на главную страницу

16 Ноября 2005 года

Армия и общество

Среда

МЕДИЦИНСКИЙ СПЕЦНАЗ

Начальник пресс-группы ОШК КСПМ майор Левон АРЗАНОВ.
Фото автора.




     - Быстрее, дорогой, быстрее, - торопил водителя «санитарки» капитан медицинской службы. Сидящий за рулем солдат на секунду повернулся и, увидев серьезное напряженное лицо командира, поддал газу, и включил сирену . «Коровы, товарищ капитан, - как бы оправдывался водитель за свою небыструю езду, - они здесь в Абхазии, как в Индии, священные животные, ходят, где хотят, лежат посреди дороги - только и успевай объезжать».
     Капитан не слышал, что говорил ему солдат под вой медицинской сирены. Он, глядя на проносящиеся мимо него развалины некогда цветущего села, думал только об одном – что с больным?
     Тревожная весть прилетела рано утром с 301-го поста. Часовой во время несения караульной службы, стоя на посту, потерял сознание. Его обнаружил разводящий, встревоженный тем, что постовой не выходит на связь. Караул был поднят в ружье. Не исключена была возможность нападения, сразу стали искать автомат. Оружие часового было на месте, тогда все подумали, что работает снайпер с бесшумной винтовкой.
     Санинструктор с поста осмотрел парня, но видимые ранения или повреждения у него отсутствовали, не считая ссадины на голове: видимо, когда падал, ударился о каску, однако от таких царапин сознание не теряют. В голове у начальника реанимационно-мобильной группы (РМГ) капитана медицинской службы Андрея Пупцева до сих пор слышался голос невидимого собеседника, искаженный секретной связью: «Мы не знаем, что с ним, он вроде дышит, а пульса нет. Пожалуйста, выезжайте быстрее, высылаем вам навстречу БТР с пострадавшим».
     Ну что это за диагноз: вроде жив, а вроде нет, хотя стоит ли осуждать ребят с поста, квалификация у них не та, да и испугались, наверное, порядком. Что же с больным на самом деле? Только бы дотянул до нас, а здесь мы его вытянем.
     Машина РМГ располагает на своем борту всем необходимым для проведения даже самых неотложных операций. Ход мысли прервало резкое торможение: дорогу медленно переходило стадо буйволов, громадных, обросших длинной прямой шерстью, которой они напоминали мамонтов. Мотая головами с массивными рогами, они вызывали звон колокольчиков, прикованных грубыми цепями к их коротким могучим шеям. «Ну быстрее, «слоны», что вы плететесь», - нервно сигналя, в сердцах бранился водитель-санитар рядовой Александр Шестаков. Как только последний буйвол вышел на дорогу, «санитарка», резко вырулив на обочину, выбрасывая гравий из-под колес, рванула дальше. За девять месяцев совместной службы в РМГ миротворческих сил капитан Пупцев привык к лихой езде своего водителя и не осуждал его, скорее, наоборот, требовал иногда невозможного. Разумеется,превышение скорости допускалось только в экстренных случаях, когда жизни или здоровью людей угрожала опасность. Вот и сейчас «Газель» шла на пределе своих технических возможностей. Последний раз они вот так же мчались, когда доставляли с одного из горных постов солдата с огнестрельным ранением в живот. Рана, надо признать, была опасная. Всю машину тогда залило кровью, пришлось вторую перевязку делать на ходу. Раненый был доставлен в Сухуми, где в ГрЭМП (группа экстренной медицинской помощи) ему была немедленно сделана операция. Но не всегда можно дотянуть до стационара, бывают ситуации, когда все решают минуты, и машина РМГ становится операционной.
     Так было и в тот раз, когда солдат, пытаясь разжечь печку, переусердствовал с соляркой - в результате тяжелейший ожог. Первичную обработку раны (считай, всего тела) пришлось делать прямо в машине и отделять части сгоревшего обмундирования от тела. И таких историй можно вспомнить с десяток за последние полгода, когда здесь, в Абхазии, наши войска находятся с миротворческой миссией и, конечно, не несут таких потерь, как в ОГВ(с). Тем не менее подполковник медицинской службы Марат Курмансеитов, прошедший дорогами Чечни не одну милю и спасший не одну солдатскую жизнь, считает, что условия службы здесь ничуть не легче, чем на Северном Кавказе.
     …Неожиданно из-за поворота вылетел БТР-80. Было видно, что его механик-водитель тоже выжимает из своей «коробочки» максимум лошадиных сил. Солдаты, сидевшие на броне, завидев санитарную машину, начали махать руками, значит, это тот самый бронетранспортер и на нем находится пострадавший. Андрей Пупцев приказал водителю остановиться на обочине, а группе приготовиться к приему больного и оказанию экстренной помощи. Больной лежал на носилках, расположенных на броне БТРа. Голова его была перевязана, сознание отсутствовало. Сопровождавший его санинструктор рассказал о происшествии, добавив при этом интересные подробности, которые во многом объяснили причину столь кардинального ухудшения здоровья пострадавшего. Выяснилось, что двумя днями раньше солдат заболел и санинструктор дал ему импортных антибиотиков, тому вроде как полегчало, но не совсем. Затем он решил продолжить лечение самостоятельно и, чтобы окончательно встать на ноги, выпил лошадиную дозу лекарств. Кроме всего прочего, ночью под дождем просела палатка и у всех бойцов промокли одеяла. Все эти факторы наложились один на другой, что привело к токсической форме ОРВИ. Пришлось больному ставить в вену капельницу и проводить ряд неотложных стабилизационных мер, в результате которых артериальное давление подошло к нижней границе нормы. Интубация не понадобилась, хватило воздуховода. Жизни солдата ничего не угрожало, теперь он был под присмотром врачей. БТР отправили в расположение, а сослуживцев успокоили, что с их товарищем все будет в порядке.
     - Вы еще на его свадьбе погуляете, - крикнул бойцам начальник РМГ. С отъезжающего БТРа кто-то ответил: «Да женат он, товарищ капитан, сыну год, спасибо за помощь!»
     - Нет для военного врача выше награды, чем искреннее солдатское: «Спасибо за помощь!» - сказал мне капитан медицинской службы Андрей Пупцев, продолжив: «Один врач, как и солдат в поле, не воин. Очень многое зависит от коллектива. Я считаю, мне повезло с коллегами. В состав группы входят опытные врачи из разных уголков России. Я проходил службу в Мурманском гарнизонном военном госпитале. Старший ординатор – анестезиолог старший лейтенант медицинской службы Иван Кубашев из ПУрВО — служил в Еланском начальником отделения анестезиологии и реанимации. Недавно прибыл, но уже успел себя зарекомендовать как грамотный специалист, старший ординатор – терапевт старший лейтенант медицинской службы Федор Суворов: он прибыл с острова Кунашир (ДВО), где был ординатором госпитального взвода медбата.
     В своей работе приходится тесно сотрудничать с врачами ГрЭМП. Так, в настоящее время к нам прикомандирован подполковник медицинской службы Марат Курмансеитов -опытнейший анестезиолог-реаниматолог, у которого постоянное место службы — город Оренбург.
     Яркий пример сотрудничества - одна из последних сложных совместных операций.
     Дело обстояло так: больного с ножевым проникающим ранением живота доставили в лазарет ОШК КСПМ. Была выполнена экстренная операция, в ходе которой было установлено ранение поджелудочной железы, в брюшной полости было много крови. Раневой канал проходил совсем рядом, в полусантиметре, от важнейших артериальных и венозных стволов. Начальник РМГ, хирург первой категории, участвовал в операции совместно с врачами ГрЭМП. Больному просто повезло: реанимобиль группы вовремя доставил его в лазарет, где ему сделали своевременную и квалифицированную операцию. А может, он просто родился в рубашке?
     Кроме звания врача, еще есть долг миротворцев. И они не делают различий по национальному признаку - в помощи никому не отказывают.
     Капитан Андрей Пупцев вспоминает, как вызвали к больному, который топором перерубил себе сухожилия на кисти. Врач миссии ООН давал наркоз, а ему пришлось оперировать, сшивать сухожилия…
     Несомненно, своими высокопрофессиональными действиями и оперативным подходом врачи-миротворцы снискали заслуженное уважение не только среди военнослужащих КСПМ, но также среди гражданского населения и своих западных коллег, работающих в различных гуманитарных миссиях.
     Быть может, в эти минуты машина РМГ спешит на помощь. Пожелаем удачи врачам и здоровья их пациентам!


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex