на главную страницу

23 Ноября 2005 года

Профессионал

Среда

ДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ЗАДВОРКИ

Юрий БЕЛОУСОВ.



     О сумме финансового довольствия военнослужащих-контрактников, об их вещевом обеспечении, размещении на новом месте службы, о командирах, нарабатывающих азы взаимопонимания с пока еще неординарной для войск категорией солдат, и об укомплектованности частей постоянной готовности новым вооружением, техникой сегодня говорят немало. И вроде бы многое из того уже понятно. За исключением, пожалуй, одного: в каком русле командирам строить воспитательную работу с контрактниками?
     Вопрос этот, кстати, непраздный. Если кто-то по-старинке думает, что определившийся на контракт доброволец с «гражданки» – это тот же солдат срочной службы, то он в корне ошибается. В какой-то степени подобное суждение допустимо по отношению к срочнику, заключившему с Минобороны договор о переходе на иной войсковой статус. Но и оно будет верно лишь на незначительной «дистанции» адаптационного периода, вслед за которым новоиспеченный волонтер, по отзывам офицеров частей постоянной готовности, неизменно приступает к поиску ответов на вполне закономерные вопросы: «где я?», «что я здесь делаю?» и «где обещанные блага?».
     - Анализ дисциплинарной практики военнослужащих по контракту показывает, что основная масса волонтеров быстро и ясно для себя находит ответы на эти и ряд других насущных вопросов, - делают вывод офицеры управления воспитательной работы Приволжско-Уральского военного округа. – У таких и служба, что называется, спорится.
     Но, тут же уточняют окружные воспитатели, как и в любом другом начинании, процесс комплектования частей, в том числе и «добровольцами из народа», не лишен пресловутой оборотной стороны медали. Где одна из его составляющих – воинская дисциплина.
     Тот же ежемесячный анализ дисциплинарной практики в округе говорит о том, что число правонарушений, совершаемых военнослужащими по контракту, не склонно к уменьшению. Пусть цифры пока не большие, но и они настораживают. Причем, что любопытно, в числе, к примеру, контрактников, как ни странно, доминируют… вчерашние военнослужащие срочной службы. На простой вопрос «Почему?» сами беглецы отвечают не менее прозаично: «До заключения контракта нам обещали свободный выход в город, регламентированный служебный день, выходные. Но наша нынешняя жизнь ничем не отличается от положения солдат-срочников».
     В унисон им вторят и те, кто пришел в войска с «гражданки». 30 – 35-летние мужчины, обремененные, в хорошем смысле слова, семейными проблемами, вынуждены раз за разом по окончании служебного дня выпрашивать (порой безрезультатно) увольнительные записки для встречи с женой и детьми. Та же ситуация - в выходные и праздничные дни. Это подталкивает «женатиков», а вслед за ними и холостяков самовольно оставлять место службы. И уже одно правонарушение, случается, прицепом тащит за собой вереницу других, более серьезных. Свидетельство тому - несколько выписок из дисциплинарной практики волонтеров: «В здании вокзала города Чебаркуля рядовой контрактной службы Костенко, применив насилие, похитил 50 рублей», «Рядовой контрактной службы Чурчавин открыто похитил у гражданина две бутылки пива», «Угрожая физической расправой, рядовой контрактной службы Гулиян похитил у гражданина сотовый телефон». И так далее.
     Еще одной дисциплинарной «обочиной», по мнению как офицеров, так и контрактников, можно считать с потугами реализуемое на местах обещание вербовщиков предоставлять волонтерам благоустроенное служебное жилье, а в перспективе участвовать в накопительно-ипотечной программе.
     - На деле до недавнего времени приходящие в соединение добровольцы вместо обещанного размещения в общежитии довольствовались местом в палатке с буржуйкой, - заметил в разговоре старший помощник начальника отделения воспитательной работы по профилактике правонарушений мотострелкового соединения постоянной готовности подполковник Юрий Тушин. – Отчего нередкой была ситуация, когда, увидев свое новое место проживания, будущий контрактник разворачивался и… деру. Но и среди тех, кто оставался, неприхотливыми оказывались не все. А каков быт, говорят, такова и дисциплина.
     Можно добавить: таковы и мысли о личной перспективе.
     - Если, конечно, подобную перспективу можно признать таковой, - делится личными наблюдениями подполковник Тушин. – На днях я разъяснял контрактникам положения накопительно-ипотечной программы. На занятии присутствовали более 150 человек. Рассказывал, что при повторном заключении контракта каждый из них будет вправе претендовать на ипотеку. Хотите знать, каков итог мероприятия? Маломальский интерес удалось вызвать лишь у трех военнослужащих. По постным лицам остальных было понятно: они не воспринимают 2 - 3-летнее будущее за реальность. Потому что, и это надо признать, еще не видят себя в нем. А чего нет, тем не дорожат.
     Хуже того, к тому не стремятся. В продолжение темы один из офицеров управления воспитательной работы ПУрВО припомнил, как во время работы в соединении провел один и тот же диалог с несколькими контрактниками:
     - Сколько служишь?
     - Год.
     - На сколько контракт заключил?
     - На три года.
     - Когда на дембель собираешься?
     - Через год.
     Вот такая арифметика по-волонтерски…
     Разумеется, командиры подразделений в курсе индивидуального настроя подчиненных. Вместе решая стоящие задачи, что называется, от подъема до отбоя, трудно не заметить отношение военнослужащих к службе: кто-то относится к порученному делу с полной ответственностью, а кто-то – спустя рукава, да еще с «залетами».
     Здесь проступает еще один аспект – воздействие на нерадивого подчиненного.
     - Раньше нарушителю можно было влепить наряд вне очереди, объявить «строгач», отправить его на гауптвахту. Теперь последнего нет, а от предыдущих методов дисциплинарного воздействия контрактнику ни холодно ни жарко, - в сердцах отмечают войсковые офицеры.
     В подтверждение сказанному подполковник Тушин привел пример из личного опыта. В обеденный перерыв он и заместитель командира мотострелкового полка подполковник Владимир Елагин зашли в магазин. «Первое, что бросилось в глаза, - вспоминает Тушин, – контрактник, распивающий «из горла» слабоалкогольный напиток. В ответ на замечание двух старших офицеров тот, не долго думая, выдал: «Ну как же вы мне надоели…»
     И, что обидно, сетуют офицеры низового звена, по причине сохраняющегося недокомплекта волонтеров командование не склонно прерывать контракты с правонарушителями. Особенно в тех случаях, когда речь идет о контрактниках, проходящих службу в экономически развитых районах и крупных городах. Причина банальна – даже с учетом прошедшего повышения денежного довольствия военнослужащим предлагаемая контрактнику сумма денежного содержания не превалирует над гражданским средним размером оплаты труда. И, значит, остается непривлекательной для участия мужского населения в ФЦП.
     Значит, положение безвыходное?
     «И контрактника можно держать в рамках, - не соглашается в разговоре подполковник Тушин, - если разумно и активно апеллировать к практике наказания рублем. Лишение надбавки за сложность и напряженность, квартальной премии, ЕДВ приводит в чувство даже отъявленных нарушителей воинской дисциплины».
     Однако выстраивание служебно-должностных отношений с подчиненными лишь «кнутом без пряника» ни к чему хорошему не приведет. В этом убеждены офицеры и управления воспитательной работы ПУрВО, и соединения постоянной готовности, где служит подполковник Тушин. Причем под антиподом «кнута» имеется в виду не столько система поощрений за отличия в служебной деятельности, сколько построение грамотной работы командира с подчиненным личным составом. В общем плане речь идет о разъяснении офицерам, в первую очередь низового звена, азов взаимоотношений с участниками ФЦП, а в частности, с военнослужащими, которые возрастом ближе скорее к комбату, нежели к командиру взвода, роты. Для этого на базе управления воспитательной работы ПУрВО разрабатываются для войск округа соответствующие методические пособия и рекомендации. Плюс ко всему на должности офицеров-воспитателей подбирают не абы кого, а желающих работать на «психологической волне» и предрасположенных к этому виду деятельности.
     Работающие с контрактниками офицеры на «ура» восприняли озвученное  на прошедшем в Москве совещании руководящего состава Вооруженных Сил РФ Сергеем Ивановым направление по созданию в войсках института профессиональных сержантов. «Младший командный состав должен профессионально заниматься обучением и воспитанием подчиненных, - отметил глава военного ведомства. - Пришло время сделать так, чтобы младший командир, постоянно находясь рядом с солдатом, стал для него учителем, наставником и воспитателем…  Тогда наверняка исчезнут многие предпосылки для неуставных взаимоотношений в воинских коллективах, а наличие в подразделениях более старших по возрасту и обладающих большим жизненным опытом сержантов, несомненно, позитивно скажется и на общем состоянии правопорядка и воинской дисциплины в войсках».
     «Но для этого сержанта надо выделить из общей массы личного состава, - полагают войсковые офицеры. – Сегодня, к сожалению, младший командир ничем не отличается от подчиненных. Он один из них. Потому и общение с командиром отделения рядовой состав выстраивает, будто с равным. А к равному, как известно, можно не прислушиваться, с ним можно не соглашаться, что при стремлении к поддержанию войсковой субординации, тем более в разновозрастных коллективах участников федеральной целевой программы, в корне недопустимо. Повышение денежного довольствия (которое сегодня практически не отличается от сумм, получаемых рядовым составом), проживание в отдельной сержантской зоне подразделения (что на деле приведет к соответствию с изначальным замыслом должности – отделенный командир) и как следствие – повышенный спрос за положение дел в вверенном отделении – вот лишь некоторые из направлений, которые позволят воспитать в том числе заинтересованного блюстителя правопорядка и воинской дисциплины».
     «А если, - добавляют работающие с контрактниками офицеры, - создание качественно нового сержантского состава дополнить приходящими в подразделения выпускниками вузов, получившими наравне с устоявшимися учебными дисциплинами базовые знания по работе с контингентом контрактников, то вполне можно рассчитывать на существенные подвижки в общей дисциплинарной практике частей и подразделений постоянной готовности».
     «Впрочем, - заметил в приватной беседе один из офицеров штаба округа, - даже если в данном направлении ничего не предпринимать, как минимум через год, когда будет преодолен «экватор» ФЦП, определенная ясность все же наступит. Вот только вряд ли ее итоги добавят вдохновения. Потому что под лежачий камень, как известно, вода не течет».


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex