на главную страницу

16 Ноября 2005 года

ПРОФЕССИОНАЛ

Среда

НУЖНЫ СПЕЦИАЛИСТЫ, А НЕ «ТУРИСТЫ»!

Николай ЛИТКОВЕЦ.



Как-то, собирая фактуру для материала о наборе на контрактную службу, в беседе с офицерами экипажа стратегической атомной подводной лодки неоднократно слышал фразу: «Пора в этом деле научиться считать деньги! И не пускать их на ветер». Что имели в виду моряки-подводники?
Разобраться в ситуации помог заместитель командира лодки по воспитательной работе капитан 2 ранга Николай ИВАНОВ.

     Не секрет, что рост профессионализма при соответствующей организации боевой подготовки растет по мере срока службы того или иного военнослужащего. В том числе и тогда, когда он служит на контрактной основе.
     - Контрактников, пришедших на лодку, необходимо учить и учить, – говорит капитан 2 ранга Николай Иванов. – Этот процесс удлиняется и осложняется тем, что у них низкий образовательный уровень. Чего греха таить, в контрактники идут не те, кто не поступил, скажем, в МГУ или еще в какой-либо университет или институт. Это простые парни, которые пока не нашли места в жизни. Здесь же, в экипаже, из этих парней мы делаем настоящих мужчин, защитников Отечества. Здесь они начинают понимать цену жизни, свое место в обществе…
     Из пришедшего служить на контрактной основе специалиста делают лишь через два – два с половиной года. Сам же процесс комплектования лодок построен неправильно, считают подводники. Контрактники должны сначала пройти установленный трехмесячный испытательный срок в учебном центре. У большинства из них - не морские военно-учетные специальности, так что именно там, на берегу, они должны получить азы знаний будущей профессии, поработать на «горячей» материальной части, там их должны аттестовать на предмет годности к службе на лодке и лишь после этого распределять. Не прошел – отправили домой.
     - На лодке каждый человек – это штатная единица, лишних людей не бывает, – продолжает Николай Дмитриевич. – Не сдал, к примеру, тот или иной матрос на допуск к самостоятельному управлению заведованием - мы его в море брать не имеем права. Его необходимо увольнять. А задачу выполнять лодке надо. Кого вместо него назначать? Снова прикомандировывать из других экипажей?..
     Моряк контрактной службы должен выполнять задачи на корабле непосредственно по своей специальности. К сожалению, в жизни получается по-иному. Контрактникам приходится выполнять обязанности, далекие от их специальности. Взять того же матроса контрактной службы Алексея Игина. Основная его специальность – радиометрист. Одним словом, «глаза» лодки. При движении в надводном положении от него зависит многое. Но как только субмарина швартуется у причала, Алексей в перерывах между вахтами выполняет обязанности вестового. В экипаже считают, что назрела необходимость увеличить штатную структуру службы снабжения кораблей.
     Есть еще один немаловажный вопрос комплектования частей на контрактной основе – нерациональное использование государственных средств. Поясню. Призывной контингент на Дальнем Востоке не такой уж и большой. Большинство контрактников приезжают из Сибири и центральных регионов страны. Из военкомата будущий контрактник, скажем, летит на Камчатку. Билет в одну сторону стоит порядка 10 тысяч рублей. Здесь его проверяют и выясняется, что он не соответствует предъявляемым требованиям. Отправляют обратно. Это еще 10 тысяч рублей на обратную дорогу. Спрашивается, а нельзя ли подходить к отбору более качественно, чтобы не выбрасывать на ветер солидные суммы?!
     Приведу пример. Как-то в начале 2004 года Вяземский военкомат прислал на лодку Константина Жданова. Стали присматриваться к парню, к его отношению к службе. Увы, в середине этого же года его как непригодного к службе на лодке отправили обратно. Уволили по несоответствию: тяжело матросу было служить, вот он и стал отлынивать от службы. Перед самым увольнением Жданов рассказал, что до прихода на лодку успел уже послужить в псковской десантной дивизии. Вернулся оттуда, так как не понравилось. Через некоторое время полетел на Камчатку. Получается, что за счет государства человек совершил ряд туристических круизов по родной стране.
     - Надо, чтобы выбор профессии был осознанным, а не от безысходности, – считает капитан 2 ранга Иванов. – Пока же в Вооруженных Силах платят за штатную единицу, а не за качество службы. Распрощались мы еще с одним контрактником – Юрием Жуковым. По присланным документам у него все в порядке. Сделали запрос по месту жительства. Оказалось, что накануне службы человек пролечился в ЛТП, а потом его отправили к нам. Вскоре тяга к спиртному дала о себе знать, и Юрий стал скупать в аптеке все дешевые настойки на спирту и пить. Отсюда вывод – не всегда записи в личном деле контрактника являются объективным показателем…
     Рассказал Иванов еще об одной проблеме. На лодке не хватает мичманов, и командование корабля вынуждено их растить из контрактников. Правда, себе в ущерб. Почему?
     - Подготовили мы классного специалиста, воспитали, отправили на учебу, а по окончании он к нам не возвращается, – сетует заместитель командира корабля по воспитательной работе. – Его по выпуске просто переназначают в другой экипаж. Из шестерых отправленных недавно на учебу назад получили лишь одного. Для флота это хорошо, но для экипажа – не очень. Обидно нам, это же наши люди, наши надежда и опора. А они уходят в «другие семьи». Вот поэтому сейчас мы с командиром приняли решение – пока три года человек не отслужит контрактником, в мичманы переводить не будем. Обижаются на нас. Но где брать людей, где искать выход? Наша задача - сделать из контрактников специалистов и по максимуму удержать их на лодке. Этого требует жизнь…


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex