на главную страницу

19 Ноября 2005 года

Оружие России.

Суббота

«Мотовоз» и «мустанг» в одной упряжке

Юрий АВДЕЕВ, «Красная звезда».



Как уже сообщала «Красная звезда», на базе ПУрВО под руководством начальника Главного автобронетанкового управления (ГАБТУ) Минобороны РФ генерал-полковника Владислава Полонского прошел сбор начальников бронетанковой и автомобильной служб видов ВС РФ, военных округов (флотов), родов войск ВС, армий (корпусов, флотилий). Разговор о путях сохранения и развития парка БТВТ, путях ее модернизации, перспективах обеспечения войск новой техникой состоялся острый, потому что проблем в данной области, к сожалению, еще немало.


     Задача задач – сохранение бронетанковой и автомобильной военной техники. Не секрет, что не отправленная вовремя на ремонт техника в частях, как правило, разукомплектовывается, а проще говоря, разворовывается. Вот почему начальник ГАБТУ потребовал неукоснительно соблюдать действующие руководящие документы, согласно которым неисправная БТВТ должна отправляться в ремонт в течение трех дней.
     Немало резервов кроется в такой простой на первый взгляд форме работы, как грамотный учет. В ПУрВО, например, за счет этого разукомплектование техники снизилось в несколько раз. Но есть и диаметрально противоположные примеры. В СибВО комиссия
     ГАБТУ обнаружила массовое разворовывание на БМП-3 и Т-90. Остается только задаться риторическим вопросом: куда смотрели должностные лица, отвечающие за эксплуатацию и сохранность боевых машин? Впрочем, «выход» местные начальники нашли, предложив один из разграбленных Т-90 установить в качестве… памятника! Только после вмешательства ГАБТУ боевую машину стали возвращать к жизни. Впрочем, не сказала здесь своего слова и военная прокуратура, ведь государству был нанесен ущерб в размере 650 млн. рублей – именно столько средств было затрачено на первом этапе восстановления разворованной БТВТ. А виновных так и не нашли. Или не искали?
     Не менее острой проблемой является хранение техники расформированных частей и соединений. Как показывает практика, создание складов НЗ с боевыми машинами в строевых частях - не выход. Прежде всего не хватает личного состава для охраны, да и сами воинские части в качестве сторожей - весьма дорогое удовольствие для государства. К тому же парки и склады зачастую находятся в плачевном состоянии и нуждаются в ремонте, только в ПУрВО таких 80 процентов. А вот еще одна цифра: для сохранения стационарного парка требуется порядка 360 млн. рублей. И хотя финансирование по линии ГАБТУ меняется в лучшую сторону – по сравнению с 2004 годом оно увеличилось в два раза, 18 воинских частей обеспечено комплектами паркового оборудования, все же этого явно недостаточно.
     Интересное предложение прозвучало от начальника автомобильной и бронетанковой службы ВМФ генерал-майора Виктора Гуляева. Он предложил на флотах и в округах организовать базу хранения сверхштатного (высвобождаемого) вооружения и техники, где основным подразделением станет военизированная охрана (ВОХР), в зависимости от количества хранимой там техники создать группы (отделы), в которые включить необходимое число специалистов для выполнения работ. Именно оттуда техника в дальнейшем пойдет на модернизацию, доукомплектование или списание. После использования всей техники по назначению такая база безболезненно прекратит свое существование. В результате при минимуме затрат будет обеспечено сбережение дорогостоящих комплексов. В противном случае найдется немало желающих заняться разработкой очередной «золотой жилы» - машин, нуждающихся в ремонте, не одна тысяча.
     Нельзя обойти и такую проблему, связанную с созданием частей постоянной готовности. Согласно федеральной программе на обустройство военных городков выделяются немалые средства, однако расходы на создание парков боевых машин занимают в лучшем случае одно из последних мест, а то и вовсе отсутствуют. К чему приведет такая вот «экономия», догадаться нетрудно.
     Еще одно «узкое место» обозначил командующий войсками ПУрВО генерал армии Владимир Болдырев. Даже если до частей и доходят средства на восстановление БТВТ, при существующих штатах и технической базе ремонтных подразделений эффективно их использовать становится все более проблематично. Станочное оборудование имеет запредельные сроки эксплуатации, а на его замену даже на уровне округа не выделяются средства. Зачастую сложные виды вооружения от 1,5 до 2 лет находятся в ожидании плановых работ. Понятно, как негативно это сказывается на боевых возможностях частей и соединений. Идет «вымывание» современной составляющей боевого потенциала ВВТ. Мириться с этим нельзя.
     Начальник штаба ГАБТУ генерал-лейтенант Юрий Коваленко обратил внимание на такой аспект: некоторые начальники самоустраняются от решения задач, связанных с поддержанием боеготовности техники, мол, есть дела поважнее. В этом случае командование ГАБТУ будет принимать все меры, вплоть до освобождения от должности таких горе-начальников. Иждивенцы в штатном расписании не предусмотрены.
     Справка «Красной звезды». В автопарке ВС России находится 40 моделей машин и автомобильных базовых шасси (АБШ), на которые монтируется более 1,5 тысячи единиц объектов ВВТ всех видов и родов войск.
     Не секрет, что для одних автомарок комплектующие и запасные части уже не выпускаются, с другими подобное произойдет в ближайшее время. Понятно, что эта техника, пользуясь медицинской терминологией, ремонтно неаперабельна. Выход видится в замене устаревших образцов и сокращении модельного авторяда.
     Именно такое решение было принято летом этого года Советом Безопасности РФ. Войсковое звено Российской армии, части обеспечения ВМФ и ЗРВ переходят на эксплуатацию автомобилей и АБШ «Мотовоз» Уральского автомобильного завода. Одновременно с этим оперативное звено, ВВС и ПВО, ВДВ, соединения и части Тыла «оседлают» «Мустангов» Камского автомобильного завода. При этом речь идет не о дальнесрочных планах, а о дне сегодняшнем.
     Участники сбора посетили соединения и части ПУрВО, где работа по замене АБШ уже идет полным ходом, а точнее, подходит к своему завершению. В одной из частей Самарского гарнизона была продемонстрирована организация работ по перемонтажу образцов ВВТ на унифицированные автомобильные шасси. Генерал-полковник В. Полонский обратил особое внимание на необходимость взаимодействия с генеральными конструкторами и производителями техники. Несогласованность действий приводит к серьезным упущениям.
     Наиболее ярко это видно на «Мустангах». При переходе на новое шасси высвобождается немало свободного места за кабиной водителя. Его надо использовать, как говорится, по уму – здесь можно разместить дополнительное выносное оборудование, увеличить объем кунга и т.д. Такие предложения от специалистов из войск надо собрать, обобщить и отдать для внедрения разработчикам и производителям. Именно так поступили в службах Тыла, где хотят максимально использовать возможности новой техники. Знаменитая в войсках «хлебовозка» на базе ГАЗ-66 выглядит анахронизмом на
     КамАЗе. К тому же «Мустанг» - более высокая машина. Значит, стоит подумать о переоборудовании, ведь теперь достать лоток с хлебом с верхнего яруса будет непросто.
     Другой пример. Минометный расчет, пересев с ГАЗ-66 на «Мотовоз», получил в свое распоряжение не только электролебедку, с помощью которой можно быстрее изготавливать оружие к бою и сворачиваться с боевой позиции. Грузоподъемность новой машины дает возможность брать дополнительный боекомплект. А еще можно улучшить размещение минометчиков. Словом, есть над чем подумать.
     Справка «Красной звезды». Количество марок машин, выполняющих в войсковой части грузоперевозки, с 8 сократилось до 3. За счет повышения грузоподъемности уменьшилось и количество автомобилей. Номенклатура постоянных запчастей снизилась с 8,5 тысячи единиц до 2,1. Гарантийный срок эксплуатации стал 10 лет (при пробеге 45 тыс. км). При этом средняя скорость движения в составе колонны выросла с 25 до 35 км/час. Затраты на эксплуатацию уменьшились в два раза.
     Повышенный интерес участников сбора вызвало практическое занятие на местности, в ходе которого рассматривались вопросы организации работ частей ТТО и АТО фронтового звена в ходе оборонительной операции. Одно дело, когда спецтехника представлена на выставке, и совсем по-другому она выглядит в полевых условиях. Именно здесь она проходит реальную проверку, демонстрируя преимущества и недостатки.
     Привлекают внимание перспективные разработки, выполняемые 21-м НИИ автомобильной техники. Там разрабатываются колесные эвакуационные тягачи: легкий (КЭТЛМ), средний (КЭТ-СМ), тяжелый (КЭТ-ТМ), а также средний гусеничный эвакуационный тягач (ГЭТ-СМ). Придут в войска новые ремонтно-эвакуационные машины колесные: РЭМ-КЛ (легкий класс), РЭМ-КС (средний класс),
     РЭМ-КТ (тяжелый класс) и гусеничные: РЭМ-ГЛ, РЭМ-ГС,
     РЭМ-ГТ. Есть несколько вариантов на разных базах. На большинстве машин планируется использовать гидравлический привод, более мощные лебедки, энергоагрегат, сварку, рабочий отсек для создания наиболее оптимальных условий труда.
     В батальонном звене произойдет замена мастерской технического обслуживания МТО-АТ-М1 на МТО-1АМ1, которая имеет пять вариантов комплектации, созданных для обслуживания определенных типов и марок машин. Расширены возможности по ремонту в ПАРМ-1АМ1 и ПАРМ-3А путем установки дополнительного оборудования и приспособлений. Планируется замена старых станков на современные малогабаритные модели. За счет большего числа палаток и наметов увеличено число производственных помещений, позволяющих выполнять работы в любую погоду. Для этого в комплект включили отопительно-вентиляционные установки ОУ-95, через 10 минут их работы в палатке можно работать без верхней одежды.
     Во фронтовом ремонтном звене стараются уйти от поточного метода с полной разборкой - в полевых условиях он очень громоздкий, тяжелый, энергоемкий и не оправдывает себя. Идет переход к ремонту по техническому состоянию на специализированных постах, агрегатах и узлах. Создается новый облик агрегатно-ремонтных средств, которые станут мобильными и компактными.
     Не оставлены без внимания мастерские: в них реализованы разработки нескольких НИИ и применено абсолютно новое оборудование. Например, в мастерской сварочных работ устанавливается силовой генератор мощностью 30 кВт и напряжением 400 В с приводом от двигателя. Новый сварочный комплекс с выпрямителем на 500 А, газовым и плазменным оборудованием позволяет выполнять резку, сварку цветных металлов с использованием аргона, порошковой проволоки, а также с электродами для цветных металлов. Для последних предусмотрен сушильный шкаф. В итоге расширен перечень выполняемых технологических работ, повышено их качество.
     Начинается поставка в войска мастерских фургонного типа: для сварочных работ, по ремонту приборов питания топливом
     (МРП-АМ1), заряда и ремонта аккумуляторных батарей (МЗА-М1). Ждут в частях и мастерские контейнерного типа по ремонту топливных насосов автомобильных, дизельных двигателей
     (МРТН-М2), автомобильного электрооборудования (МРЭ-М2), тормозов (МРТ-3М2). Они будут размещены на 8-тонном прицепе.
     Надо признать, задействованные в практическом показе подразделения подготовились основательно. Размещение техники, действия специалистов заслуживали самой высокой оценки. Только вот в бочке с медом была и ложка дегтя: из общего позитивного ряда выбивались трещащие на всю округу радиостанции. Двигатели «Ульяновец» УД-2, вырабатывающие ток для радиостанций, выпущены более трех с половиной десятилетий назад! 8-сильные движки грохотали на весь лес, выдавая потенциальному противнику место расположения наших войск. Ведь еще со времен Великой Отечественной войны известно: где радиостанция - там штаб. Лучшую наводку для врага трудно представить...
     В заключение хочется сказать вот о чем. Прошедший сбор стал во многом знаковым в свете задач по перевооружению войск, поставленных Верховным Главнокомандующим перед руководящим составом ВС РФ. Будущее – за мобильными, хорошо оснащенными частями и подразделениями. И, как показал прошедший на базе ПУрВО сбор, мы движемся в правильном направлении.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex