на главную страницу

16 Ноября 2005 года

Армия и общество

Среда

СТАТЬ КОСМИЧЕСКИМ ПРОФИ

Андрей ГАВРИЛЕНКО.



На вопросы «Красной звезды» отвечает заместитель командующего Космическими войсками по воспитательной работе генерал-майор Александр ЛОПАТИН.

     

     
ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА

     Лопатин Александр Петрович родился 14 апреля 1956 года в селе Фурманка Килийского района Одесской области в семье офицера Войск ПВО. В 1978 году окончил с золотой медалью и дипломом с отличием Житомирское высшее училище радиоэлектроники ПВО, в 1987 году – Военную академию имени Ф. Э. Дзержинского. С 1978 по 2004 г. проходил службу на космодроме Байконур, с февраля 2004-го по январь 2005 г., до назначения на нынешнюю должность, был заместителем начальника Военно-космической академии имени А.Ф. Можайского.
     

     

     - В последнее время некоторые средства массовой информации говорят о кризисных явлениях в системе высшего образования России. А каково ваше мнение на сей счет? Какую в целом оценку вы бы дали уровню образования, получаемого в вузах Космических войск?

     - Я бы не стал употреблять такое слово, как кризис. Да, был период в нашей истории, когда мотивация и обучающих, и обучаемых снизилась. Ведь памятны годы, когда общественное мнение стало склоняться к тому, что получение высшего образования – это напрасно потерянное время и для достижения успеха, прежде всего материального, отнюдь не обязательно. К счастью, эти времена прошли. Сейчас высшая школа возвращает свои прежние позиции.
     Если же говорить о военных вузах, и в частности о вузах Космических войск, то в том, что временный спад не превратился в системный кризис, огромная заслуга командования и профессорско-преподавательского состава наших учебных заведений. Только их энтузиазм и бескорыстное служение своему делу позволили не утратить позиции в сфере высшего образования. Реформирование системы военного образования, проводимое в нашей новейшей истории, зачастую ставило учебные заведения в весьма сложное положение. Московский военный институт радиоэлектроники Космических войск, к примеру, за последние 10 лет своего существования был и филиалом Пушкинского училища ПВО, и Московским училищем ПВО, и филиалом Военной академии РВСН. Но наши вузы все-таки выстояли.
     А о качестве обучения говорит хотя бы такой факт: курсанты наших вузов неизменно занимают призовые места на олимпиадах по математике и информатике, проводимых среди военных вузов. С нескрываемой гордостью могу сообщить, что, к примеру, в этом году на олимпиаде по математике среди 36 военных вузов первое, третье и пятое места заняли представители вузов Космических войск.

     - Какой конкурс среди поступающих? Остается ли офицерская служба престижной?

     - Вузы Космических войск никогда, даже в самые сложные для армии времена, не испытывали недостатка в желающих приобрести востребованную в войсках профессию офицера-инженера и получить образование высокого уровня. В последние годы общий конкурс составляет более 2 человек на место, а на отдельные специальности – не менее 3. Безусловно, до конкурса, существовавшего в советские времена, нам далеко, и уровень общеобразовательной подготовки абитуриентов последнее десятилетие нас не сильно радовал, однако, на мой взгляд, негативную тенденцию удается переломить. К примеру, каждый седьмой из поступивших в ВКА окончил среднее учебное заведение с золотой (серебряной) медалью или дипломом с отличием. Как и прежде, свыше трети поступающих – продолжатели военных династий.
     Бывшие суворовцы, нахимовцы и кадеты составляют свыше 10 процентов курсантов. Наши вузы пользуются традиционной популярностью у данной категории, несмотря на то что в ВКА имени А.Ф. Можайского экзамены они сдают на общих основаниях. Число таких абитуриентов ежегодно растет, и не только за счет выпускников Военно-космического кадетского корпуса.
     По социальному происхождению курсанты распределяются следующим образом: из семей рабочих - 23,2 проц.; крестьян - 3,5 проц.; служащих - 27,8 проц.; военнослужащих - 39,8 проц.; из других социальных групп - 5,7 проц.
     Две трети курсантов поступают из Северо-Западного и Центрального регионов, немало представителей Южного федерального округа. Сибирь и Дальний Восток представлены не столь широко и в основном детьми военнослужащих из воинских частей, дислоцированных в данном регионе. Много ребят поступают из частей Космических войск, находящихся за пределами России, в частности из Байконура.

     

     НАША СПРАВКА. Специалистов для Космических войск готовят три высших военно-учебных заведения: Военно-космическая академия имени А. Ф. Можайского (ВКА), Московский военный институт радиоэлектроники Космических войск и Пушкинский военный институт радиоэлектроники Космических войск имени маршала авиации Е. Я. Савицкого.
     


     - Еще до недавнего времени одна из острейших проблем заключалась в том, что в военные вузы нередко поступали те, кто хотел лишь получить хорошее образование, избежать срочной службы в армии. А как сегодня?

     - Анализ отчисления курсантов из вузов показывает, что здесь нет динамики роста либо сокращения. В среднем за период обучения по различным причинам отчисляются из вузов до 20 проц. курсантов. Половина из них - по недисциплинированности, 15 – 20 проц. - по неуспеваемости и нежеланию учиться.
     Вынужден признать, что всплеск отчислений приходится на 4-й курс. Не секрет, что год учебы в военном вузе засчитывается за полгода службы по призыву. Вот и получается, что подобные горе-курсанты стараются убить двух зайцев: не служить срочную по призыву и одновременно получить незаконченное высшее образование. Действующее законодательство на сегодняшний день не определяет ответственности за досрочное расторжение контракта, чем и пользуются некоторые недобросовестные курсанты. Но я уверен, скоро эта правовая коллизия должна разрешиться.
     Что касается досрочно уволенных молодых офицеров, то могу сказать, что в наших войсках таких единицы и эти случаи связаны в основном с семейными обстоятельствами и состоянием здоровья.

     - Что из себя представляет преподавательский, командирский состав вузов? Многие ли имеют ученые степени? Каковы критерии отбора офицеров на эти должности?

     - Вузы Космических войск в целом обладают высоким научно-педагогическим потенциалом: 152 доктора наук (в том числе 83 военнослужащих), 765 кандидатов наук (в том числе 270 военнослужащих), что позволило нашим вузам достойно пройти процедуру государственной аттестации и аккредитации.
     89 процентов офицеров вузов имеют опыт службы в войсках. Сегодня как никогда остро стоит проблема сохранения научно-педагогических кадров вузов, проблема их воспроизводства. Анализ показывает, что число кандидатов наук – военнослужащих ежегодно уменьшается на 2 — 3 процента. Это связано, с одной стороны, с увольнением педагогических кадров по выслуге лет, а с другой – с оттоком части опытных военных педагогов в другие министерства и ведомства.
     Не удалось на данный момент переломить существующую тенденцию к старению научно-преподавательского состава вузов. Сегодня средний возраст военнослужащих - докторов наук в наших вузах составляет 50 лет, кандидатов наук – 42 года. Почти 70 процентов докторов наук и около 40 процентов кандидатов наук – это офицеры запаса старше 50 лет.
     При решении этой проблемы мы думаем не о большем привлечении преподавателей из гражданских вузов, а о сохранении своих военных педагогов. Другими словами, военная школа должна готовить и иметь свои педагогические кадры, в вузах следует создавать благоприятные условия как для педагогического, так и для научного творчества, поощрять и укреплять военно-научные школы.
     Особо остро в настоящее время встают проблемы с повышением квалификации преподавательского состава. Это и понижение статуса военного педагога, и воинских званий, и противоречия между сроком становления педагога (8 — 10 лет) и предельным возрастом службы (45 — 50 лет), и недостаточное финансирование профессиональной переподготовки офицеров.
     Для оценки достигнутого профессионального уровня и стимулирования его роста используются элементы состязательности на основе системы рейтинговой оценки деятельности преподавателей.
     Основные усилия сосредоточены на подготовке ученых в целевой адъюнктуре, продлении срока службы офицерам-ученым, достигшим предельного возраста пребывания на военной службе, повышении эффективности докторантуры и адъюнктуры, улучшении качества комплектования подразделений послевузовского профессионального образования, повышении уровня организации учебных занятий и педагогической практики с адъюнктами.
     Теперь о командирах курсантских подразделений. Ситуация здесь довольно тяжелая. Судите сами, начальник курса, имеющий штатную категорию «майор», практически успевает выпустить всего один курс, после чего его, если он достойный офицер, надо назначать на вышестоящую должность и присваивать очередное воинское звание. В итоге опытных начальников курсов, выпустивших по 3 — 4 набора, как это было во времена моей учебы, у нас сейчас просто нет. И пока эта проблема нашими силами никак не разрешима.

     - Шефствуют ли ваши вузы над кадетскими школами, классами? Какую роль в системе образования сегодня играет довузовская подготовка?

     - В системе военного образования Космических войск с 1996 года действует Военно-космический кадетский корпус, находящийся в Санкт-Петербурге. Наряду с углубленной общеобразовательной программой (математика, физика, информатика) программа военной подготовки кадетов этого корпуса кроме общевоенных дисциплин включает и дисциплины военно-профессиональной направленности, в ходе изучения которых ребята знакомятся с развитием ракетной и космической техники, формированием ракетно-космических сил, изучают основы жизни воинских коллективов и т.д.
     Военно-космический кадетский корпус – наше любимое детище. Могу заверить, что командование Космических войск приложит все усилия, чтобы в этом учебном заведении мальчишки и впредь учились военному делу, общеобразовательным дисциплинам и активной жизненной позиции в условиях максимального комфорта. За ними - будущее Космических войск. И мы делаем все от нас зависящее, чтобы это будущее было достойным.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex