на главную страницу

19 Ноября 2005 года

Планета людей

Суббота

Стратегия взаимодействия

На вопросы «Красной звезды»
отвечает министр обороны Индии
Пранаб Мукерджи

Беседу вел Алексей ВЕНЦЛОВСКИЙ.



5-е заседание российско-индийской межправительственной комиссии по военно-техническому сотрудничеству, завершившееся в среду в Москве, по мнению обеих сторон, принесло хорошие результаты. На нем были обсуждены вопросы поставки в Индию корабельных самолетов МиГ-29К/КУБ, модернизация авианосца «Адмирал Горшков» и 70 самолетов МиГ-29, которые находятся на вооружении ВВС Индии, а также совместное перспективное производство различных вооружений и военной техники. Что и говорить, сумма контрактов, которые в настоящее время только согласовываются, составляет 10 млрд. долларов США, а если учесть уже достигнутые договоренности, то это почти в два раза больше. «Это самый большой объем импорта оружия и техники Индией из какой-либо зарубежной страны», - отметил по окончании заседания глава индийского военного ведомства Пранаб Мукерджи. А затем он любезно согласился ответить на вопросы «Красной звезды».

     

     - Господин министр, вы довольны результатами встреч в Москве?

     - Российско-индийское военное сотрудничество уникально, поскольку наше взаимодействие в политической, экономической и военной сферах вышло на очень высокий уровень. Индия является самым большим импортером военного оборудования, платформ и вооружений из России, и такое сотрудничество будет только расширяться в дальнейшем.

     - Ваш визит в Москву состоялся вскоре после того, как вооруженные силы России и Индии провели совместное военное учение «Индра-2005». Какие выводы из него сделаны для развития военного и военно-технического сотрудничества между Индией и Россией?

     - Во-первых, надеюсь, что следующее учение пройдет уже в России в течение 2006-го или 2007 годов. А в целом хотелось бы отметить, что «Индра» дает нам возможность строить сотрудничество между военными организациями двух стран и тем самым не только отражать развитие наших вооруженных сил, но и давать им возможность учиться друг у друга.

     - Говоря о военном и военно-техническом сотрудничестве наших стран, не могли бы вы сказать, какое место в перевооружении индийских вооруженных сил отводится предприятиям российского оборонно-промышленного комплекса? Особенно если учесть перспективы оснащения индийской армии и флота новыми видами вооружений и военной техники?

     - Я не думаю, что можно детально обсудить в таком коротком интервью оборонную политику Индии и ее долгосрочные перспективы. Наша основная цель, и это касается любой другой страны, заключается в том, чтобы иметь такие армию и флот, которые смогут эффективно защищать индийские наземные и морские границы и, кроме того, морские пути, по которым осуществляется торговля и поставка энергоносителей. У нас протяженная граница с Китаем и Пакистаном с имеющимися там проблемами в вопросе обустройства этих границ. В северо-восточных частях страны, на границе с Мьянмой, существуют даже повстанческие движения. Длинная граница по побережью и протяженная экономическая зона, особенно в свете открытия новых месторождений газа в ней, тоже нуждаются в защите. И все это ложится на плечи вооруженных сил. Которые, к слову, сыграли важную роль при ликвидации последствий природных катастроф, таких как цунами в Индийском океане и землетрясение в Пакистане и Индии.
     Россия при этом остается главным поставщиком Индии в оборонной сфере. Недавнее приобретение авианосца «Адмирал Горшков» и танков Т-90 только подтверждает это. В будущем мы перейдем от отношений «покупатель - продавец» к совместному производству и продаже товаров военного назначения. Ракета «Брамос», например, разработана совместно, и по этому образу мы будем работать и далее. При этом не сомневаюсь, что Россия продолжит играть лидирующую роль в оборонном секторе Индии, потому как наши отношения основаны на глубоком доверии и ответственности. Тем более что в оборонной сфере надежность партнера имеет фундаментальное значение, а здесь Россия проверена временем.

     - Оборонная политика страны включает и такой аспект, как сотрудничество национальных вооруженных сил с армиями других государств. Какому направлению в этом отношении военно-политическое руководство Индии уделяет больше внимания: глобальной борьбе с международным терроризмом, созданию военно-политических союзов или сотрудничеству «по мере необходимости»?

     - Международный терроризм является очень серьезным вызовом для многих стран. Борьба с ним по своей природе должна быть всесторонней как в рамках ООН, так и при двустороннем и многостороннем сотрудничестве стран. Индия поддержала всестороннюю Конвенцию ООН против международного терроризма, и мы надеемся, что она будет одобрена в ходе нынешней сессии Генеральной Ассамблеи ООН. При этом каждая нация должна быть ответственна за те действия, которые она предпринимает в сотрудничестве с международным сообществом для ликвидации этой угрозы. А торговля наркотиками и отмывание денег, обеспечивающие террористов средствами на существование, также должны находиться под контролем.
     Кстати, когда мы говорим о глобальной борьбе против международного терроризма, вовсе не обязательно, что имеется ввиду использование военных средств, в том числе не только на национальной территории того или иного государства. Эта проблема должна решаться в значительной степени политическими и законными средствами, посредством активизации сотрудничества между правительствами и разведывательными агентствами. Причем таким образом, чтобы эти действия не привели к росту количества обвинений в использовании двойных стандартов.

     - В настоящее время вооруженные силы многих стран переквалифицируются на борьбу с терроризмом. Между тем любая армия, как известно, предназначена в первую очередь для отражения нападения извне, а в антитеррористической борьбе необходимо задействовать преимущественно подразделения полиции и спецназа. Какие в этом свете планы имеет военно-политическое руководство Республики Индия? На что в настоящее время делается упор в боевой подготовке войск: на подготовку к проведению антитеррористических мероприятий или на масштабные общевойсковые боевые действия?

     - В первую очередь наши вооруженные силы отвечают за оборону страны и безопасность ее внешних границ. Но в течение многих лет, и даже сегодня, мы подвергаемся террористической угрозе извне, поэтому наши вооруженные силы неизбежно вовлечены в антитеррористические операции в приграничных районах. То, с чем мы сталкиваемся, можно назвать даже своего рода войной. Между тем, в случае, если армия отойдет от границ, вся ответственность за борьбу с терроризмом ляжет на полувоенные формирования и полицейские силы. А внутри страны, по существу, с терроризмом «имеет дело» полиция. Вооруженные силы же привлекаются по мере необходимости для помощи аппарату внутренней безопасности.

     - Хватает ли индийским вооруженным силам денег, выделяемых правительством страны, и какие направления в текущей деятельности ВС РИ приоритетны при распределении бюджетных средств?

     - Бюджетные ассигнования на оборону в 2005-2006 годах поддерживались на уровне 830.000.000.000 рупий (около 19 млрд. долларов) или 2,6 процента ВВП страны. По сравнению с прошлым годом, это больше на 7,8 процента. Свыше 58,6 процента бюджета выделено на такие статьи расходов, которые позволяют адекватно увеличивать размеры жалованья и различных выплат в соответствии с инфляцией и другими специфическими требованиями военной службы. Оставшиеся 41,4 процента бюджета выделяются на работы по производству и приобретение по текущим контрактам, в том числе свыше 70.000.000.000 рупий (1,6 млрд. долл.) на модернизацию вооружения и военной техники. При этом приоритетами в финансировании армии остаются боевая подготовка и организация нормальной жизнедеятельности войск, модернизация и приобретение вооружения и военной техники, а также обустройство пунктов постоянной дислокации.

     - Есть мнение, что некие третьи силы хотят вытеснить Россию из Азии, уменьшить ее участие в региональной политике. В частности, с целью «охладить» ее отношения с Индией…

     -Я не знаю, какие третьи силы вы имеете в виду, и не вижу возможностей для того, чтобы такую сильную и большую страну, как Россия, могли вытеснить из регионов, где законно присутствуют ее интересы. Нашим двум странам ясно, какого уровня и в каких пределах должны быть их двусторонние отношения. При этом хочу подчеркнуть, что мы – стратегические партнеры. Это партнерство базируется на постепенном сближении долгосрочных интересов. К тому же, то, что Индия и Россия поддерживают постоянные и нерушимые дружеские связи в течение более чем пятидесяти лет, вовсе не является примером в отношениях двух любых других больших стран, и это выделяет нас. Но я не думаю, что чьи-то усилия, направленные на укрепление взаимовыгодного сотрудничества с Индией или регионом, если они следуют интересам мира и стабильности, нанесут ущерб индийско-российским отношениям.

     - Насколько тесными, по вашему мнению, могут стать отношения Индии, России и Китая, особенно если учесть, что в этом году состоялись российско-китайское и российско-индийское учения. Возможно ли создание тройственного союза Дели – Москва – Пекин, о чем сейчас много говорят? И насколько это может отразиться на деятельности Шанхайской организации сотрудничества?

     - Что касается ШОС, то в 2005 году мы получили статус наблюдателя ШОС, а не полноправного члена. Между тем совместные военные учения Индии и России продолжаются уже несколько лет, а сейчас стали проводиться на суше и на море. Надеемся, что в будущем масштаб «Индры» расширится. В то же время таких учений с Китаем Индия еще не проводила. Этот вопрос пока даже не поднимался. Тем не менее, политические, экономические и военные отношения с Китаем улучшаются. В последнее время увеличился объем двусторонней торговли, а посланники двух стран сели за стол переговоров для обсуждения вопросов по пограничным проблемам.
     К слову, на индийско-китайской границе есть так называемая линия контроля, где мы все чаще осуществляем «меры доверия» с целью улучшения наших отношений. Например, по обе стороны границы отмечаются государственные праздники обеих стран и проводятся совместные спортивные соревнования. А летом этого года Индию посетил премьер-министр Китая, и по ряду проблемных вопросов наметилось существенное продвижение. Поэтому диалог будет продолжаться. Правда, что касается «тройственного союза», то еще рано говорить о таком уровне сотрудничества на военной основе. Это только начало наших взаимоотношений, ведь сразу всего не бывает.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex