на главную страницу

24 Ноября 2005 года

Планета людей

Четверг

Труба как орудие дипломата

Константин КОРШУНОВ.



     Кто из старшего поколения не помнит выражения забытых сегодня классиков «булыжник – орудие пролетариата». Таким инструментом обеспечения национальных интересов на мировой арене выступает «труба», точнее говоря, сеть магистральных нефте- и газопроводов, посредством которых государство российское обеспечивает углеводородным сырьем страны ближнего и дальнего зарубежья. Состояние мировой экономики таково, что без нефти и природного газа не могут обойтись ни Соединенные Штаты Америки, ни государства Евросоюза, ни страны, которые с трудом можно найти на глобусе. Не нравятся многим из них Россия, ее историческое прошлое, нынешняя политика и внутренние порядки, но хозяйственные интересы заставляют сотрудничать с Россией.
     И это, по большому счету, правильно. Как говаривал мудрый лидер одной азиатской державы, не важно, какого цвета кошка, главное, чтобы она ловила мышей. То же Токио, наверное, может сетовать на неуступчивость более слабой экономически Москвы в политических переговорах, но интересы большого бизнеса, потребность в нефти и газе северной державы заставляют искать с ней компромиссы. Как стало известно на днях, Россия и Япония договорились в течение 2006 года урегулировать вопросы, связанные с возможным участием японских компаний в реализации второго этапа строительства трубопровода «Восточная Сибирь - Тихий океан» (Тайшет - Сковородино - бухта Перевозная), полагая, что это отвечает стратегическим интересам обоих государств. Ожидается, что стороны будут сотрудничать в разведке и освоении месторождений нефти, ее транспортировке и переработке. Речь, в частности, идет об обеспечении условий для успешной реализации проекта «Сахалин-1» и «Сахалин-2». Японские бизнесмены, закрыв глаза – и правильно – на надуманную в общем-то проблему Южных Курил (ведь стала же Страна восходящего солнца экономической сверхдержавой без этих каменистых островков суши), готовы по прагматическим соображениям участвовать в освоении нефтяных ресурсов на территории России совместно с российскими компаниями. Японские предприниматели могли бы при желании поучаствовать в реализации проекта строительства газоперерабатывающего комплекса в городе Саянске.
     Впрочем, успешное развитие российско-японского экономического сотрудничества не столько заслуга дипломатии, сколько результат здравомыслия наших азиатских партнеров, заинтересованных в стабильной поставке углеводородного сырья из России, ведь на Ближнем Востоке ситуация нестабильна, да и транспортные издержки оттуда немаленькие, принимая во внимание, в частности, обостряющуюся проблему морского пиратства в южных морях. Так что преждевременно радоваться и говорить о нашем умении использовать природные богатства России в ее национальных интересах. Ситуация в Прибалтике говорит как раз об обратном.
     Вот уже пятнадцать лет захотевшие уйти в «свободное плавание» прибалтийские республики бывшего СССР живут за счет удивительно доброго отношения к ним со стороны бывшей метрополии, снабжающей их электроэнергией, нефтью и нефтепродуктами. В ответ – враждебная политическая линия, услужливость перед военными структурами НАТО, притеснения этнических русских, поддержка нацистских организаций, что озадачивает даже западноевропейскую общественность. Естественно, закрадывается вопрос: а почему бы не употребить самое грозное – объективно – оружие российской дипломатии – нефтяное? Увы, на этот вопрос ответа до сих пор нет. Некоторые эксперты на условиях анонимности намекают, что за постсоветское время бывшие братья-прибалты накопили немало компромата на крупных российских предпринимателей, использовавших широко прибалтийские банки для отмывания своих доходов, для сомнительных сделок по вывозу из России цветных металлов, нефти и нефтепродуктов, леса и т.п., словом, всего того, что можно было с выгодой для себя реализовать за границей.
     Может это и так, но главная причина, думается, в ином. Складывается мнение, что Россия пока не выработала системного подхода в отношении стран Балтии, поддержки в них (в рамках норм международного права) пророссийски настроенных общественных сил, реалистов, понимающих, что Россия и Прибалтика обречены самой географией быть вместе. Ведь для здравомыслящих политиков очевидно, что Западу страны Балтии нужны лишь как плацдарм в антироссийских акциях, как «разменная монета» в большой политике. Никто не намерен «за здорово живешь» финансировать экономику трех маленьких государств. И, наверное, для России не было бы зазорным, беря пример со старших партнеров по новому миропорядку, активнее и жестче использовать экономические рычаги воздействия, в том числе «нефтяное оружие», ради отстаивания национальных интересов.
     Иногда России это удается. На днях стало известно, что государственная компания «Транснефть» отказалась прокачивать казахскую нефть через российскую территорию в Литву. Как заявил глава компании Семен Вайншток, он отозвал свою подпись в договоре с «Казмунайгазом», в соответствии с которым казахская компания собиралась прокачивать 12 млн. тонн нефти в направлении порта Бутинге. Некоторые аналитики считают, что это «наш ответ Чемберлену».
     Президент ConocoPhillips Джеймс Малва, не раз встречавшийся с главой российского государства, заявил недавно во время встречи с премьер-министром Литвы Альгирдасом Бразаускасом, что эта американская компания готова приобрести пакет акций литовского НПЗ поровну с российской нефтяной компанией ЛУКОЙЛ. По мнению Малвы, предложение ConocoPhillips является конкурентоспособным, а инвестиции могут достигать сотни миллионов долларов. Литовский премьер, известный своим здравомыслием, сообщил в свою очередь, что правительство в Вильнюсе создало группу по переговорам и готово начать переговоры со всеми претендентами, но не может игнорировать политические аспекты, т.е. учитывать позицию сейма, где, увы, здравый смысл присущ далеко не всем парламентариям. Вот бы где подключиться российской дипломатии, поддержав российский бизнес. Можно по-разному оценивать мотивы главы «Базового элемента» Олега Дерипаски, обратившегося, по сообщениям СМИ, в МИД России с просьбой помочь его компании приобрести акции литовского НПЗ. Но в одном он прав: российская дипломатия должна активнее отстаивать национальные интересы, в том числе и экономические.
     Прошли времена (по крайней мере для нынешней России), когда военными угрозами можно было добиться экономических преференций. И силы не те, и расклад на мировой арене не в нашу пользу. Но у нашего государства есть благодаря счастливому стечению обстоятельств на мировом рынке иной, даже более эффективный инструмент отстаивания своих национальных интересов: нефть и природный газ. Только используем мы его как-то робко, словно чего-то стесняемся. А в политике, как и в бизнесе, уважают только сильных и волевых, так что пора проявить русский характер.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex