на главную страницу

19 Ноября 2005 года

Планета людей

Суббота

О КАДРАХ И НЕ ТОЛЬКО

Матвей КОРОЛЕВ,
президент Фонда поддержки народных инициатив.




     На этой неделе Президент Владимир Путин провел серьезные кадровые перестановки в высших эшелонах власти. Новым руководителем президентской Администрации стал тюменский губернатор Сергей Собянин. Ее бывший глава Дмитрий Медведев назначен первым заместителем председателя российского правительства. Вице-премьером стал министр обороны Сергей Иванов, сохранивший при этом статус главы военного ведомства. В отставку отправлены два полномочных представителя президента – в Приволжском федеральном округе Сергей Кириенко и в Дальневосточном федеральном округе Константин Пуликовский. Первый их них уже получил очередное назначение, сменив Александра Румянцева на посту руководителя Федерального агентства по атомной энергии. Новыми президентскими полпредами в Поволжье и на Дальнем Востоке стали прокурор Башкирии Александр Коновалов и бывший мэр Казани Камиль Исхаков.
     Российские и зарубежные СМИ на протяжении нескольких дней пытаются найти в произошедших событиях ответ на ключевой вопрос: что именно имел в виду глава государства, принимая столь важные кадровые решения? Выдвигаются самые различные версии – от начала политической «раскрутки» вероятного преемника на выборах 2008 года до технической рокировки, призванной сгладить некоторые не совсем удачные последствия административной реформы.
     Полагаю, что многие из звучащих сегодня комментариев содержат рациональное зерно. Безусловно, за два с небольшим года до старта президентской избирательной кампании любые перемещения ключевых властных фигур не могут не иметь политического контекста. Не сомневаюсь, что стремление исправить просчеты в реформировании системы исполнительной власти здесь также имеет место. По меньшей мере в том, что касается очевидной недостаточности единственного вице-премьера Александра Жукова даже для простого «переваривания» гигантского правительственного документооборота.
     Однако главное значение происшедшего, как мне кажется, следует искать в другом. Возможно, с упомянутых кадровых перестановок начался процесс перераспределения полномочий между Старой площадью и Краснопресненской набережной, о котором говорят уже довольно давно. Есть основания полагать, что президентская Администрация постепенно сконцентрируется на обеспечении конституционных прерогатив главы государства, в частности в области внутренней и внешней политики, безопасности и расстановки кадров. При этом вопросы экономики и государственных финансов, а также отраслевая проблематика окончательно перейдут в сферу ведения Кабинета министров, который примет на себя основную ответственность за текущее экономическое и социальное развитие страны.
     Таким образом, события этой недели можно истолковать как первые шаги в сторону усиления правительственного блока в системе федеральной власти. Посудите сами.
     С переходом в правительство Дмитрия Медведева на Краснопресненскую набережную переместился центр управления четырьмя приоритетными национальными проектами, объявленными президентом, – по совершенствованию системы отечественного образования, здравоохранения, созданию доступного жилья и развитию сельского хозяйства. Это базовые сферы жизни страны, имеющие, помимо социально-экономического, важное политическое значение. Кроме того, ранг первого вице-премьера, дополненный серьезным политическим весом, позволит Дмитрию Медведеву эффективно управлять так называемыми горизонтальными связями, координировать взаимодействие министерств, агентств и служб. Не секрет, что усилившаяся в процессе административной реформы межведомственная неразбериха значительно осложняет текущую работу Кабинета министров. Прежде всего в части принятия решений по экономическим и финансовым вопросам. Здесь опыт бывшего главы кремлевской администрации, занимавшегося на прежнем посту всем спектром государственных проблем, а также его личный авторитет для глав Минэкономразвития и Минфина могут оказаться незаменимыми.
     Большей скоординированности требует сегодня и система управления отечественным оборонно-промышленным комплексом. Решение этой непростой задачи возложено на министра обороны Сергея Иванова, ставшего после Николая Булганина вторым в истории страны руководителем военного ведомства в ранге заместителя председателя правительства. Как известно, в настоящее время вопросы ВПК относятся к компетенции целого ряда государственных структур. Наряду с Министерством обороны ими, в частности, занимается Минпромэнерго. Ему подчиняется Федеральное агентство по промышленности, отвечающее за направления, ранее относившиеся к Российскому агентству по обычным вооружениям, Российскому агентству по боеприпасам и Российскому агентству по системам управления. Среди других оборонных ведомств – Федеральное агентство по атомной энергии и Федеральное космическое агентство, а также Федеральная служба по оборонному заказу. Таким образом, единой государственной структуры, отвечающей за российскую «оборонку», на сегодняшний день не существует.
     Вместе с тем потребность в ее создании очевидна. Иначе в силу ведомственной разобщенности и отсутствия единых государственных приоритетов в развитии оборонной промышленности мы просто не сможем в обозримой перспективе выйти на новые рубежи технологического оснащения наших Вооруженных Сил. Планируется, что эта работа будет осуществляться под непосредственным руководством Сергея Иванова, в чьем ведении впоследствии будет находиться новый постоянно действующий государственный орган. Серьезный импульс получит также работа Комиссии Правительства Российской Федерации по военно-промышленным вопросам.
     Наконец, появляется возможность преодолеть порочную практику последних лет, когда представляемые Минобороны предложения по формированию оборонных статей федерального бюджета подвергаются необоснованному сокращению в Минэкономразвития и Минфине. Повышение статуса министра обороны позволит военному ведомству играть решающую роль в определении параметров бюджетных расходов на оборону, включая государственный оборонный заказ.
     Одно это позволяет позитивно оценивать состоявшиеся кадровые перемены, с большим оптимизмом смотреть на будущее российских Вооруженных Сил.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex