на главную страницу

12 Ноября 2005 года

Оружие России

Суббота

Пять прорывных лет



Российский госпосредник по торговле вооружениями и военной техникой - федеральное государственное унитарное предприятие «Рособоронэкспорт» - 4 ноября с.г. отметил свое пятилетие. Юбилей компания встретила значительными достижениями, основным из которых представляется выход на очень высокие, причем постоянно растущие объемы экспорта вооружения и военной техники (ВВТ). Насколько стабильно положение компании на мировом рынке вооружений в условиях жесткой конкуренции со стороны ведущих западных стран, что предпринимается для закрепления достигнутых высот?
Ответы на эти вопросы содержатся в материалах Центра АСТ.

     
Лебедь, рак и щука…


     Главным итогом прошедшего пятилетия стало достижение Россией очень высоких показателей поставок за рубеж вооружений и военной техники. Чтобы понять алгоритм успешного развития «Рособоронэкспорта», следует вернуться к началу 2000 года, то есть к моменту реформы системы ВТС, в результате которой и было создано это предприятие. Тогда среднегодовые поставки из России ВВТ составляли менее трех миллиардов долларов. Система ВТС находилась в состоянии постоянного реформирования и непрерывной кадровой чехарды в руководстве всей системы и госпосредника.
     Видимо, особо неудачной следует признать реформу 1997 года, в результате которой вместо одного государственного посредника было создано три агентства. «Росвооружение», как и ранее, продолжало поставки за рубеж продукции из промышленности, «Промэкспорт» поставлял вооружения и технику из наличного состава Министерства обороны, а «Российские технологии» должны были специализироваться на экспорте за рубеж оборонных и других высоких технологий. Последнее предприятие так и не смогло наладить эффективную работу, а вот «Промэкспорт» к 1999 году находился в очевидной конкуренции с доминировавшим «Росвооружением».
     Не следует также забывать о том, что на период 1997 - 1999 годов пришелся дефолт, который привел к резкому ухудшению финансово-экономической среды функционирования оборонной промышленности, а политическая система страны пережила острейший кризис.
     Резкое сужение ресурсной базы имело своим следствием практически полное прекращение финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) по созданию новых систем вооружений, закупки в интересах российских Вооруженных Сил также полностью прекратились. Эти факторы крайне негативно сказывались на состоянии российского ОПК и создавали плохие стартовые условия для продвижения на внешний рынок нашей продукции оборонного назначения.
     
Второе дыхание

     Однако с начала 2000-х годов ситуация в стране в целом и в системе военно-технического сотрудничества начала быстро меняться в лучшую сторону. Осенью 2000 года была проведена успешная реформа системы ВТС, ключевым элементом которой стало создание единственного государственного посредника - ФГУП «Рособоронэкспорт». В результате в значительной степени снизилась острота проблемы «российско-российской» конкуренции на внешних рынках.
     С начала нового века в стране начался динамичный и, самое главное, стабильный экономический рост. Растущая экономика, а также благоприятная конъюнктура на энергоресурсы позволили начать процесс быстрого наращивания ресурсов, выделяемых на развитие оборонной промышленности. Увеличились объемы финансирования НИОКР, больше средств (хотя по-прежнему абсолютно недостаточные) выделяется на оснащение Вооруженных Сил.
     Начался процесс реструктуризации оборонной промышленности, ее консолидации в более крупные и, следовательно, более мощные в инновационном и производственном отношении экономические единицы. Особенно активно эти процессы протекают в наиболее важном с точки зрения обеспечения экспорта вооружений секторе авиационной промышленности и связанных с ней других сегментах - приборостроении, двигателестроении, производстве авиационных средств поражения.
     В стране возникла ситуация беспрецедентной для постсоветского времени политической стабильности, которая позитивным образом сказалась на институциональной и кадровой стабильности в системе ВТС. Если в период с 1997 по 2000 год сменились четыре руководителя «Росвооружения», то с 2000 года «Рособоронэкспортом» руководит одна команда.
     
В апогее

     Все эти факторы создали хорошие стартовые условия для слома тенденции к стагнации экспорта ВВТ, характерной для второй половины 1990-х годов. И они были в полной мере использованы «Рособоронэкспортом». Уже в 2000 году стоимость поставок ПВН за рубеж только по линии этого предприятия впервые после 1996 года превысила 3 миллиарда долларов, в то время как в кризисные 1997 - 1998 годы она едва превышала 2 миллиарда долларов. При этом общероссийский экспорт составил 3,68 млрд. долларов, что стало рекордным значением этого показателя.
     После относительно умеренного роста объемов поставок в 2001 году до 3,3 млрд. долларов «Рособоронэкспорт» затем дважды увеличил этот показатель на 1 миллиард долларов, поставив в 2002 году продукции уже на 4 млрд. долларов, а в 2003-м - на 5 миллиардов. В прошлом, 2004 году объемы поставок превысили 5,1 млрд. долларов.
     Интенсивно растут и валютные поступления от продажи за рубеж вооружений и военной техники. Если в 2000 году этот показатель составил 2,84 млрд. долларов, то затем в течение двух лет он находился на уровне около 4,5 млрд., а в 2003-м достиг 5,5 млрд., увеличившись в 2004 году до 6 млрд. долларов. Таким образом, за пять лет существования «Рособоронэкспорта» предприятие увеличило поставки по сравнению с 1997 - 1998 гг. в два раза, а российский экспорт вооружений достиг величин, которые еще во второй половине 1990-х годов казались совершенно фантастическими.
     
Ноу-хау успеха

     Какие же факторы, помимо уже упомянутой стабилизации политической ситуации в стране, финансово-экономического положения в оборонной промышленности и кадровой и институциональной стабильности в системе ВТС, способствовали этому успеху?
     По всей видимости, важнейшими из этих факторов явились динамичный экономический и обусловленный им военный рост двух основных покупателей российского оружия - Китая и Индии. КНР, среднегодовые темпы экономического роста которого превышают 10 проц., стремительно превращается в мирового политического лидера. Естественно, заявка на политическое лидерство должна подкрепляться и ростом военной мощи этой страны. Тем более что при всех глобальных амбициях Китай пока еще не решил важнейшую национальную задачу восстановления суверенитета над мятежной провинцией Тайвань, находящейся под фактическим военным протекторатом США.
     При всех своих экономических достижениях Пекин пока не в состоянии обеспечить свои вооруженные силы современным оружием. Вследствие этого с конца 1990-х годов Китай пошел на размещение в России весьма крупных авиационных и военно-морских контрактов, а также закупил значительные партии систем ПВО большой дальности. В сущности именно эти контракты и обеспечили резкий рост российского военного экспорта в 2000 - 2004 годах. К числу наиболее крупных и известных контрактов следует отнести закупку военно-воздушными силами НОАК 76 многоцелевых истребителей Су-30МКК на сумму 3,6 млрд. долларов, 24 морских ракетоносцев Су-30МК2 (более 1 млрд. долларов), двух эсминцев проекта 956ЭМ на 1,4 млрд. долларов, восьми подводных лодок класса Kilo на 2 млрд. долларов и двенадцати дивизионов зенитных ракетных систем С-300ПМУ-1 и С-300 ПМУ-2 на полтора миллиарда долларов.
     Серьезные политические, экономические и военные амбиции имеет и другой азиатский гигант - Индия. Благодаря либерализации экономической системы эта страна также на протяжении многих лет добивалась высоких темпов экономического роста. Еще в начале 1990-х годов это позволило Индии переориентировать свое военно-политическое планирование с преимущественно пакистанского направления на решение задачи по установлению доминирования в Индийском океане, приобретения потенциала проецирования силы в Юго-Восточную Азию, достижения паритета в обычных силах с Китаем.
     Еще в 1996 - 1997 годах Индия разместила в России знаковые контракты на разработку и поставку чрезвычайно сложных в технологическом отношении систем вооружения - истребителей Су-30МКИ и фрегатов нового поколения проекта 11356 (Talwar-class). Из-за сложности этих систем, высоких технологических рисков, а также из-за необходимости преодоления возникших технических трудностей поставка истребителей и фрегатов несколько сдвинулась относительно первоначального графика и «наложилась» на большие китайские контракты. Это также способствовало достижению пиковых значений российского экспорта ВВТ. Особое значение имело развитие программы
     Су-30МКИ, проведение успешных НИОКР по которому обеспечило подписание грандиозного трехмиллиардного лицензионного соглашения 2000 года на производство в России и Индии 140 таких машин.
     Стремление Индии к достижению статуса доминирующей державы в Индийском океане обеспечило России получение таких контрактов, как модернизация всего флота индийских подводных лодок класса Kilo, модернизация индийских патрульных и противолодочных самолетов Ил-38 и самое главное - на передачу в Индию модернизированного авианесущего крейсера «Адмирал Горшков» с группировкой палубных истребителей МиГ-29К. Несмотря на преимущественный акцент на авиационных и морских вооружениях, индийские военные продолжают уделять большое внимание пакистанскому фактору и в ответ на закупку Пакистаном украинских танков разместили в России заказ на 310 новейших основных боевых танков Т-90С.
     Следует заметить, что динамичный экономический рост Китая и Индии всего лишь создал благоприятный фон для наращивания военного потенциала этих стран. Однако активизация военного строительства Пекина и Дели в значительной степени произошла под влиянием внешнеполитического курса США, которые после прихода к власти администрации Буша-младшего проявляют необычайную для современного мира склонность к односторонним военным акциям. Таким образом, агрессивная внешняя политика США также помогла увеличить продажи российского оружия. Другими словами, США косвенно поддержали российский оборонно-промышленный комплекс, ликвидация которого является непременным условием достижения американской гегемонии в мире.
     
Диверсификация: проблемы и решения

     Китай и Индия обеспечивают базу российских поставок на экспорт, однако руководство «Рособоронэкспорта» прекрасно сознает, что слишком высокая зависимость от двух, пусть и весьма емких рынков создает риски для поддержания стабильного экспорта. В связи с этим на протяжении всех пяти лет существования организации прилагаются настойчивые усилия для диверсификации рынков сбыта российских вооружений. И на этом пути достигнуты ощутимые успехи.
     Наиболее активно Россия ищет новые рынки сбыта в регионе Юго-Восточной Азии и в Латинской Америке. Идет работа по заключению контрактов с традиционными и новыми партнерами в арабском мире. Не оставлен без внимания и такой небольшой рынок, как африканский.
     Наверное, наиболее крупным контрактом за пределами китайского и индийского рынков стала сделка стоимостью 952 млн. долларов на поставку в Малайзию 18 новейших многоцелевых истребителей Су-30МКМ, созданных на базе индийского варианта Су-30МКИ. Кроме того, эта страна закупает в России вертолеты Ми-17, ПЗРК «Игла» и противотанковые ракетные комплексы.
     Другим крупнейшим покупателем российского оружия в регионе стал Вьетнам, который приобрел 4 истребителя Су-30МК2В на 110 млн. долларов, два дивизиона зенитных ракетных систем С-300ПМУ-1 на 250 млн. долларов, а также 12 ракетных катеров проекта 12438 с новейшим и высокоэффективным ракетным комплексом «Уран-Э».
     Несмотря на экономические трудности, политическую нестабильность и природные катастрофы, в число покупателей значительных партий российской продукции вошла Индонезия, которая все же реализовала задуманную еще в 1997 г. сделку по закупке российских истребителей Су-27СК и Су-30МК. К настоящему времени индонезийские ВВС эксплуатируют четыре самолета, но командование военно-воздушных сил заявляет о намерении довести общую группировку этих машин до 44 единиц. Даже Таиланд, который всегда ориентировался на приобретение американских вооружений, рассматривает вопрос о закупке российских вертолетов и истребителей Су-30МКИ.
     В Латинской Америке крупнейшими покупателями российских вооружений традиционно является Перу, где в настоящее время обсуждается вопрос о масштабной модернизации имеющегося парка российской авиатехники - вертолетов Ми-17 и истребителей МиГ-29. К числу новых и весьма перспективных покупателей российского оружия относится Венесуэла, которая проводит независимый политический курс и в условиях высоких цен на нефть обладает достаточными ресурсами для приобретения дорогостоящей техники. К настоящему времени подписаны первые контракты на поставку в эту страну автоматического оружия и разнородной группировки вертолетов Ми-26, Ми-24 и Ми-17. В дальнейшем можно ожидать наращивания объемов торговли с этой страной.
     В целом география экспорта российского оружия медленно, но неуклонно расширяется. Если в 2003 году «Рособоронэкспорт» поддерживал контрактные отношения с 53 странами, то в прошлом году поставки осуществлялись уже в 59 государств мира.
     
Потенциал развития

     Помимо выполнения своей основной задачи - продвижения на мировой рынок российских вооружений и военной техники, «Рособоронэкспорт» все активнее участвует в организации производства вооружений и военной техники. Изначально это определялось необходимостью контролировать производственный процесс при выполнении сложных экспортных контрактов. В ряде случаев оборонная промышленность не могла в силу различных причин - недостатка собственных финансовых ресурсов и низкого качества менеджмента - обеспечить своевременное и качественное выполнение контрактов. По мере накопления опыта контроля производственного процесса госпосредник стал одним из важнейших политико-экономических игроков, которые оказывают самое прямое воздействие на процесс создания корпоративных структур и более того, реструктуризации целых отраслей промышленности.
     Самым известным примером такого рода является, конечно, создание Корпорации «Вертолеты Миля». Долгое время серийные заводы и конструкторское бюро кооперации по разработке и производству вертолетов милевской марки находились фактически в состоянии острой конкурентной борьбы на мировом рынке. И именно «Рособоронэкспорт» через предприятие «Оборонпром» занялся делом создания единой вертолетной корпорации. При этом решалась крайне сложная задача восстановления утраченного государственного контроля над предприятиями, преодоления скрытого, а иногда и неприкрытого сопротивления менеджмента и региональных властей.
     В настоящее время можно констатировать, что процесс создания корпорации принял необратимый характер и что уже сейчас проводится единая маркетинговая, инновационная и промышленная политика по созданию вертолетов марки «Ми». Более того, появляются признаки того, что в процесс корпоративного строительства будет вовлечена и камовская фирма, которая сохранила высокий инновационный потенциал, но не может похвастать успехами в области интеграции КБ и серийных заводов, да и продажи камовских вертолетов при отдельных ярких успехах далеко отстают от экспорта Ми-35 и Ми-17.
     «Рособоронэкспорт» сыграл также значительную, если не ключевую, роль в создании корпорации «Тактическое ракетное вооружение», которая стала ведущим поставщиком авиационных средств поражения. «Оборонпром» и некоторые другие зависимые от РОЭ предприятия участвуют в капитале и других важных оборонных заводов, например завода имени Дегтярева или Мотовилихинских заводов.
     В условиях, когда реструктуризация оборонной промышленности протекает с большими трудностями, медленно, встречая серьезное сопротивление групп частных интересов, появление нового центра консолидации промышленности, обладающего большими финансовыми и лоббистскими возможностями и уже доказавшего свою эффективность на пилотном проекте в вертолетостроительной области, является, бесспорно, событием положительным.
     
* * *

     Безусловно, на горизонте российского ВТС не все так безоблачно. Сохраняются некоторые структурные проблемы экспорта продукции военного назначения, которые, впрочем, скорее лежат не в области военно-технического сотрудничества, а связаны главным образом с общим геополитическим положением в мире и ситуацией в оборонно-промышленном комплексе России. Не может не беспокоить сохраняющаяся довольно низкая диверсификация экспорта, его локализация в основном на китайском и индийском рынках и др. Вот почему продуманная и взвешенная политика руководства ФГУП «Рособоронэкспорт», направленная на повышение эффективности системы военно-технического сотрудничества, вселяет уверенность в том, что Россия была, есть и будет ведущим игроком на мировом рынке вооружений.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex