на главную страницу

18 Ноября 2005 года

События. Комментарии.

Пятница

КАДРЫ ОПЯТЬ РЕШАЮТ ВСЕ

Беседу вел Владимир МОХОВ, «Красная звезда».



По поводу последних кадровых перестановок в Правительстве и Администрации Президента Российской Федерации сегодня приходится слышать самые разные оценки. Прокомментировать их «Красная звезда» попросила известного политолога директора Института политических исследований Сергея МАРКОВА.

     — Сергей Александрович, разброд мнений в экспертном сообществе в некотором смысле не может не удивлять…

     — Действительно, одни говорят, что победили силовики, другие доказывают, что верх взяли либералы, третьи уверены, что глава государства подобными перестановками пытается сохранить некий баланс власти. Нет недостатка и в прогнозах в отношении так называемого «преемника».
     Мы помним, что на предыдущие такие решения экспертное сообщество реагировало несколько по-другому. Например, снятие с поста руководителя Белого дома Михаила Касьянова оно предвидело, лишь чуть-чуть ошибившись в сроках. Появление на этом посту Михаила Фрадкова для всех стало неожиданностью, но тип нового председателя правительства – премьер-министра без явных политических амбиций, одновременно устраивающего и силовиков, и либералов, — в общем-то тоже был предсказан. В данном же случае предвидение не сработало.
     В то же время многие эксперты предвидели обратное. То, что Президент не будет заранее «палить» реального кандидата на пост главы государства. Ибо, если бросить его «в бой» сейчас, слишком много атак на него обрушится. Поэтому мне кажется, что во многом наблюдатели выступили здесь по принципу: о чем думаю, о том и пою. Что на душе, то и выливаю на поверхность.
     Вот они думают о проблеме 2008 года, и это правильно, поскольку такая проблема объективно существует. Но, пожалуй, они не замечают, что это противоречит определенной логике. Например тому, что президент наверняка будет предпринимать какие-то серьезные политические шаги не раньше 2007 года. Вспомните, что сам Владимир Путин всерьез «засветился» на политическом небосклоне только в августе 1999 года. Зачем же он будет устраивать фальстарт своему возможному преемнику?

     — В чем тогда смысл произошедших перестановок?

     — Я объясню, ибо другая логика вполне позволяет объяснить суть всех произошедших изменений. Мы знаем, что буквально за неделю перед этим произошло несколько важных событий.
     Во-первых, состоялось ежегодное совещание высшего государственного и военного руководства, посвященное реформированию Вооруженных Сил. И реформирование это было оценено достаточно позитивно. Однако глава государства обратил внимание на необходимость более четкой координации работы военно-промышленного комплекса, сказал о том, что необходимо не допустить коммерциализации армии и в то же время более интенсивно проводить процесс ее перевооружения, оснащения новой техникой, обмундированием и другими составляющими, из которых складывается боеспособность Вооруженных Сил. Для реализации этих шагов, способствующих укреплению мощи армии и флота, Сергею Иванову и были приданы новые функции. Что представляется совершенно естественным.
     Новый статус министра обороны отвечает тем задачам, которые поставил перед ним президент. Это углубление военной реформы, ее организационной составляющей. Это ориентация нашей «оборонки» прежде всего на удовлетворение нужд собственной армии.
     Это более тесное взаимодействие между силовыми министерствами, преодоление их межведомственной разобщенности. При этом сам Сергей Иванов неоднократно подчеркивал, что его главной работой остается завершение начавшихся в Вооруженных Силах качественных преобразований. Это не значит, что он будет распыляться. Это значит, что министр обороны получит больше властных полномочий, для того чтобы делать то, что он делает уже сейчас.
     В ту же логику вписывается и назначение Дмитрия Медведева. Как известно, под руководством президента недавно были разработаны национальные проекты, призванные кардинально изменить ситуацию в социальной сфере. Для Владимира Путина они очень важны. Ему важно, чтобы в России рос уровень жизни, строились новые дома и больницы, поднималось с колен сельское хозяйство. Чтобы население наконец почувствовало реальные перемены к лучшему.
     Поначалу было принято решение создать для реализации национальных проектов специальную комиссию. Но многие подвергли такое решение критике, опасаясь, что комиссия попросту станет параллельным правительством. Очевидно, этим доводам внял и президент, решив сосредоточить всю полноту власти и все «приводные ремни» именно в действующем правительстве. Для этого людей, которые разрабатывали эти национальные проекты, он фактически включил в состав Кабинета министров.
     Повторяю, для Владимира Путина очень важно, чтобы эти национальные проекты были реализованы не по логике пресловутого закона о монетизации льгот, которым остались недовольны многие россияне, в том числе и военнослужащие, военные пенсионеры. Важно не повторять те же самые ошибки.
     В то же время нельзя говорить, что Дмитрий Медведев брошен на усиление в правительство, поскольку Михаил Фрадков «не тянет». Фрадков занимается и, дай бог, будет заниматься тем, для чего он предназначен. Но поскольку в Кабинете министров существенно расширяется фронт работы, поскольку появились национальные проекты и уже сейчас ясно, что они не останутся голыми декларациями, поскольку явно обострились противоречия между двумя группами в правительстве (одна – во главе с премьером, другая – во главе с Грефом и Кудриным), появилась третья, как бы примиряющая и уравновешивающая сила.

     - Еще одна сила – региональные лидеры, на которых Президент России, судя по всему, тоже собирается делать ставку…

     - Очевидно, из этой же серии назначение губернатора Тюменской области Сергея Собянина главой президентской Администрации. Впрочем, есть и такие версии. Первая из них сводится к тому, что Владимир Путин готовит какие-то серьезные политические шаги в нефтегазовой сфере. А вторая состоит в том, что, по мнению главы государства, сегодня явно недостаточно задействован региональный кадровый резерв. Между тем сильных глав регионов в России немало.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex