на главную страницу

23 Ноября 2005 года

Планета людей

Среда

Всего ли хватит на наш век?

Вадим МАРКУШИН



     Разгулы стихии на побережье Атлантики, да и не только там, периодически потрясают нервную систему человечества. В многоголосном хоре экспертов, обращенном к этой теме, особым тембром звучат мнения тех, кто считает, что люди расплачиваются за собственные прегрешения. При этом они указывают в первую очередь на американскую индустрию, которая, как известно, наносит самый весомый вред природе своими ядовитыми выбросами. Умерить цивилизованное варварство, подписывать Киотский протокол власти США не желают, аргументируя это «экономической нецелесообразностью». И атмосфера планеты, возмущенная парниковым эффектом, реагирует своим буйством там, где ей более всего досаждают.
     Между тем ураганы и смерчи Атлантики – это уроки не только для американцев. Учиться культурному сосуществованию со средой обитания следует всем. А уж россиянам – так в первую голову. К сожалению, на эту проблему в сегодняшней России если и обращают внимание, то какое-то формально-лозунговое, далекое от хорошо оформленного общественного движения в защиту родной природы. При том, что в стране немало пламенных подвижников, пытающихся растормошить народ, усовестить власть, передать всему обществу свои душевные боли, вызываемые фактами цивилизованного варварства.
     Сделать это при нашей извечной склонности подменять организаторскую работу риторикой и просветительством нелегко. Тем не менее шанс дожить до «царства сферы разума», как выражался Владимир Вернадский, у нас остается вполне реальный. Этот шанс дает нам не Бог, не Кремль, не Киотский протокол, а усовершенствованное местное самоуправление.
     Всемерно снижать массу ядовитых выбросов транспортных средств, предотвращать появление оврагов, засорение водоемов, обеднение пахотных земель, не допускать стихийной вырубки леса, противостоять «мусорной экспансии» – конкретные задачи конкретных людей, проживающих на данной территории. При этом ясно, что люди сами не встанут, не построятся в колонну по четыре и не пойдут на ликвидацию собственных грехов. Их надо сорганизовать, вдохновить, в конце-то концов, принудить к бережному отношению к природе, к чистоте.
     В Тамбове недавно довелось познакомиться с проектом федеральной автоматизированной системы мониторинга критически важных объектов и особо опасных грузов. Там полагают, что он может стать частью концепции химической безопасности Российской Федерации. Речь идет о создании глобальной системы наблюдения, включая космические спутниковые каналы, за состоянием потенциально опасных объектов на территории России, которая позволит предсказывать возможность появления негативных факторов и противодействовать им.
     По словам начальника управления по охране окружающей среды и природопользованию администрации Тамбовской области Надежды Петровой, замысел заключается в том, чтобы создать единый навигационный центр системного мониторинга, который бы собирал всю информацию о состоянии окружающей среды, химически опасных объектов, здоровья населения. Вся полученная информация после комплексного анализа наполнит единую базу данных для принятия решений.
     Внедрение проекта начнется с того, что на каждой машине будут устанавливаться датчики, позволяющие отслеживать ее положение в пространстве из центра управления. И хотя сразу в полном объеме эту работу наладить невозможно, тамбовские специалисты надеются года за два с участием федеральных органов власти ее завершить. Они подчеркивают, что проект им поручен не случайно, поскольку на протяжении ряда лет исследования велись с привлечением ученых Тамбовского государственного университета, у которых также имеются наработки в области химической безопасности.
     Более того, в разработке принципиально новых технологий информатизации и телекоммуникации тамбовские специалисты связаны договорными отношениями с Росавиакосмосом. Непосредственное наблюдение за объектами будет вестись со спутников, данные с которых также будут отслеживаться из центра. Это будет происходить независимо от того, докладывает предприятие о загрязнении окружающей среды, аварийной ситуации или нет. Следовательно, они сократят свое вредное влияние на среду, если будут знать, что в случае выброса их схватят за руку моментально.
     Если мы хотим сохранить здоровье нашей окружающей среды для потомков, мы должны широко внедрить эту идею в образовательный процесс, кардинально изменить поведение людей, то есть самих себя освободить от застарелых дурных привычек. В Турции человека, бросившего мимо урны окурок, штрафуют на 500 долларов. А в российской столице из окон многоэтажных домов летят не только окурки и бутылки, но и мусор в кульках. При том, что на лестничной площадке есть мусоропровод. Но ведь двор – это тоже среда обитания, самая что ни есть. С наших дворов и начинается культура общения с природой. Если ее нет под собственным окном, так уж в пригородном лесу и подавно царит махровое свинство. Аналогия с этим домашним животным нам, русским, не нравится, а подняться над своей нечистоплотностью не можем.
     В Германии около невзначай пролитой лужицы автола мгновенно возникает полицейский патруль. Тут же протокол, штраф и прочее. А в подмосковные водоемы тоннами течет всякая отрава, и не найти виновников. «Поразить позор нашего времени», – призывал Гоголь, размышляя о наших грехах. Много ли мы поразили грехов в своем поведении за полтора века?
     Среди нас, россиян, пока слишком много таких, которым кажется, что на их век чистой воды и чистого воздуха как-нибудь хватит. Способны ли мы излечиться от этого легкомысленного эгоизма? Дать утвердительный ответ на этот вопрос – значит выявить плохо обоснованный оптимизм. Но не давать – еще хуже. Ведь наши светлые помыслы выстроены на святой вере в ум и совестливость человека.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex