на главную страницу

11 Ноября 2005 года

Профессионал

Пятница

Начальник Службы расквартирования
и обустройства Министерства обороны РФ
генерал-полковник Анатолий Гребенюк
СОЗДАВАЯ УСЛОВИЯ ДЛЯ ВОЕННЫХ ПРОФИ

Подготовил Виталий ДЕНИСОВ.



Перевод соединений и воинских частей на контрактный способ комплектования был начат в 2002 году с проведения практического эксперимента в 76-й воздушно-десантной дивизии в городе Пскове. Годом позже, в 2003 году, была разработана и принята Федеральная целевая программа (ФЦП) «О переходе к комплектованию должностей ряда соединений и воинских частей военнослужащими, проходящими военную службу по контракту». В ее рамках организации службы расквартирования и обустройства Министерства обороны приступили к созданию инфраструктуры в воинских частях, комплектуемых военнослужащими-контрактниками. Дело это было новое. Поэтому рассматривались различные варианты.

     
Выбор приоритетов

     Первоначально была принята концепция размещения личного состава, при которой солдаты и сержанты размещались в жилой зоне, несемейные военнослужащие – в общежитиях квартирного типа (в однокомнатной квартире – 3 человека; в двухкомнатной – 4; в трехкомнатной – 6), семейные военнослужащие (10 процентов от штатной численности) – в малогабаритных квартирах.
     Существующие здания казарм в служебных зонах перепланировке не подлежали и предназначались для повседневной деятельности подразделений, размещения военнослужащих при объявлении повышенной боевой готовности, а также для организации учебного процесса.
     Программа эксперимента одновременно предусматривала и строительство жилья для офицеров и прапорщиков, обустройство складских и парковых зон.
     Однако после посещения 76-й воздушно-десантной дивизии рядом депутатов Государственной Думы летом 2002 года было высказано мнение, что такая модель перевода частей постоянной готовности на новый принцип комплектования является затратной и необходимо пересмотреть способы повышения привлекательности службы по контракту, сместив приоритеты с улучшения социальных условий размещения военнослужащих на повышение денежного довольствия.
     Уточнение концепции совместно с Минобороны России было поручено выполнить Министерству финансов России, которое, естественно, было заинтересовано в сокращении текущих расходов федерального бюджета. Служба расквартирования и обустройства отстаивала первоначальную позицию, однако было принято решение разместить солдат и сержантов в казарменной зоне, предусмотрев реконструкцию казарм под солдатские общежития упрощенного типа и строительство дополнительных новых общежитий с жилыми ячейками.
     Не было принято даже предложение о строительстве общежитий для семейных военнослужащих – вместо этого решили выплачивать им компенсацию за поднаем жилья. При этом всем военнослужащим (в том числе офицерам и прапорщикам) увеличили денежное довольствие, введя надбавку за особые условия боевой подготовки.
     
Городки получают «прописку»

     А теперь подробнее о том, как происходило и происходит обустройство частей и соединений постоянной боевой готовности.
     В соответствии с Федеральной целевой программой «О переходе к комплектованию должностей ряда соединений и воинских частей военнослужащими, проходящими военную службу по контракту» в 2004–2007 годах подлежат переводу на службу по контракту 133.430 солдат и сержантов (в том числе в 2005 году – 40 соединений и воинских частей).
     В 2004 году за счет реконструкции и строительства новых общежитий было подготовлено 31.350 мест. Несмотря на то что денежные средства выделялись без учета индексации, были решены задачи по обустройству частей, переводимых на контракт в 2004 году (76-й вдд в Пскове – в полном объеме, 42-й мсд в Чеченской Республике – в объеме, предусмотренном ФЦП, так как решение о ее полном укомплектовании было принято уже в 2004 году), а также были созданы условия для начала комплектования частей, переводимых на контракт в 2005 году.
     Строительство объектов соцкультбыта осуществлялось в минимальном объеме, позволяющем обеспечить питание и обслуживание личного состава.
     Было введено в эксплуатацию 17 зданий социальной сферы из 46 планировавшихся к строительству в 2004 году по программе, в том числе 7 столовых на 6.351 место, 4 бани на 135 мест, 5 медицинских пунктов на 33 койки/101 посещение в смену, спортивный зал на 80 занимающихся, построено 2 учебных корпуса на 500 обучающихся.
     Основными задачами Службы расквартирования и обустройства в 2005 году стали завершение обустройства 42-й мсд, обеспечение местами в общежитиях всего личного состава соединений и воинских частей, переводимых на контракт в 2005 году, создание условий для обеспечения с января 2006 года размещения военнослужащих-контрактников в соединениях и воинских частях, планируемых к переводу на контракт в 2006 году.
     Для 42-й мотострелковой дивизии в Чеченской Республике в нынешнем году в гарнизонах Ханкала, Шали и Калиновская вводятся в эксплуатацию 5 общежитий на 2.154 места, и 2.270 человек будут размещены в один ярус в существующих казармах. Реконструкция существующих казарм под общежития упрощенного типа в дивизии программой не предусматривается. И есть уверенность, что к концу этого года обустройство соединения в Чечне будет завершено.
     Особая наша забота - 40 соединений и воинских частей, переводимых на контракт в 2005 году. Отмечу, что по состоянию на 1 января 2005 года полностью были обеспечены местами в общежитиях 24 части. По итогам десяти месяцев текущего года введено в эксплуатацию еще 63 общежития на 15.145 мест.
     На сегодняшний день в соединениях и воинских частях, переводимых на контракт в 2005 году, строительство общежитий завершено в 32 воинских частях, размещено согласно новым требованиям 76 процентов личного состава.
     Как известно, в 2006 году на контракт переводятся еще 20 соединений и воинских частей. Для них в 2005 году планировалось ввести в эксплуатацию 6.420 мест в общежитиях. Правда, с учетом того, что часть средств была перераспределена на обустройство частей, комплектуемых в году нынешнем, по уточненным планам будет обеспечено 5.884 места. В итоге на начало будущего года местами в общежитиях будет обеспечено 23 процента личного состава, планируемого к переводу на контракт в 2006 году.
     Здесь необходимо учесть ошибки, допущенные в 2005 году, когда по отдельным соединениям и воинским частям темпы набора контрактников опережали темпы строительства. Поэтому, на мой взгляд, при составлении планов комплектования на 2006 год, надо учитывать реальные сроки ввода общежитий, то есть комплектование подразделений начинать только после их ввода в эксплуатацию.
     Одновременно в текущем году в Московском военном округе начато обустройство мотострелковой дивизии в Нижнем Новгороде, переводимой на контракт в 2007 году, где запланирован ввод в строй общежития на 498 мест.
     С учетом мест, введенных в 2004 году, на 1 января 2006 года будут готовы общежития на 48 процентов от общей штатной численности частей и соединений, переводимых на контрактную службу.
     В 2006 году строительство общежитий будет продолжено. Всего на 1 января 2007 года планируется обеспечить местами в солдатских общежитиях 74 процента от общей штатной численности всех соединений и воинских частей, переводимых на контракт по ФЦП. Оставшиеся места будут построены и оборудованы в первом полугодии 2007 года.
     
Проблемные места

     Анализ потребности в средствах на завершение строительства общежитий для контрактников показал, что практически по всем частям, переводимым на контракт в 2005 году, их достаточно и работы, как и планировалось, будут завершены в срок. Однако по вопросам обустройства некоторых частей в ПУрВО, ВДВ выявлен ряд проблем, которые потребовали принятия решения по срокам их обустройством и комплектования.
     Отставание, к примеру, в обустройстве одного из артиллерийских полков ВДВ связано с передислокацией артполка в другой населенный пункт на фонды подлежащей расформированию дивизии РВСН. Поэтому работы по двум общежитиям артиллеристов могут быть завершены только в IV квартале 2005-го и I квартале 2006 года. Кроме того, при обследовании одной из казарм по новому месту дислокации артиллеристов выявлено, что затраты по ее реконструкции превышают стоимость строительства нового общежития и экономически нецелесообразны. Вместо него под общежитие будет реконструировано другое здание, работы по которому возможно завершить в 2006 году.
     Несколько напряженная ситуация с обустройством контрактников сложилась в последнее время в ПУрВО. Как из-за роста цен в строительстве и инфляционных процессов в экономике страны, так и по причине принятия недостаточно обоснованных решений некоторыми командирами есть проблемы по четырем столовым, в которых программой предусматривалось выполнение ремонтных работ. Сейчас выполняется их реконструкция с утеплением фасадов, полной отделкой, заменой инженерных систем и технологического оборудования с общей сметной стоимостью работ 140 млн. рублей.
     Одним из основных условий своевременного создания качественной, отвечающей установленным требованиям инфраструктуры частей постоянной боевой готовности является направление денежных средств на решение приоритетных задач. А распыление средств приводит к тому, что срываются сроки ввода в строй некоторых объектов, предусмотренных ФЦП. К примеру, в период с 2001 по 2004 год на текущий и капитальный ремонт штаба ПУрВО затрачено 3,24 млн. рублей, а в 2005 году на текущий ремонт того же здания вновь направлено 1,15 млн. рублей. Эти деньги можно было использовать с большей пользой, например, направив их на ремонт объектов соцкультбыта частей постоянной боевой готовности, комплектуемых военнослужащими контрактной службы.
     В результате личный состав некоторых подразделений округа не встречал бы начало отопительного сезона в палатках.
     
Инфляция должна быть учтена

     Сроки завершения полного обустройства соединений и воинских частей напрямую зависят от объемов финансирования программы.
     Для реализации мероприятий ФЦП в части капитального строительства Минобороны России федеральным бюджетом в 2004– 2005 гг. предусмотрено 13 млрд. 420 млн. рублей, в том числе в 2005 году – 7,5 млрд. рублей. Но необходимо учитывать, что показатели программы утверждены в ценах 2003 года. Это означает, что средства в 2004–2005 гг. выделялись без учета реальной сметной стоимости строительства, как это было предусмотрено ФЦП. В результате дефицит средств, необходимых только для обустройства соединений и воинских частей, переводимых на контрактный способ комплектования в 2004–2005 годах, составляет 5,3 млрд. рублей.
     По сообщению Минэкономразвития России, в целях частичного погашения образовавшегося дефицита средств федеральным бюджетом в 2005 году предусмотрено выделение Минобороны России 7,2 млрд. рублей, в том числе 1,1 млрд. рублей сверх паспорта программы на капитальное строительство. В 2006 году объемы бюджетных ассигнований будут уточнены при исполнении федерального бюджета.
     Вместе с тем в соответствии с поручением Правительства РФ Минэкономразвития России утвердило методику индексации федеральных целевых программ, согласно которой предусмотренные в паспортах расходы приведены в ценах 2006 года и пересчет параметров финансирования с учетом инфляции предшествующих лет не производится.
     Если подход к формированию перспективного финансового плана не изменится, то дефицит Минобороны России в 5,3 млрд. рублей, образовавшийся в 2004– 2005 гг., так и не будет учтен. Более того, объемы финансирования в 2007-м будут также определены без учета инфляции за 2003– 2005 годы.
     В 2006 году программой предусматривается значительную часть (более 80 процентов) капитальных расходов направить на строительство общежитий и объектов соцкультбыта.
     Что касается капитального ремонта, то в 2004 году средства на его проведение программой не предусматривались, а в нынешнем году ассигнования на финансирование этих расходов в сумме 1,1 млрд. рублей были перераспределены на капитальное строительство, которые теперь Минэкономразвития России предлагает засчитать как частичное погашение дефицита за 2004–2005 годы. Проектом бюджета на 2006 год заявленная потребность Минобороны России с учетом инфляции в сумме 810 млн. рублей вообще не учтена. Таким образом, всего на 2006 год предусмотрены капитальные вложения в объеме 8,1 млрд. рублей.
     
Деньги любят счет

     Отдельно хотел бы обратить внимание на целевое использование денежных средств, выделяемых по Федеральной целевой программе. Недопустимо, когда за счет этих средств производится строительство и ремонт не предусмотренных программой жилья для офицеров, штабов, складских и парковых зон. Как пример можно привести тактико-техническое задание на обустройство одного из соединений ВДВ. В нем предлагается часть существующих казарм вместо реконструкции под общежития переоборудовать под штабы (в том числе штаб дивизии) и учебные классы.
     Широко используется и понятие «комплексного здания». Сторонники этой идеи настаивают на том, что в новом общежитии требуется предусмотреть помещения под штабы батальонов, в столовой – продовольственный склад и квасильно-засолочный пункт, в солдатской бане – парикмахерскую и сапожною мастерскую, в солдатском клубе – оборудование помещений под офицерское собрание.
     Выполнение этих требований приведет к значительному увеличению объемов и стоимости строительства и, как следствие, к недостатку выделенных по ФЦП денежных средств.
     
Одиноким предоставляется общежитие

     Теперь о том, что, на мой взгляд, нужно предпринять для повышения привлекательности службы по контракту, прежде всего в плане размещения личного состава, его обустройства.
     Одной из проблем является обеспечение жильем семейных солдат и сержантов. Строительство общежитий для этой категории военнослужащих в рамках ФЦП не предусматривается. Им положены лишь выплаты компенсаций за поднаем жилья. Но размеры компенсаций в крупных городах недостаточны, а в обособленных военных городках снять квартиру или комнату просто негде.
     Опыт псковской дивизии ВДВ показывает, что до трети личного состава постоянно проживает в городе – в собственных квартирах, у родственников, на снимаемой площади. Таким образом, площади построенных солдатских общежитий, предназначенных в первую очередь для постоянного проживания личного состава, используются нерационально. Учитывая, что в перспективе количество семейных солдат и сержантов составит 30—40 процентов от общей численности, надо предусматривать в дальнейшем строительство дополнительных общежитий для семейных военнослужащих.
     Необходимо уточнить и концепцию размещения личного состава с учетом специфики расквартирования каждой конкретной части и демографической ситуации в том или ином регионе.
     Как вариант можно было бы предложить в существующих казармах выполнять только текущий или капитальный ремонт без перепланировки под общежития упрощенного типа, что позволит размещать в них часть солдат и сержантов (до 50 процентов от штатной численности), заключивших первый контракт, в один ярус или 100 процентов личного состава в случае повышения степени боевой готовности.
     Учитывая, что в существующем фонде имеются все необходимые помещения для обеспечения жизнедеятельности (канцелярии, комнаты для хранения и чистки оружия и т.д.), фактически подразделения соединений и воинских частей размещаются на тех же площадях, что и до перевода на контракт.
     Постоянное проживание остальной части личного состава можно предусматривать вне казарменной зоны в общежитиях.
     Сегодня общежития для несемейных состоят из жилых ячеек, включающих в себя две жилые комнаты, санузел и тамбур. Общая площадь жилой ячейки составляет 34 кв. м (8,5 кв. м на человека). С учетом вспомогательных помещений и коридоров удельная общая площадь на одного проживающего составляет 10,5 кв. м (в солдатских общежитиях – 14 кв. м на человека).
     При изменении ситуации в конкретной части общежития для несемейных могут быть без значительных затрат переоборудованы под размещение семейных военнослужащих. При этом в малой комнате оборудуется кухня – для этого необходимо только установить электрическую плиту и мойку. В такой жилой ячейке размещается семья из 2–3 человек.
     Необходимо отметить, что солдаты и сержанты-контрактники, заключившие второй контракт о прохождении военной службы, после 1 января 2005 года могут в добровольном порядке стать участниками накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения. В рамках этой системы военнослужащим предоставляется возможность приобретения жилья в собственность с использованием инструментов ипотечного кредитования по истечении трех лет участия в системе, не дожидаясь окончания срока службы, а также выбора местоположения и размера жилья.
     С учетом этого в перспективе значительная часть семейных военнослужащих-контрактников после заключения третьего контракта о прохождении военной службы может быть размещена вне казарменной зоны в квартирах, приобретенных ими при помощи ипотечных кредитов.
     Реализация этих предложений позволит достичь ряд принципиальных преимуществ. Прежде всего, провести разграничение условий размещения в зависимости от продолжительности службы по контракту (солдаты и сержанты, переведенные на контрактную службу из числа проходящих службу по призыву, размещаются в казарменной зоне, а военнослужащие, призванные из запаса или заключившие повторный контракт, размещаются в жилой зоне).
     Произойдет сокращение общих площадей для размещения несемейных военнослужащих (14 кв. м в солдатских общежитиях упрощенного типа или с жилыми ячейками и 10,5 кв. м в малосемейных общежитиях).
     Появятся также возможности использования общежитий с одними и теми же объемно-планировочными решениями для размещения как несемейных, так и семейных военнослужащих с минимальными затратами на их переоборудование (оборудование кухонь без перепланировки).
     В дальнейшем дополнительные площади можно использовать под размещение семейных солдат и сержантов с учетом вовлечения контрактников в ипотечную систему строительства жилья и изменения демографической ситуации.
     Появится также возможность использования для размещения солдат и сержантов существующего жилого фонда в обособленных городках, где имеются его излишки.
     Сократятся затраты на содержание зданий (за проживание в малосемейном общежитии может взиматься плата, в то время как солдатские общежития предоставляются бесплатно).
     Реализация такого подхода позволила бы, например, существенно сократить затраты на обустройство отдельной мотострелковой бригады в Печенге (ЛенВО) за счет использования пустующего жилого фонда.
     Кроме того, такой подход позволил бы улучшать условия размещения личного состава с учетом срока службы, стимулировал бы военнослужащих к заключению повторного контракта и в конечном итоге повысил бы привлекательность службы по контракту.
     Опираясь на уже накопленный опыт обустройства войск, переходящих на контрактный способ комплектования, мы намерены наращивать усилия, искать новые подходы в решении возникающих проблем. В конечном счете все направлено на то, чтобы российские Вооруженные Силы приобрели новое качество, стали еще могущественнее и сильнее.
     



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex