное обеспечение безопасности работ на шельфе.
     - Одна из главных задач - уточнение перечня федеральных органов исполнительной власти, участвующих в создании комплексной системы безопасности, выработать общее мнение по вопросу разграничения их функций, окончательно определиться с координатором и наделить его соответствующими обязанностями. В то же время, - отметил председатель Морской коллегии, - следует наладить мониторинг морской деятельности, усилить контроль за соблюдением здесь российского законодательства, международных договоров и обеспечить отслеживание деятельности преступных и террористических групп.
     По словам министра обороны РФ Сергея Иванова, заместителя председателя Морской коллегии, освоение и сохранение ресурсов Мирового океана объективно связаны с другими функциональными задачами. И в том числе с осуществлением военно-морской деятельности.
     - В связи с этим Министерство обороны приняло самое активное участие в совместной разработке идеологии и обосновании комплексной системы безопасности нефтегазовых комплексов на континентальном шельфе, - отметил Сергей Иванов. – Соответствующее поручение нам дал Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин, и это требовало от нас особой ответственности.
     В числе причин и источников угроз для указанной деятельности на континентальном шельфе глава военного ведомства выделил несколько. В их числе снижение запасов энергоресурсов как в развитых, так и в развивающихся странах мира; концентрация значительных объемов мировых запасов энергоресурсов на шельфе; тенденция переноса центра тяжести в добыче энергоресурсов с суши на шельф; недостаточное урегулирование пограничных вопросов.
     - В отношении последнего вопроса достаточно вспомнить только арктический регион, и все станет ясно, - подчеркнул Сергей Борисович.
     Говоря о проблемах обеспечения безопасности на континентальном шельфе, глава Минобороны также обратил внимание на «недостаточно высокий уровень потенциала нашего Военно-морского флота». Многое для разрешения данной задачи уже сделано. Однако некоторые недоработки еще есть.
     Если развитие нефтегазового комплекса на континентальном шельфе и сопутствующие этому процессу трудности будут более подробно изучаться и анализироваться в перспективе, то национальная политика в области внутренних водных путей определена много лет назад.
     Россия располагает внутренними водными путями протяженностью свыше 100 тыс. км. Для сравнения: протяженность железных дорог составляет 85,5 тыс. км, автодорог федерального значения - 46 тыс. км. Внутренние водные пути являются неотъемлемой частью комплексов транспортного обеспечения 68 субъектов Российской Федерации. За счет них осуществляются значительные объемы внешнеэкономических торговых операций России. Речным транспортом ежегодно перевозятся более 23 млн. пассажиров и более 130 млн. тонн грузов. Все это – результат труда многих поколений наших соотечественников, благодаря которым российские реки и озера преобразовались в единую транспортную сеть.
     - Наши предшественники в трудные предвоенные и послевоенные годы изыскали ресурсы и построили канал имени Москвы, Беломорско-Балтийский, Волго-Донской и Волго-Балтийский каналы, ставшие основой для создания единой глубоководной системы европейской части России протяженностью в 6,5 тыс. км. Фактически эта система соединила три региональных направления национальной морской политики - арктическое, атлантическое и каспийское, - отметил Михаил Фрадков, касаясь второго вопроса повестки дня.
     Сегодня сибирские, дальневосточные реки совместно с транссибирской магистралью, развивающимся БАМом, а также Северным морским путем составляют транспортный остов этих стратегически важных для России регионов. Они обеспечивают функционирование промышленности и сельского хозяйства, жизнедеятельность населения на огромных территориях Сибири, Крайнего Севера и Дальнего Востока. Для отдельных восточных регионов страны речному транспорту просто нет альтернативы. Это подтверждает тот факт, что 75 процентов всех грузов северного завоза доставляется сегодня по рекам. Во многих регионах России пассажирский флот играет исключительную роль в обслуживании населения. Судоходные гидротехнические сооружения наряду с транспортными функциями играют важнейшую роль в выработке электроэнергии, водоснабжении, орошении, обводнении рек, поддержании экологического равновесия и решении других социально-экономических задач.
     Потенциал водных путей России огромен. Однако техническое состояние их инфраструктуры сегодня - неудовлетворительное.
     Даже канал имени Москвы - важнейшая транспортная коммуникация и 60 процентов системы водоснабжения гигантского столичного мегаполиса - требует неотложных мер по восстановлению и модернизации.
     Как отметили выступавшие, сохранность главных внутренних водных путей России и поддержание необходимых условий для безопасного судоходства должным образом не обеспечиваются. Накопилась масса проблем ни больше ни меньше национального масштаба, которые требуют неотложных решений на государственном уровне.
     Резко снижаются эксплуатационные параметры водных путей, уровень технического состояния гидротехнических сооружений. Сокращается парк вспомогательного флота и дноуглубительной техники. Это следствие недостаточного финансирования содержания и восстановления внутренних водных путей.
     - За первые три года, в течение которых реализуется целевая федеральная программа модернизации транспортной системы России, ее финансирование в части внутренних путей не превысило 55 процентов, - подчеркнул председатель Морской коллегии Михаил Фрадков. - Большинство судов морально устарело и физически износилось. До сих пор не реконструировано Чебоксарское водохранилище. Из-за этого нет гарантированного судоходства по Волге от Нижнего Новгорода до Городца. Реки мелеют. Транспортный флот в ожидании углубления водных маршрутов простаивает. Грузы приходится перераспределять за счет автомобильного и железнодорожного транспорта. И это при том что обустройство автомобильной дороги почти в 22 раза дороже обустройства водного пути.
     С учетом активизации террористической деятельности на первый план выходят задачи охраны гидротехнических сооружений. В первую очередь это касается узлов сооружений с большой высотой напорного фронта.
     По данным и другим проблемным вопросам участники заседания высказали свои предложения. В ближайшее время они будут изучены специальными комиссиями и объединены в итоговый перечень решений десятого заседания Морской коллегии.
     Эти позиции, как отметили по итогам очередного морского форума ее участники, будут способствовать дальнейшему развитию и функционированию важнейших направлений национальной морской политики.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex